Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Парусные яхты / 1972 год / Спортивно-туристский швертбот «Креветка»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Прогулочно-туристский швертбот «Креветка-2»
    Модернизированнный прогулочно-туристский швертбот «Креветка-2»
    Спортивно-туристский швертбот «Чиж-2»
    Туристский швертбот «Мышка»
    Туристский швертбот с маневровым электромотором
    Прогулочно-туристский швертбот «Старт»
    Прогулочно-туристский швертбот «Трепанг»
    Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»
    Туристский парусник-швертбот для четырех человек
    Достройка туристского швертбота «Креветка»
    Опыт постройки и эксплуатации швертбота «Креветка»
    Еще один построенный вариант швертбота «Креветка»
    Швертбот-двойка Турист
    Швертбот Колибри


    Спортивно-туристский швертбот «Креветка»

    Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 38 (Все статьи)
              0


    Парус в нашей стране еще не стал достоянием широких кругов любителей водного туризма и спорта. Если, скажем, мотолодки и подвесные моторы изготовляются на многих предприятиях десятками тысяч единиц и практически каждый желающий может приобрести их в магазине, то производство, парусных яхт, освоенное всего лишь на трех небольших верфях, не может удовлетворить спрос даже спортивных коллективов и организаций. Поэтому «неорганизованным» поклонникам паруса приходится рассчитывать только на постройку яхт своими силами.

    Предлагаемый вниманию самодеятельных судостроителей швертбот «Креветка» не является судном какого-либо спортивного класса и не предназначен для гонок. Основное его назначение — обучение управлению парусной яхтой, прогулки и небольшие туристские походы. Швертбот оборудован небольшой рубкой-убежищем, вместительными рундуками для размещения походного снаряжения. Предусмотрены воздушные отсеки большого объема и «глухой», минимальных размеров кокпит. При всем этом мы старались не увеличивать размерения, чтобы компактное и простое парусное вооружение обеспечивало хорошие ходовые качества лодки, чтобы проще и дешевле были и ее постройка, и эксплуатация.

    Основные данные швертбота


    Информация об изображенииРисунок швертбота «Креветка»
    Рисунок швертбота «Креветка»
     
    Длина наибольшая, м4,30
    Длина по КВЛ, м4,42
    Ширина наибольшая, м1,72
    Высота борта на миделе, м0,65
    Осадка, м:
    корпусом0,20
    со швертом1,20
    Водоизмещение по КВЛ, м30,45
    Площадь парусности, м213,5

    В конструкции и оснастке «Креветки» можно видеть ряд элементов, присущих современным спортивным швертботам. Шверт и перо руля сделаны из дерева (или водостойкой фанеры), имеют обтекаемое поперечное сечение и большое удлинение. Для эффективного откренивания судна в свежий ветер кокпит оборудован ножными ремнями, а румпель — поворотной тягой. Штаг снабжается устройством для закрутки стакселя, гик — простейшим «патент-рифом».


    Немного пояснений, обосновывающих принятую конструкцию швертбота. Помещение в рубке имеет минимальные размеры и предназначено только для оборудования здесь широкой койки на двух человек. Высота над настилом вполне достаточна для размещения на ночлег. Увеличивать же высоту рубки не рекомендуем: швертбот окажется плохо управляемым в свежий ветер, у него резко снизится скорость хода при лавировке; поэтому даже маленькой рубочке пришлось придавать обтекаемую форму. На стоянке каютка превращается в запираемый рундук, куда укладываются паруса и все снаряжение. Рубка выполняет и другую, весьма важную для маленького суденышка функцию — защищает экипаж от брызг, а кокпит от заливания волной с носа.

    Информация об изображенииОбщий вид и парусность швертбота
    Общий вид и парусность швертбота
     
    Основной запас плавучести расположен в бортовых воздушных отсеках, образованных продольными переборками кокпита и настилом сидений. Такое решение также заимствовано с конструкций чисто гоночных швертботов. Если «Креветку» даже положит парусами на воду, ее нетрудно будет поставить на ровный киль, а затем и откачать воду из кокпита. Дополнительной мерой безопасности в плохую погоду служит и полная изоляция кокпита от каюты: для этого достаточно закрыть плотными задвижными щитками входной люк.

    В отличие от гоночных швертботов, «Креветка» имеет сравнительно высокий надводный борт. Сиденья в кокпите расположены несколько ниже палубы; это, во-первых, улучшает остойчивость, а во-вторых, делает более удобным размещение экипажа в кокпите — увеличивается высота до гика.

    Оптимальный экипаж для «Креветки» — два человека, но в небольшой поход вполне можно взять и третьего; ночевать он сможет в кокпите, накинув на гик специальный тент или парус для защиты от росы и дождя.


    С учетом назначения судна мы применили вращающийся шверт и подъемное перо руля; это удобнее при частых подходах к берегу и плаваниях по рекам. Мачта сделана заваливающейся; крепится она в металлическом стакдерсе на крыше рубки. Чтобы не усложнять и не утяжелять конструкцию рубки, под мачтой установлен трубчатый бимс, который передает осевое усилие на палубу и «разгружает» рубку. Если смириться с дополнительными неудобствами, можно вместо этого бимса поставить обычный трубчатый пиллерс (стойку прямо под мачтой), уперев его в киль. Результат будет одинаков.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж
    Теоретический чертеж
     
    Нередко фанерный корпус чрезмерно перегружают поперечным набором. Мы старались избежать такого усложнения конструкции. На «Креветке» только один шпангоут «А», не выполняющий никаких дополнительных функций; кроме того есть еще транец, переборка воздушных отсеков «В» и переборка каюты «Б». Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить корпусу жесткость и придать ему заданную теоретическим чертежом форму.

    Обшивку корпуса и палубу предусмотрено выполнить из водостойкой фанеры (авиационной БС или ФСФ) толщиной 5—6 мм с оклейкой стеклотканью если не всей поверхности, то во всяком случае — открытых кромок фанеры. Подробно технология защитного покрытия корпуса стеклопластиком рассмотрена в статье Б. П. Фаворова, опубликованной в №36 сборника. Для оклейки советуем использовать самую тонкую и легкую стеклоткань (стеклосетку) в один-два слоя, чтобы не утяжелить корпус.

    Возможно, некоторым любителям чисто спортивных плаваний рубка покажется излишней. В этом случае «Креветку» легко превратить в швертбот открытого типа. Носовую палубу нужно будет продлить до мачты и установить здесь поперечную переборку. До этой переборки надо будет довести продольные переборки и сиденья кокпита, На месте шпангоута «А» рекомендуется сделать вторую переборку, образующую носовой воздушный отсек. Нужно будет позаботиться о лючках для доступа в бортовые рундучки сверху, а также использовании пространства между подмачтоеой и форпиковой переборками.


    Информация об изображенииКонструктивный чертеж корпуса
    Конструктивный чертеж корпуса
     
    Для постройки швертбота необходимо 15 стандартных листов фанеры толщиной 5—6 мм и два листа толщиной 4 мм для рубки. Весь набор вырезается из соеновых реек, хотя некоторые детали (киль, форштевень, основание и шпонки швертового колодца, буртики) весьма желательно изготовить из более твердых пород древесины — дуба или ясеня. Кроме латунных или оцинкованных шурупов, для соединения деталей потребуется водостойкий клей, приготовленный на основе фенольно-баритовых, резорциновых или эпоксидных смол.

    Плазовая разбивка сводится к вычерчиванию обводов транца, переборок «Б» и «В», шпангоута «А» и форштевня. Размеры переборки «Б» даны на теоретическом чертеже в истинном виде, т. е. с учетом ее наклонного положения.

    К транцу помимо брусков обвязки нужно сразу же закрепить бруски 49—50 для присоединения стенок кокпита 9 и сидений, а также стопорные брусочки 31, препятствующие выпаданию пайолов при крене швертбота. Такие же бруски надо закрепить и на переборке «Б» до ее установки на стапеле.

