Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Парусные катамараны / 1975 год / Катамаран международного олимпийского класса «Торнадо»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Советы рулевому катамарана класса «Торнадо»
    Настройка и управление катамараном класса «Торнадо»
    Новый гоночный катамаран класса «В»
    Два швертбота международного класса
    Швертбот-одиночка международного класса «Мотылек»
    Швертбот-одиночка «ОК» международного гоночного класса
    Владимир Леонтьев и Валерий Зубанов — яхтсмены международного класса
    Владимир Васильев и Е. Жуков экипаж олимпийского «Торнадо»
    Проект спортивной мотолодки международного класса SC
    Катамаран ленинградской судоверфи ВЦСПС «Торнадо»
    Гоночный катамаран мотолодка класса «SB-350»
    Гоночный катамаран класса SC-500
    Катамаран «Торнадо» на подводных крыльях
    Постройка и первые гонки катамаранов класса «В»


    Катамаран международного олимпийского класса «Торнадо»

    Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 57 (Все статьи)
              2


    Информация об изображении«Торнадо» под парусами
    «Торнадо» под парусами
     
    Впервые катамаран класса «Торнадо» появился на гоночных дистанциях восемь лет назад. Он сразу же привлек внимание яхтсменов лаконичностью линий, необычной конструкцией, а главное — скоростями, почти вдвое более высокими, чем у яхт традиционных типов. Новый класс в наибольшей степени отвечал стремлению современного человека к штурму все новых рубежей скорости, позволил спортсмену полнее проявить свои физические данные, мужество, быстроту реакции. Неудивительно, что вскоре «Торнадо» уже стал шестым олимпийским классом и гонки на нем вошли в программу предстоящей Олимпиады 1976 г. Сейчас в мире насчитывается около 500 катамаранов этого типа, официально зарегистрированных всемирной ассоциацией класса. Серийным выпуском «Торнадо» заняты признанные спортивным миром яхтенные фирмы Европейского континента, Англии, Австралии.

    Первоначально конструкция судна предусматривала возможность его постройки из водостойкой фанеры силами любителей (именно таким способом, как это описано ниже в статье Д. И. Селезнева). Но сейчас на дистанциях крупнейших международных соревнований можно видеть исключительно «Торнадо» с пластмассовыми корпусами. Только использование стеклопластика позволяет получить легкие и прочные корпуса, отличающиеся высоким качеством наружной поверхности, не требующие от спортсмена большого труда по подготовке к гонкам. Для рангоута и соединительных труб катамарана выпускаются специально подобранные трубчатые алюминиевые профили, получаемые методом экструзии.

    Основные данные катамарана «Торнадо»


    Информация об изображенииОбщее устройство гоночного катамарана класса «Торнадо»
    Общее устройство гоночного катамарана класса «Торнадо»
     
    Длина наибольшая, м6,09
    Длина по КВЛ, м5,78
    Наибольшая ширина, м3,01
    Расстояние между ДП корпусов, м2,60
    Ширина корпуса по ВЛ, м0,33
    Осадка корпуса и со швертом, м0,19/0,78
    Вес полностью оборудованного катамарана, кг150
    Площадь парусности, м220,3

    Типичное устройство «фирменного» «Торнадо» конструкции 70-х годов показано на рисунке. Отформованная целиком тонкая стеклопластиковая оболочка корпуса изнутри бывает подкреплена парой стрингеров коробчатого профиля, но чаще всего единственным элементом набора служит толстая пенопластовая плита, вклеенная между бортами. Она же обеспечивает и непотопляемость судна при повреждении обшивки (в гонках может случиться и такое!): по правилам класса каждый корпус должен не только оставаться на поверхности, но и поддерживать при этом на плаву груз весом 80 кг. Палуба чаще всего делается более жесткой — трехслойной конструкции: между двумя облицовочными слоями стеклопластика помещен легкий сотовый заполнитель.


    Швертовый колодец отформовывается вместе с палубой; его нижний фланец при сборке корпуса — установке палубы — приклеивается к днищу. Щель в днище для прохода шверта закрывается двумя резиновыми полосами; когда шверт опущен не полностью, резина прикрывает щели по сторонам шверта и тем самым уменьшает сопротивление воды движению катамарана. Как и на швертботах, шверты «Торнадо» крепятся в колодце либо на оси (тогда они вставляются в колодец снизу), либо опускаются сверху на подвесках.

    Информация об изображенииНок гика. Виден наклонный погон для блоков гика-шкота
    Нок гика. Виден наклонный погон для блоков гика-шкота
     
    Корпуса тех «Торнадо», которые участвуют в классных гонках, должны быть строго идентичными, соответствующими правилам класса. Правильность обводов, например, проверяется при помощи шести поперечных обмерных шаблонов, которые устанавливаются в определенных сечениях по длине корпуса.

    Между собой корпуса соединяются носовой и кормовой тонкостенными (толщина 2 мм) трубчатыми балками, имеющими лик-паз для крепления поперечной кромки парусинового настила — его называют «трамплином» или «тентом». Боковые кромки тента входят в специальные пазы, прикрепленные к внутренним кромкам палубы корпусов. Чтобы выдерживать вес экипажа, тент должен быть хорошо натянут. На катамаранах фирмы «Энсман» (ФРГ), например, тент сшит из двух полотнищ, стягиваемых вместе капроновым шнуром за продольные бамбуковые палки, вставленные в карманы на кромках; задняя кромка тента вставляется в лик-паз кормовой трубы, а передняя — обворачи-вается вокруг носовой трубы и притягивается через люверсы. Достоинством тента разрезной конструкции яцляется то, что вода, попавшая сверху, быстро удаляется через прорезь посередине.

    На самодельном «Торнадо», чертежи которого приводятся здесь, конструкция тента может быть упрощена, а в качестве соединительных балок использованы алюминиевые круглые трубы диаметром 110X2 или около того. Для разгрузки носовой трубы от сосредоточенной силы давления мачты, под степсом ставится стойка диаметром не менее 24 мм, через которую натягивается тросовая растяжка — щпрюйт.


    Информация об изображенииЗаделка тента на носовой балке
    Заделка тента на носовой балке
     
    Мачта устанавливается на сферическом подпятнике, а ванты, штаг и трос трапеции крепятся к ней при помощи одной скобы. Таким образом, мачта имеет возможность поворачиваться, как на буере, в зависимости от курса относительно ветра.

    Гики чаще всего делают с поперечным сечением, близким к прямоугольнику (2X39X60 мм). На гике закрепляют два барабана, которые служат для выбирания галса и шкота паруса. Катамаран оборудуется большим количеством стопоров для шкотов, фалов, подъемного троса шверта.

    Румпели обоих рулей соединяются поперечной штангой, а за ее середину шарнирно закрепляют румпель-шток, позволяющий рулевому эффективно откренивать катамаран.

    Публикуемые в сборнике чертежи не дают возможности построить катамаран, строго отвечающий всем требованиям класса «Торнадо», тем более, что сами правила обмера и постройки этого «молодого» класса пока еще все время совершенствуются и уточняются. Тем не менее, можно рекомендовать приводимый проект небольшим коллективам яхтсменов для постройки тренировочных судов, на которых можно проводить обучение специфике управления гоночным катамараном и особенностям его настройки.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +5

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Палубный тузик «Джек Шпрот» для яхт средних размеров
    Секционная лодка «Малютка» для перевозки на мотоцикле
    Рекордные спортивные мотолодки класса SB
    Непотопляемая весельная лодка «Гамма» из пенопласта
    Парусный плот из автомобильных камер «Мапуна»
    Рубка для мотолодки «МКМ»
    Каютная алюминиевая мотолодка «Москва-2»
    Проект серийной разборной одноместной байдарки
    Проекты катеров инженеров-кораблестроителей
    Плавающая доска с парусом «Фанатик»
    Гоночная мотолодка «Старт-3» класса SA-250
    Крылья с регулируемым углом атаки для «Прогресса»
    Шхуна казахстанских юных моряков «Эврика»
    Двухкорпусный двухместный надувной водный мотоцикл
    Проект крейсерской яхты-«однотонника» «С-23»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Катамаран международного олимпийского класса «Торнадо»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Чертежи катамарана «Торнадо» для самостоятельной постройки
    Катер «195М» для буксировки воднолыжников
    Озерная рыболовная мотолодка «Лещ»
    Весельная прогулочная шлюпка Фан-дер-Флита
    Подвесной универсальный парус Антеро Катайнена
    Комфортабельные мореходные глиссирующие мотолодки
    Складная двухместная весельная лодка
    Крейсерско-гоночная яхта судоверфи ВЦСПС «Былина»
    Конструкции лодок для перевозки на автомобиле
    Три варианта лодки-«картоп» для перевозки на автомобиле
    Стандартный виндсерфер из стеклопластика
    Морская гребная лодка «дори»
    Сани Уффа Фокса с обшивкой из стеклотекстолита
    Прогулочно-туристическая мотолодка «Дема»
    Каютный туристский вариант саней Уффа Фокса


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    agafen
    08.04.2016
    12:20
    Где чертежи-то?
    ответить цитировать
    Антон
    08.04.2016
    22:40
    Чуть выше поднимись, там будет "ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ", выделенная красным цветом, сразу же под ней - Чертежи катамарана «Торнадо»...
    Зачем-то на две части разделили.
    ответить цитировать



    Сколько будет 20 + 21 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории