Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Моторные лодки / 1973 год / Мотолодка на подводных крыльях «Афалина»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Мотолодка «Синичка» на подводных крыльях
    Мини-мотолодка «Каскад» на подводных крыльях
    Модель яхты на подводных крыльях с жестким парусом
    Моторная лодка на подводных крыльях
    Яхты на подводных крыльях
    Одноместный катер на подводных крыльях
    Парусный катамаран на подводных крыльях «Андромеда»
    Мотолодка «Афалина» — мнения, проблемы и перспективы
    Морские сани «Лапоть» на подводных крыльях
    Парусные яхты на подводных крыльях
    Мореходный миноносец на подводных крыльях
    Быстроходное судно на подводных крыльях «Тайфун»
    Перспективы судов на подводных крыльях
    Тримаран на подводных крыльях «DAT» не боящийся волнения


    Мотолодка на подводных крыльях «Афалина»

    Год: 1973. Номер журнала «Катера и Яхты»: 46 (Все статьи)
              0


    Ленинградские водно-моторные туристы давно познакомились с мотолодкой «МЛ», спроектированной конструктором судоверфи ВЦСПС М. Л. Порцелем под мотор «Москва». Эта лодка послужила прототипом при разработке проекта, предлагаемого вниманию читателей. Конструкция корпуса оставлена практически без изменения, но обводы и архитектура лодки существенно переработаны.

    Основные данные лодки


    Информация об изображенииОбщий чертеж мотолодки
    Общий чертеж мотолодки
     
    Длина наибольшая, м4,42
    Ширина, м:
    по палубе1,64
    по скуле на транце1,18
    Высота борта на миделе, м0,68
    Вес корпуса, кг130
    Подвесной мотор, л. с.14—30

    Мотолодка «Афалина» предназначается для прогулок и непродолжительных (один-два дня) походов по большим рекам и плесам, где велика вероятность встречи с развитым волнением. С подвесным мотором мощностью 20—30 л. с. лодку можно использовать в качестве буксировщика воднолыжника для отработки элементов фигурного катания.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж
    Теоретический чертеж
     
    Боковой профиль лодки построен в соответствии с так называемой «формой трохоиды» — формой волнового профиля, придающей силуэту судна приятную мягкую динамичность, подчеркивающую его скоростные и мореходные качества. Сильно наклоненные плоские поверхности ветрового стекла постепенно, по вогнутой кривой, уменьшаются по высоте к корме, переходя в жесткий высокий комингс кокпита.

    Планировка судна, элементы оборудования ничем не отличаются от неоднократно описанных в сборнике проектов и останавливаться подробно на них нет нужды. Заметим лишь, что сиденья на лодке жесткие, складывающиеся и могут быть убраны в нос под палубу; кокпит при этом полностью свободен и здесь можно разложить надувные матрацы или спальные мешки.


    Штурвал предлагается расположить на палубе за ветровым стеклом по левому борту таким образом, чтобы ось штурвала была вертикальной. Такое расположение облегчает доступ в носовое подпалубное пространство, упрощает конструкцию корпуса.

    Информация об изображенииКонструктивный продольный разрез и план
    Конструктивный продольный разрез и план
     
    На мой взгляд, в условиях незначительного волнения наибольшей эффективности использования мотолодки можно добиться установкой подводных крыльев. Скорость практически любой глиссирующей лодки увеличивается при этом в 1,2—1,3 раза или соответственно увеличивается ее грузоподъемность без существенного падения скорости. В частности, известен случай выхода на крылья судна весом в 800 кг под 20-сильиым «Вихрем».

    Крыльевое устройство «Афалины» состоит из. носового V-образного крыла, пересекающего поверхность воды, и кормового плоского малопогруженного крыла. Носовое крыло крепится к корпусу с помощью изогнутых болтов, под которые подкладывают шайбы такой высоты, чтобы головка-ручка была направлена вниз.

    Информация об изображенииСечения по шпангоутам
    Сечения по шпангоутам
     
    Если крыло сделано нз легкого сплава, толщину профиля следует увеличить до 0,1 ширины крыла. В любом случае полезно поставить кронштейн, опирающийся на киль, под который по месту подбирают необходимой высоты подкладки. Кормовое крыло крепится к параллелограмму, на котором навешивается мотор. Конструкция позволяет по мере необходимости поднимать и опускать мотор и крыло. Пружины подбираются такими, чтобы уравновесить вес мотора с крылом, и тогда в опущенном состоянии система удерживается только упором винта.