    Некоторую сложность представляет выбирание щели для шверта в заготовке киля. Эту операцию лучше всего выполнить так. Просверлите с одного конца размеченной на доске щели перкой диаметром 26 мм несколько отверстий вплотную одно к другому. Стамеской выберите участок длиной по полотну ножовки и выпилите ею основную часть щели. В средней части щель обязательно надо сделать на 4—5 мм шире, чем по концам: в воде киль и шверт разбухнут и шверт может заклинить.

    Информация об изображенииКонструкция рубки, шверт и руль
    Конструкция рубки, шверт и руль
     
    Форштевень к носовой книце и кницу к килю закрепите болтами диаметром 6 мм или медными заклепками — по три в каждую деталь.

    До начала сборки корпуса склейте из двух листов фанеры по длине продольные переборки кокпита; они размечаются по чертежу и обрезаются в чистый размер по нижней кромке. К верхней кромке крепятся рейки 14, к нижней — рейки 35 опоры пайолов. Затем соберите предварительно узел швертового колодца вместе с рейками 69 крепления переборки. Нижние концы шпонок 64 втугую подгоните по щели в киле. Внутренние поверхности колодца перед сборкой нужно покрыть водостойким клеем или хорошо проолифить и окрасить.


    Сборку корпуса описываемой конструкции удобнее выполнять в нормальном положении — килем вниз на стапеле из двухдюймовой доски, поставленной на ребро на козелки.

    Информация об изображенииПодготовка кромок фанеры для стыкования
    Подготовка кромок фанеры для стыкования
     
    На: верхней строго прямолинейной и горизонтальной грани стапеля размечаются центровая линия ДП, а также положение теоретических шпангоутов и переборок. На каждой отметке ставятся брусочки, толщины которых равны. значениям высоты от основной линии до киля (по плазовой таблице); затем на них укладывается и закрепляется к стапелю киль с заранее установленным на нем швертовым колодцем и форштевнем.

    Транец и переборку «Б» надо установить на киль под соответствующим углом к вертикали (советуем заранее сделать шаблоны из фанеры); переборка «В» и шпангоут «А» — ставятся строго вертикально. Вспомогательными рейками и упорами жестко раскрепляют шпангоут и переборки к стапелю и полу, затем прикладывают и аккуратно врезают привальные брусья, скуловые стрингеры, продольные рейки по борту и по днищу; продольный набор крепят к поперечному на шурупах и клею. Одновременно врезают в привальный брус вполдерева бимсы, а в бимсы — карленгсы и мидельвейс. Подготовка выставленного набора к обшивке бортов заканчивается прострагиванием всех выступающих кромок под малку.

    Вырежьте полосы фанеры шириной по высоте борта, временно закрепите их гвоздиками к набору, причертите по кромкам привального бруса и скулового стрингера и наметьте места расположения стыков. Располагая надежным клеем, фанеру лучше стыковать на ус с перекроем 60—80 мм. Советуем обрабатывать стыкуемые кромки обоих листов совместно. Для этого закрепляют на гвоздиках к верстаку сначала один лист, затем на него накладывают, перевернув и отступя от. обрабатываемой кромки на величину перекроя, второй и прострагивают полуфуганком кромки сразу обоих листов таким образом, чтобы слои фанеры на срезах были параллельны и имели одинаковую ширину. При склеивании под стык подкладывается доска, сверху — другая; обязательно надо уложить грузы.


    Информация об изображенииТак можно склеить заготовку для шверта и руля
    Так можно склеить заготовку для шверта и руля
     
    По верхней и нижней кромкам бортов лучше оставить припуск 5—10 мм, удаляемый рубанком после окончательного крепления листов к набору.

    На стапеле же можно установить продольные стенки кокпита и палубный настил, а также подготовить палубу к монтажу рубки, наклеив накладки 21 и 79. Затем корпус освобождается от всех креплений к стапелю, снимается с него и переворачивается вверх килем.

    Малковка набора (с прикладыванием куска фанеры к килю и скуле) и сращивание по длине листов выполняются таким же образом, как и при обшивке бортов. Закрепив днищевые листы, прострагивают все кромки, устанавливают накладку форштевня и буртики. Снова переворачивают корпус и подготавливают крепления для настила коек в каюте. Это — рейки сечением 25X20, приклеенные к бортам на уровне 250 мм от основной плоскости. Можно ориентироваться по верхней кромке флора на шпангоуте «А».

    Сборку рубки начинайте с установки рамки, состоящей из стоек 77, поперечины 76 и продольной планки 75, которая выклеивается из трех реек по шаблону. Из обрезков плохой фанеры или толстого картона изготовьте по месту шаблоны комингсов и крыши рубки, а затем уже размечайте детали.

    Информация об изображенииКак вырезать щель для шверта в киле
    Как вырезать щель для шверта в киле
     
    Крыша к фанерным комингсам крепится скрепками из 2-миллиметровой медной проволоки с последующей обклейкой соединения лентами стеклоткани на эпоксидном связующем. Сначала, просверлив отверстия дрелью, поставьте несколько таких скрепок и стяните концы проволоки изнутри рубки, как показано на эскизе. Затем прострогайте стыкуемые кромки и поставьте остальные скрепки примерно через 120 мм. Сначала накладывают ленту стеклоткани снаружи; после отверждения стеклопластика откусывают проволоку изнутри, загибая ее концы, и ставят внутренний слой, окончательно упрочняющий и герметизирующий соединение.

    Чертежи парусов, рангоута и деталей вооружения швертбота будут опубликованы в следующем номере. Здесь приводим эскизы шверта и пера руля, а также рулевых петель и баллера. Если шверт и руль склеиваются из досок, рекомендуется после обработки оклеить их стеклопластиком с последующей тщательной зачисткой, шпаклевкой и полировкой поверхности. От качества отделки шверта скорость яхты зависит в такой же степени, как и от гладкости обшивки днища. У нижнего конца шверта и руля стамеской выбирается углубление для установки свинцовых пластинок, которые не дадут всплывать этим деревянным деталям. При опущенном шверте щель в днище закрывается резиновыми полосами 70, благодаря чему снижается сопротивление воды движению судна.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +26

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Дюралевая глиссирующая мотолодка «Лотос-2»
    Новые быстроходные катера «Ласточка» и «Стриж»
    Четырехместная дюралевая моторная лодка «Днепр»
    Туристический катер «Атлас» с двумя подвесными моторами
    Английский прогулочный швертбот «Миррор Динги»
    Стационарные и полустационарные крепления для водных лыж
    Комфортабельный катер-тримаран «Лангуст»
    Дюралюминиевая моторная лодка «Казанка-2М»
    Речной разъездной катер «Пеликан»
    Разъездной катер «Сонни-14» конструктора Ренато Леви
    Типовые сооружения береговых баз для лодочных стоянок
    Проекты портативных малогабаритных лодок
    Постройка крейсерских швертботов класса Т2
    Проект спортивного швертбота национального класса
    Проект французского швертбота класса «Ворьен»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Спортивно-туристский швертбот «Креветка»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Самодельная надувная байдарка с обводами байдарки «Луч»
    Новая улучшенная модель мотолодки «Прогресс-4»
    Четырехместная мотолодка-тримаран «Микро-2»
    По воде, как по снегу: водные лыжи без буксировщика
    Универсальный швертбот-двойка класса «420»
    Достройка туристского швертбота «Креветка»
    Одноместная разборная байдарка «Сирена»
    Прогулочно-туристская мотолодка «Дракон»
    Мотолодка «Темп» на базе корпуса «Дракона»
    Дюралюминиевый шестиместный катер «Амур-М»
    Гоночный катамаран Ренато Леви — «Леви Кэт-18,5»
    Спортивно-прогулочная моторная лодка «Радуга»
    Пластмассовая мотолодка «Ладога»
    Супер-яхта «Чизм» Ангуса Примроуза
    Гоночный глиссер класса R2


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 30 + 29 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории