Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Прочие проекты / 1974 год / Рабочая шлюпка «РШП-3,5» для морских судов
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Экзаменатор по навигационным огням морских судов
    Навигационные огни морских судов по МППСС-72
    Краткий словарь морских и судостроительных терминов
    Гидродинамика судов типа «морские сани»
    Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»
    Конкурс НТО на лучшие работы по проектированию малотоннажных судов
    Морские термины: лагом, ходить, драить, банка, шлюпка, гак...
    Конференция об использовании парусов на морских транспортных судах
    Встречи судов с дельфинами и другими морскими животными
    Элементы обводов глиссирующих судов и их значение
    Эхолот для туристических судов
    Основы технологии постройки малых судов
    Дельные вещи для мелких судов
    Постройка корпусов малых судов из стеклопластика


    Рабочая шлюпка «РШП-3,5» для морских судов

    Год: 1974. Номер журнала «Катера и Яхты»: 49 (Все статьи)
              0



    Новая шлюпка, разработанная конструкторами НПО «Ритм», является первым и наименьшим среди судов подобного типа, предусмотренных соответствующим ГОСТ 16956—71 («Шлюпки рабочие пластмассовые. Типы, основные параметры и размеры»). Она должна заменить хорошо известные, выпускаемые несколькими предприятиями деревянные (обшивка из 13-миллиметровой доски кромка на кромку) весельные шлюпки «РШ-3,5», и поныне поступающие на снабжение морских и речных судов отечественной постройки. Переход на стеклопластик в данном случае вызван необходимостью всемерно увеличить срок службы и повысить надежность шлюпок, эксплуатируемых в тяжелых условиях (хранение под шлюпбалками на открытом воздухе в течение всего срока службы; частое сбрасывание вниз, на воду, сопровождающееся ударами о борт судна, и т. д.).


    Основные данные шлюпки


    Информация об изображенииФото шлюпки на ходу
    Фото шлюпки на ходу
     
    Длина наибольшая, м3,65
    Ширина наибольшая, м1,45
    Высота борта на миделе, м0,63
    Вес корпуса, кг160
    Вес шлюпки со снабжением, кг250
    Полное водоизмещение, кг840

    В основном «РШП-3,5» сохраняет размерения и все характерные черты деревянной шлюпки-«двухпарки», однако есть и важное изменение. Для возможности использования подвесного мотора (мощностью 8 л. с.) без появления большого ходового дифферента подводная часть корпуса в корме сделана полной; чтобы это не мешало при ходе на веслах, килевая линия выполнена с заметным подъемом к транцу от района шп. 8 1/2. «РШП-3,5» — надежная и мореходная шлюпка открытого типа (без палубы) с круглоскулыми водоизмещающими обводами.

    Конструкция корпуса — однослойная безнаборная; предусмотрена возможность изготовления его любым из обычно применяемых способов (контактным формованием, напылением или прессованием в парных формах). Первые корпуса изготовлены контактным методом по следующей схеме армирования: четыре слоя стеклоткани АСТТ(б)-С2-О и два слоя стеклохолста ХЖК-600-Г-С. Толщина обшивки на бортах 5 мм, на днище — 6 мм.

    Информация об изображенииУстройство шлюпки; продольный разрез и план
    Устройство шлюпки; продольный разрез и план
     
    Корпус имеет монолитный стеклопластиковый киль и деревянный привальный брус. Транец сделан деревянным, оклеен стеклопластиком с обеих сторон и защищен металлической оковкой в месте крепления струбцин мотора.

    Объемы под носовой и кормовой банками заполнены пенополиуретаном, что обеспечивает непотопляемость шлюпки, полностью залитой водой, с четырьмя сидящими в ней людьми.

    Две деревянные средние банки сделаны съемными на случай перевозки в шлюпке груза. Слани, реечные в корме и щитовые из стеклопластика на остальной длине лодки, снабжены упорами для ног гребцов.

    В штатный комплект снабжения «РШП-3,5» входят пять вальковых весел, подвесной мотор «Ветерок», руль, отпорный крюк, фалинь, стропы, чехол, черпак и ремонтная аптечка на случай повреждений корпуса.

    Взвешивание корпуса головного образца показало, что пластмассовая шлюпка легче деревянной на 70 кг. Это несколько упрощает эксплуатацию лодки и позволяет соответственно увеличить ее грузоподъемность до 590 кг. Иначе говоря, с учетом веса двух человек команды на шлюпку может быть принят груз весом порядка 400—430 кг.

    Скорость при испытаниях груженой шлюпки с 6-сильным подвесным мотором «ЛММ-6» составила 8,9 км/час (4,8 узла). Было установлено, что даже с этим 40-килограммовым мотором лодку можно успешно эксплуатировать без балластировки при нахождении на ней только одного водителя на кормовом сиденье.

    Информация об изображенииКорпус теоретического чертежа
    Корпус теоретического чертежа
     
    Заводские и межведомственные испытания подтвердили соответствие рабочей шлюпки «РШП-3,5» всем установленным требованиям, она была рекомендована к серийному производству. Отличительной особенностью этих испытаний была опытная проверка положения ЦТ шлюпки по высоте. Поскольку этот метод может найти применение при проверке остойчивости других малых пластмассовых судов, остановимся на нем подробнее.

    Дело в том, что опытное определение фактической начальной мета-центрической высоты h0 кренованием па малых судах дает большую погрешность и довольно громоздко. В то же время h0 легко и точно определяется по простейшей формуле:


    если известны фактические r — поперечный метацентрический радиус, м; zc — ордината ЦВ, м; zg — ордината ЦТ, м.

    При серийном изготовлении пластмассовых судов обычно удается достичь высокого уровня соответствия фактических обводов корпуса теоретическому чертежу, поскольку формование производится в жесткой матрице, выполненной с достаточной точностью. Это значит, что рассчитанные по теоретическому чертежу значения r и zc, зависящие только от обводов корпуса, без особой погрешности можно считать фактическими. Остается определить фактическую ординату zg, которая может в определенных пределах отличаться от расчетной из-за действия трудно-учитываемых факторов (колебания в удельном весе получающегося материала, разнотолщинность и т. п.).

    Информация об изображенииСхема опытного определения ординаты центра тяжести шлюпки
    Схема опытного определения ординаты центра тяжести шлюпки
     
    Сущность примененного метода заключается в том, что полностью укомплектованная шлюпка подвешивалась кормой вверх и положение точки крепления по высоте транца изменялось до тех пор, пока килевая линия свободно висящей шлюпки не становилась строго вертикальной. При этом высота точки крепления от основной и представляла искомую ординату.

    Рассмотренный метод может быть рекомендован для проверки положения ЦТ лодок длиной до 5 м.

    Шлюпка «РШП-3,5» имеет более высокий коэффициент утилизации водоизмещения η (отношение грузоподъемности к полному водоизмещению), чем известные нам аналогичные суда заводской постройки. У испытанного образца η=0,71, тогда как у большинства пластмассовых" шлюпок η=0,62÷0,69.

    Степень рациональности использования материала при проектировании может быть определена отношением веса голого корпуса к кубическому модулю; это отношение для «РШП-3,5» равно 48 кг/м3 против 60—80 кг/м3 для шлюпок по другим проектам.

    С 1972 г. постройку шлюпок этого типа производит Бакинский судоремонтный завод имени Д. Буният-Заде.

    В ближайшие два года планируется закончить работу по созданию образцов всех типов шлюпок, предусмотренных параметрическим рядом ГОСТ 16956—71.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Полиэтиленовая лодка «Автомобилист»
    Японская пластмассовая мотолодка «РВ-460SS»
    Мотолодка на подводных крыльях «Афалина»
    Постройка швертбота «Иволга»
    Прогулочная пластмассовая мотолодка «Нептун»
    Глиссирующие тримараны «Сатурн» и «Марс»
    Полутонник «Айкидо» французского конструктора
    Четырехместный мини-катер «Арго-73»
    Тузик-швертбот «Карапуз» длиной 2,6 метра
    Моторная лодка тримаран «Сарепта»
    Катамаран ленинградской судоверфи ВЦСПС «Торнадо»
    Миниатюрная мотолодка-тримаран из стеклопластика
    Мотолодка с тримаранными обводами из металла
    Скеговая «трехточка» с уменьшенной подъемной силой
    Туристическая семейная байдарка «Щука»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Рабочая шлюпка «РШП-3,5» для морских судов

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Разборная моторная лодка «Романтика»
    Разборная металлическая лодка «Малютка»
    Яхта с оранжевыми парусами на основе «Нерпы» и «ПАП-16»
    Первый катер «Дельта» Ренато Леви «Леви-16»
    Мотолодка для спортивных плаваний «Радуга-34»
    Надувной парусно-моторный катамаран
    Дюралевая прогулочная моторная лодка «Днепр»
    Серийная крейсерско-гоночная яхта класса «четвертьтонник»
    Пассажирский катер на воздушной подушке «Бриз»
    Дюралюминиевая мотолодка «Енисей»
    Армоцементная яхта «Славутич»
    Две складные парусные лодки для владельцев автомобилей
    Пластмассовая мини-яхта «Калан»
    Семейный комфортабельный катер для путешествий
    Колесная яхта на базе буера «DN-60»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 14 + 18 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории