По просьбе редакции даем подробное описание «Мечты», серийный выпуск которой уже начат Московским машиностроительным заводом «Салют». Первые несколько сотен складных лодочек поступили в торговую сеть к, как сообщают работники торговли, спрос на них неплохой.
«Мечта» принципиально не отличается от хорошо известных складных охотничьих лодок — одиночек длиной 2,2 и 2,8 м. Тот же материал — дюраль с полосами прорезиненной ткани на соединениях, тот же принцип складывания в плоский пакет. Но это уже лодка значительно (вдвое) большей грузоподъемности, рассчитанная на плавание вдвоем, а главное — приспособленная для установки подвесного мотора мощностью до 5 л. с. (в наших условиях это «Салют» и «Прибой»). Легко убедиться, что «Мечта» никоим образом не дублирует и секционную «Романтику», осваиваемую Долгопрудненским машиностроительным заводом; достаточно посмотреть ее описание, опубликованное в №49.
При проектировании «Мечты» конструкторы немало поработали, стараясь создать лодку с хорошими ходовыми качествами, надежную в плавании и притом быстрособираемую, удобную при хранении и транспортировке. Лодка проста по конструкции; в ней с достаточным комфортом размещаются два взрослых человека с походным снаряжением, а возможность плавания под мотором делает ее удобной не только для водно-моторного туризма, но и для охотников и рыбаков любителей.
Складывающийся корпус лодки состоит из дюралевых частей толщиной 1,5 мм, соединенных при помощи прорезиненной накладки толщиной 3 мм, которая обеспечивает герметичность и гибкость. Эти накладки приклепываются к краям металлических деталей 4-миллиметровыми заклепками на накладных дюралевых полосках со стороны замыкающей головки. Шов однорядный с шагом 18 мм.
Жесткость собранной конструкции обеспечивается тремя поперечными сиденьями — банками с фанерными опорами, являющимися своеобразными шпангоутами, а также съемной носовой распоркой и съемным жестким транцем с подмоторной доской — накладкой в районе крепления струбцины. Транец вырезан из 12-миллиметровой бакфанеры.
Днище у транца совершенно плоское, а на миделе имеет незначительный выгиб наружу, задаваемый формой опор под банками. Два «киля» (края бортов, выступающие ниже днища) обеспечивают остойчивость, а две опорные площадки — транцевые плиты уменьшают величину дифферента, возникающего при ходе под мотором, до 6°.
При полной загрузке (200 кг) на гладкой воде скорость «Мечты» с 2-сильным мотором «Салют» достигает 10 км/ч, а с 5-сильным «Прибоем» — 13—15 км/ч.
Носовой тент-чехол не только придает совершенно открытой (без жесткой палубы) лодке приятный внешний вид, но и уменьшает попадание в нее брызг при ходе на волне. Два надувных баллона (длина около 1500, диаметр 200 мм) в чехлах, пришнурованных к банкам, поддерживают лодку с мотором на плаву даже при полном ее затоплении: без этих баллонов спуск лодки па воду не разрешается.
Как записано в инструкции по эксплуатации, выходить на ней в плавание можно при высоте волны не выше 0,3 м и при удалении от берега не более 500 м. Попутно замечу, что конструкторы ряда лодок, очевидно, перестраховываются или не придают особого значения подобным указаниям. Только этим можно, например, объяснить, что по утвержденным ТУ 4-метровой «МКМ» даны более жесткие ограничения по высоте волны (не выше 0,25 м), чем нашей «Мечте»!
Сборка лодки настолько проста, что один человек производит ее в течение каких-нибудь десяти минут без применения инструмента. Можно сказать, что больше времени уйдет на надувание баллонов!
Для того чтобы «Мечта» служила не 12 месяцев (заводская гарантия), а гораздо дольше, советуем строго следовать рекомендациям, изложенным в инструкции. Промывайте лодку, очищая от песка и грязи, просушивайте перед укладкой, берегите резину; следите за состоянием эмалевого защитного покрытия (при складывании стоит прокладывать бумагу или тряпки).
Запуску «Мечты» в серию предшествовали длительные испытания. Опытный экземпляр лодки своевременно был передан в опытную эксплуатацию редакции сборника. (Отметим, что конструктивные недостатки, обнаруженные на «мерной миле К и Я», уже исправлены; сделаны надежными быстрозапирающиеся замки на банках, изменено крепление транца.) Однако серийный выпуск «Мечты» начат недавно и естественно, что при широкой эксплуатации ее в разных районах нашей страны могут выявиться те или иные слабые стороны конструкции. Завод заинтересован в получении отзывов о «Мечте».
Характеристики лодки
- Размерения и вес: длина наибольшая — 3,14 м, ширина наибольшая — 1,11м; высота борта на миделе и на транце — 0,47 м; вес со снаряжением (без мотора) — 48,7 кг.
- Размеры в сложенном виде — 1,16X1,07X0,18 м.
- Грузоподъемность максимальная — 200 кг.
- Пассажировместимость — два человека.
- Максимальная допустимая мощность подвесного мотора — 5 л. с.
- Скорость хода с мотором «Прибой» при полной нагрузке — 13 км/ч.
- Мореходность — разрешена эксплуатация при высоте волны не выше 0,3 м при удалении от берега до 500 м. Непотопляемость обеспечивается укладываемыми вдоль бортов надувными емкостями.
- Материал — дюраль Д16АТ и прорезиненная ткань.
- Изготовитель — Московский машиностроительный завод «Салют», ТУ 1—01—74.
- Цена розничная — 137 рублей. Лодка поставляется в парусиновом чехле в комплекте с веслами, надувными емкостями, спасательным линем и черпаком.