Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Катера / 1970 год / Механическая установка катера «Тюлень»
    Краткое оглавление
    Валопровод Система охлаждения Выхлопной трубопровод Топливная система Дистанционное управление


    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Водометная установка для небольшого катера
    Выбор типа туристического катера
    Катера любительской постройки
    Любительская постройка корпуса катера
    Упорно-опорный подшипник валопровода для катера с двигателем АМ-401
    Водометный движитель для небольшого катера
    Туристам необходимы водометные катера
    О ходовом дифференте катера
    Какой тип катера строить?
    Пояснения к проекту катера «Тисса»
    Постройка мореходного катера «Помор»
    Установка двигателя от автомобиля «Запорожец» на лодке
    Какой эффект дает установка реданов?
    Поворотно-откидная колонка для катера


    Механическая установка катера «Тюлень»

    Год: 1970. Номер журнала «Катера и Яхты»: 27 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииДетали установки
    Детали установки
     
    Наиболее доступным из стационарных двигателей мощностью 10—30 л. с., пригодных для установки на «Тюлень», является двухтактный «СМ-557Л»; он имеет малые габариты и вес, достаточную мощность (13,5 л. с.), вполне надежен. Если смириться со сравнительно большим расходом топлива — почти 8 л/час, то единственным недостатком этого двигателя будет невозможность снимать с него полную мощность из-за слишком высокого числа оборотов гребного вала. Максимальный коэффициент полезного действия гребного винта, который может быть получен при таких оборотах и скорости около 15 км/час, будет составлять не более 0,48, да и то при условии замены штатного гребного винта новым с диаметром 300 и шагом 170 мм. В штормовую погоду упора, развиваемого винтом, едва хватает для обеспечения нормальной управляемости судна.

    Разумеется, гораздо более высокие результаты можно получить с четырехтактным двигателем, работающим, к тому же, с меньшим числом оборотов. Однако достать такой двигатель, как «Л12», «ПД-1ОМ», «АМ-407» с редуктором, «УД-25», не так-то просто. Поэтому и приводится чертеж установки с «СМ-557Л»; такое решение оправдывается еще и тем, что сейчас в торговую сеть поступает новая модификация этого двигателя — 18-сипьный «Луч».

    Валопровод


    Информация об изображенииМонтажный чертеж механической установки
    Монтажный чертеж механической установки
     
    Используются детали (вал, муфта, дейдвудный сальник), поставляемые вместе с двигателем. Кронштейн гребного вала рекомендуется заменить; лучше поставить так называемый «закрытый» кронштейн, обеспечивающий лучшую защиту винта от повреждений и опору для руля.

    Информация об изображенииКронштейн с регулируемым наклоном вала
    Кронштейн с регулируемым наклоном вала
     
    Дейдвудный сальник крепится к клиновому брусу, устанавливаемому на резенкиль. Способы пробивки и монтажа линии вала при таком варианте конструкции подробно описаны в статье В. И. Агафонова в 22 номере сборника. Следует заметить, что необходима весьма точная и жесткая центровка линии вала, так как «играть» можно лишь за счет толщины прокладок под лапами двигателя (дет. 18) и под плитой кронштейна, а также за счет небольшого смещения сальника 4, которое допускает его крепление на шпильках.

    Лучше же дать валу большую свободу в сальнике и кронштейне. Сальник можно закрепить при помощи эластичного дюритового соединения к металлической сварной коробке, как показано на рисунке, а кронштейн — выполнить с регулируемым наклоном оси подшипника. Регулировка производится за счет поворота опорной плиты относительно среднего болта; после окончательной центровки, когда гребной вал совершенно свободно проворачивается рукой, просверливаются отверстия под остальные болты, которые лучше поставить с плотной посадкой.


    Система охлаждения


    Информация об изображенииСхема охлаждаемого глушителя
    Схема охлаждаемого глушителя
     
    Для забора воды в систему охлаждения неплохо изготовить специальный кингстон — запорный клапан с коническим раструбом. Раструб нужен для того, чтобы уменьшить скорость потока воды на входе в систему, благодаря чему снижается вероятность засасывания в трубопровод грязи. Клапан может быть применен любого типа; важно, чтобы его условный проход составлял 18 мм.

    Из блока цилиндров вода поступает на охлаждение глушителя, а оттуда впрыскивается в выхлопной трубопровод и вместе с отработавшими газами выбрасывается за борт. Вся система монтируется из шлангов с внутренним диаметром 18 мм на дюритовых муфтах.

    Впрыскивание воды в газовыхлоп снижает и шум, и температуру газов, поэтому изолировать (асбестовым шнуром и тканью) можно не всю выхлопную трубу, а только небольшой участок у глушителя. Лучше, если вода впускается через несколько отверстий, расположенных равномерно по окружности выхлопной трубы, но можно ограничиться и простым вводом трубки.

    Выхлопной трубопровод


    Информация об изображенииДейдвудный сальник
    Дейдвудный сальник
     
    Приводим эскиз охлаждаемого глушителя, который крепится к выхлопному фланцу двигателя с помощью углового патрубка. Для уменьшения габаритов этот патрубок лучше сварить из отдельных колен, вырезанных из трубы 42X2, а не гнуть. Неохлаждаемая часть выхлопного трубопровода (до ввода в нее воды) вваривается в глушитель и соединяется с основной трубой дюритовой муфтой. Такие же соединения предусмотрены и у борта, чтобы шум и вибрация не передавались на корпус катера.

    В проекте предусмотрен вывод трубы на левый борт, так как по правому борту в кокпите должен оставаться свободный проход. Особое внимание нужно обратить на водонепроницаемость крепления патрубка к борту. Лучше всего здесь применить прокладку из стеклоткани на эпоксидном компаунде, набрав из слоев ткани толщину, необходимую для плотного прилегания фланца к обшивке.


    Разумеется, неплохо бы вывести выхлопную трубу в транец — меньше пачкается борт, а дым не попадает в кокпит, однако трубопровод при этом получается тяжелее и занимает в катере больше места.

    Топливная система


    Расходный топливный бак расположен в кокпите у переборки каюты. По длине бак должен размещаться в шпации между 5 и 6 шп.; по ширине и высоте размеры его выбираются так, чтобы он не мешал открыванию двери в каюту и устройству койки на банке кокпита. Максимальная емкость бака составляет 48 л; этого достаточно для непрерывного семичасового хода катера. Дополнительные емкости (или канистры) можно расположить под сиденьями кокпита и в ахтерпике.

    Дистанционное управление


    Манетка газа, имеющаяся в комплекте двигателя, крепится на комингсе рубки под левой рукой рулевого. Тросик газа заменяется более длинным, заключенным в боуденовскую оболочку. Для компенсации трения тросика в оболочке необходимо поставить возвратную пружину (непосредственно у карбюратора или, как это показано на чертеже, на стенке рундука кокпита).

    Рычаг реверса располагается по правую руку от рулевого. Подключение к двигателю осуществляется валиком (дет. 30) с муфтой, надеваемой на место штатного рычага реверса.

    Для устранения люфта трубчатая тяга 27 снабжается (на одном конце) вилкой с резьбой, позволяющей регулировать длину тяги. Для рычага реверса используется штатная ручка, к которой подводится трос сцепления в боуденовской оболочке.

    Описанная установка соответствует и двигателю «Луч», если не считать того, что его предполагается комплектовать охлаждаемым глушителем. При установке других двигателей добавляется немало забот — о реверсивном устройстве, упорном подшипнике гребного вала, понижающей передаче от коленчатого вала к гребному. Желательно получить на гребном винте «Тюленя» 1500—2000 об/мин или ниже.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    «Тюлень» — катер для дальних путешествий
    Наш вариант моторной лодки «МК-29»
    Дюралевый вариант моторной лодки «МК-29»
    Крылья для «Казанки» с подвесным мотором «Вихрь»
    Прогулочно-туристский швертбот «Старт»
    Килевая крейсерская яхта «Афалина» из «Эмки»
    Катер с мотором «Москва» по описанию «Нерпы»
    Транспортабельная съемная трасса для слалома
    Установка мотора «Салют» на байдарке «Луч»
    Серийная прогулочная моторная лодка «Ока»
    Пятиметровая лодка под подвесной мотор «Вихрь»
    Проект мотолодки «Пеликан» для мощных подвесных моторов
    Крейсерский катамаран «Гардарика»
    Универсальный туристический катамаран «Отдых»
    Комфортабельный туристический водометный катер «Турист»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Механическая установка катера «Тюлень»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Проект разборного каноэ Чеботарева
    Швертбот-одиночка международного класса «Мотылек»
    Швертбот-одиночка монотип «Мот-Европа»
    Прогулочная пластмассовая мотолодка «Восток»
    «Гауя» — первый катамаран из Царникавы
    Проект дюралевой мотолодки «Демон»
    Два проекта двухместных дюралевых мотолодок
    Разборная байдарка-двойка «Чертенок» простейшей конструкции
    Парус для шпоновых лодок и аналогичных размерений
    Амортизированные колеса для мотолодки «Прогресс»
    Проект моторной лодки «Суперкосатка»
    Шведский водоизмещающий катер «Албин-25»
    Фанерная моторная лодка для мотора «Вихрь»
    Крейсерский парусный катамаран «Капитан Уиллис»
    Новый вариант мотолодки «ПК-5» — «Катран»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 27 + 12 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории