Основные данные байдарки
Длина расчетная, м | 4.80 |
Ширина расчетная, м | 0.82 |
Высота борта на миделе, м | 0,30 |
Вес корпуса, кг | 40.0 |
Грузоподъемность паспортная, кг | 250 |
Надводный борт при полном водоизмещении, м | 0,12 |
Авторы «Искры» поставили перед собой задачу разработать проект легкой на ходу неразборной байдарки, простой по конструкции, рассчитанной на крупносерийное производство, надежной и долговечной в эксплуатации. Удовлетворить указанным требованиям, на наш взгляд, может только судно, построенное из стеклопластика. Именно к этому материалу мы и решили обратиться.
Корпус байдарки имеет обычные обводы водоизмещающего типа; наиболее полная часть несколько смещена от миделя в корму. Носовые ватерлинии заострены, кормовые — более плотные. Для улучшения всхожести на волну носовые шпангоуты выполнены с развалом; высота борта на форштевне сделана на 90 мм больше, чем на миделе. Для повышения маневренности днище в оконечностях поднято на 50 мм.
Применена трехслойная скорлупная конструкция: на наружную обшивку толщиной 1,75 мм изнутри нанесен жесткий пенополиуретан, обформованный одним слоем стеклоткани. Легкий заполнитель обеспечивает непотопляемость байдарки. Никакого набора и пайолов не требуется.
Стеклопластиковая дека по периметру переходит в планширь, который крепится к верхней кромке бортов. Вырез кокпита 2300X400 обделан 40-мнллиметровым фальшбортом. В носовой части сделан козырек. Байдарка укомплектована полностью закрывающим кокпит съемным фартуком из легкой непромокаемой ткани.
Гребцы располагаются на удобных профилированных жестких сиденьях со съемными, также повторяющими форму тела спинками. Спинки, как и весла, имеют положительную плавучесть.
Управление осуществляется с заднего сиденья при помощи двух педалей и штуртросовой проводки. Педали, установленные па съемной оси, можно переставлять по росту рулевого.
Снаряжение н запасы общим весом до 100 кг размещаются под палубой-декой и оконечностях и у кокпита вдоль бортов; для крепления грузов тросиком по фальшборту и днищу заформованы скобы.
Па носу и и корме установлены обушки — рымы для буксировки и швартовки; предусмотрена установка мачты для паруса площадью до 3 м2 (в носовой части кокпита закреплена втулка-обойма, в днище наформован степс). При некотором усилении фальшборта в кормовой части кокпита возможна установка бортового мотора мощностью до 2,5 л. с.
Испытания опытного образна «Искры» проводились на Черном море (при удалении от берега до 500 м) и на небольшом озере, а также на берегу.
Общая прочность байдарки проверялась установкой на две опоры (расположенные на ¼ длины от носа и кормы) при. загрузке, равной 1.25 паспортной грузоподъемности. Корпус прогнулся при этом всего на 10 мм. а когда нагрузку сняли, снова выпрямился без остаточных деформаций.
При повышении нагрузки плавающей байдарки до 590 кг она погрузилась по планширь, оставаясь в положении на ровный киль. Не опрокинулась она и при перемещении люден с оконечностей в кокпит, и при высадке их на берег.
Чтобы убедиться в непотопляемости, в байдарку, в которой находились два гребца общим весом 150 кг, залили 530 литров воды. После этого гребцы продолжали движение под веслами (ем, фото). Когда догрузили еще 33 кг чугунного балласта, планширь погрузился в воду, но и после этого байдарка осталась на плаву, сохраняя положительную остойчивость.
Были экспериментально определены начальная остойчивость нормально загруженной байдарки, углы крена и соответствующие им кренящие моменты.
По сравнению с наиболее распространенными у нас разборными двухместными байдарками (см. таблицу), «Искра» показала себя гораздо более безопасным — остойчивым и непотопляемым судном. Ходовые качества ее также значительно лучше, чем у остальных сравниваемых байдарок. Грести на ней заметно легче, чем на том же «Салюте», поскольку, как показали замеры, сопротивление корпуса движению у «Искры» чуть ли не вдвое меньше. Сопротивление замерялось динамометром при буксировке полностью загруженной байдарки (два человека и 116 кг балласта) за мотолодкой на 20-метровом тросе. Волнообразование и дифферент на корму даже па максимальной скорости 12,5 км/час были незначительны.
Маневренность байдарки оценивалась при ходе на веслах между препятствиями и при подходе к берегу. Байдарка устойчива па курсе, хорошо слушается руля, легко управляется и одними веслами; изменять курс можно также и закрениванием байдарки на ходу.
Байдарка удобна для загрузки и выгрузки; благодаря большой прочности корпуса ее без опаски можно вытаскивать на берег для обноса препятствий, погрузки на автомобиль и т, п. Несколько больший, по сравнению с разборными байдарками, вес с лихвой оправдывается значительно большей надежностью и долговечностью корпуса.
Результаты испытаний показали, что «Искра» полностью соответствует назначению и вполне пригодна для использования на туристских базах и лодочных станциях. Тем не менее перед запуском в серийное производство следует провести опытную эксплуатацию байдарки на каком-либо типичном плановом туристском маршруте и, для гарантии, па маршруте высокой (IV—V) категории сложности.