    Здесь приводится только наиболее простой вариант крепления крыльев к корпусу. Более-удачная, но и более сложная система описана А. С. Нугуновым в сборнике №26 (1970 г.). Углы установки крыльев подбираются последовательным приближением, но для первого выхода носовое крыло надо установить с углом атаки к горизонту минус 1—2°, кормовое +1°.


    Информация об изображенииКонструкция кормового крыла
    Конструкция кормового крыла
     
    Топливные баки (мы рекомендуем использовать штатные бачки к моторам «Нептун») устанавливаются за кормовой водонепроницаемой переборкой, тогда в случае случайного выплескивания смеси в кокпит не попадает бензин и масло. Следует иметь в виду, что лодка быстрее выйдет на глиссирование с более носовой центровкой, а после преодоления горба сопротивления груз может быть смещен к корме — на скорости это отразится мало.

    Несколько слов необходимо сказать об обводах и гребных винтах. «Афалина» — типичное судно с «глубоким V», но для улучшения прочностных и гидродинамических качеств корпуса днищевым ветвям шпангоутов придана значительная выпуклость. На небольших скоростях лодка ведет себя как обычный килеватый катер: удары по сильно килеватому днищу у скул не велики, зато на полном ходу с небольшой нагрузкой лодки идет на почти плоском сильно вытянутом участке днища с оптимальными углами атаки и мало чувствительна к изменению центровки.

    В первом приближении можно подобрать винт, пользуясь рекомендациями приведенной таблицы (мотор «Вихрь-М»):


    Рекомендуются трехлопастные гребные винты с дисковым отношением, равным 0,55.

    Информация об изображенииКонструкция носового крыла
    Конструкция носового крыла
     
    В заключение отметим, что форштевень надо склеить из реек толщиной 6—8 мм, а после обработки состыковать с килем на длине не менее 300 мм. Крепеж из цветных металлов можно заменить обычным стальным, но в отверстия под шурупы и болты следует налить масляной краски. Клей ВИАМ-БЗ можно заменить эпоксидными клеями или клеем К-17, иногда называемым «синтетическим столярным», для которого в качестве отвердителя используется щавелевая кислота.

    Корпус мотолодки рекомендуется оклеить стеклотканью и окрасить эпоксидными эмалями. В случае отсутствия таких эмалей применяют пентафталевые эмали или масляные краски, но корпус предварительно придется ошкурить.

    Клей ВИАМ-БЗ можно использовать и для покрытия голого корпуса, но тогда в него добавляют 10—15% спирта и 3—4% ацетона. Этот состав хорошо проникает между волокнами древесины и надежно ее консервирует. При полимеризации пленка клея натягивается и поверхность получается ровной и блестящей. Со временем покрытие приобретает темно-вишневый цвет.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +5

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Пластмассовая мини-яхта «Ассоль» для серийной постройки
    Плавучая дача «Ивушка» и ее первое плавание
    Проект крейсерско-гоночной яхты «полутонного» класса
    Опытная лодка типа «морские сани» Уффа Фокса
    Пластмассовая мотолодка «Нептун-520» фирмы «Шантье Нептун»
    Тримаран «Шторм» для водного спорта и для туризма
    Стальной катер «Азовчанка»
    Мореходный двухкаютный катер «Баклан»
    Мореходная бригантина «Старина»
    Конструкции лодочных прицепов-трейлеров
    Французская крейсерская пластмассовая яхта «Эдель-IV»
    Гоночный катамаран класса SC-500
    Плавучий мотель «Хуторок»
    Полиэтиленовая лодка «Автомобилист»
    Японская пластмассовая мотолодка «РВ-460SS»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Мотолодка на подводных крыльях «Афалина»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Постройка швертбота «Иволга»
    Прогулочная пластмассовая мотолодка «Нептун»
    Глиссирующие тримараны «Сатурн» и «Марс»
    Полутонник «Айкидо» французского конструктора
    Четырехместный мини-катер «Арго-73»
    Тузик-швертбот «Карапуз» длиной 2,6 метра
    Моторная лодка тримаран «Сарепта»
    Катамаран ленинградской судоверфи ВЦСПС «Торнадо»
    Миниатюрная мотолодка-тримаран из стеклопластика
    Мотолодка с тримаранными обводами из металла
    Скеговая «трехточка» с уменьшенной подъемной силой
    Туристическая семейная байдарка «Щука»
    Рабочая шлюпка «РШП-3,5» для морских судов
    Разборная моторная лодка «Романтика»
    Разборная металлическая лодка «Малютка»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 16 + 42 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории