Толчком к самостоятельному проектированию именно такого судна послужил эскиз плавдачи «Ладога-ДА», опубликованный в вып. 4 сборника и в книге М. И. Якубовского «Любительская постройка портативных судов», в 1967 г. выпущенной издательством «Судостроение». После долгих поисков и раздумий я взялся за разработку чертежей и построил 3,8-метровый секционный катер с жесткой рубкой. Привожу эскизы и пояснения, необходимые тем, кто заинтересуется таким мини-катером.
Основные данные разборного катера
Длина, мм | 3780 |
Ширина, мм | 1600 |
Высота борта, мм | 600 |
Вес без мотора, кг | около 110 |
Грузоподъемность, кг | около 600 |
Скорость с ПМ «Прибой», км/ч | 12-13 |
Корпус имеет упрощенные («граненые») остроскулые обводы с незначительной килеватостью днища, развалом борта по всей длине и некоторым уменьшением ширины в кормовой части. Он неплохо идет (даже при полной нагрузке) с 5-сильным подвесным «Прибоем», а в принципе может эксплуатироваться и с более мощными моторами вплоть до 10—12 л. с. В то же время это более мореходное и вместительное суденышко, чем обычные складные лодки или, например, легкая разборная мотолодка с мягкой обшивкой конструкции В. И. Брызгалова (см. №29 сборника).
Корпус имеет плоскости разъема как в продольном направлении — по диаметральной плоскости, вдоль киля, так и в поперечном — по четырем шпангоутам. Таким образом корпус состоит из 10 отдельных полуотсеков — секций, ограниченных водонепроницаемыми фанерными наружной обшивкой, поперечными и продольной переборками. Все эти переборки в отсеках II, III и IV по высоте доходят до уровня на 350 мм выше основной линии, так что никакой дополнительной герметизации соединений (даже установки резиновых прокладок) не, нужно. Благодаря небольшим размерам полу-отсеков их можно изготавливать по отдельности в домашних условиях, не торопясь. В предлагаемом варианте размеры их подобраны так, что все пять полуотсеков одного борта вставляются один в другой и образуют пакет с габаритами 900X800X700.
В конечном итоге два таких пакета с корпусом (плюс один пакет со сложенной рубкой) занимают очень мало места, что упрощает проблему зимнего хранения. Например, одну зиму мой катер в разобранном виде хранился на балконе.
При сборке катера сначала полу-отсеки соединяются двумя болтами М6 попарно (правый с левым — в верхних углах через продольные переборки в ДП); затем отсеки соединяются один с другим такими же болтами через поперечные переборки, под палубой у борта, через бортовые накладки — дюралевые планки (120X30X2) вдоль привального бруса, и стягиваются тросиком. Как и на лодках «Ладога» конструкции М. И. Якубовского, применен принцип стягивания корпуса по длине мягким 3—4-миллиметровым стальным тросиком. Необходимое при этом натяжение обеспечивается винтами — талрепами. Растягивающие усилия, возникающие в нижней части корпуса, воспринимают тросы, проходящие снаружи по днищу катера вдоль киля, а в верхней части — идущие снаружи вдоль привальных брусьев.
Сдвоенные поперечные и продольные переборки и стенки, выгораживающие бортовые ящики-рундуки, обеспечивают достаточную жесткость и прочность корпуса. Набора, кроме обвязки по переборкам, скулового стрингера и привального бруса, нет. На днище свободно укладываются рейки 25X25, образующие пайол; они фиксируются пазами — вырезами в продольной стенке.
Сиденья — откидные крышки ящиков-рундуков в отсеках II—IV расположены на 250 мм ниже палубы; это улучшает остойчивость и позволяет экипажу удобно разместиться в каюте. Под сиденьями можно уложить все необходимое снабжение и провиант даже для продолжительных путешествий; весла, удочки, багор ложатся вдоль бортов.
Носовые полуотсеки предназначены для хранения якоря, черпака, спасательных и швартовных тросов и т. п. Доступ в них — через отверстия в поперечной переборке на шп. 1. Два кормовых отсека вынесены за пределы жилого помещения: в одном находятся 20-литровая канистра, бак от мотора и банки с маслом, в другом — все хозяйственные принадлежности. Запаса топлива хватает примерно на 20 ходовых часов. При желании можно установить еще одну 20-литровую канистру во втором кормовом отсеке, что значительно увеличит автономность плавания.
Кормовые отсеки закрыты палубой, соединенной с транцем (шп. 5) на петлях. В шахте — пространстве между кормовыми отсеками — с помощью шести болтов М6 и дюралевых угольников крепится подмоторная доска.
Управлять катером удобнее всего, сидя на поперечных ящиках-рундуках отсека II. Здесь установлены штурвал и рукоятка газа, спинки обоих сидений сделаны откидными. Место водителя надежно закрыто от непогоды носовыми узлами 4 и 5 разборной рубки, представляющими собой высокое лобовое стекло. Эти узлы выполнены в виде откидывающихся к бортам дверок, что очень удобно (например, при подходе к берегу носом).
Основным жилым помещением является каюта (отсеки II, III и IV), имеющая площадь 4 м2 при высоте до подволока около 1,3 м. Эти размеры обеспечивают вполне нормальные условия обитания при плавании вчетвером. Мы считаем свой катер четырехмесгным, но плавали на нем и вшестером, а на непродолжительные выходы иногда собиралось по восемь человек.
Днем в каюте ставится съемный столик; его крепления выполнены на винтах с гайками-барашками. При устройстве ночлега крышка столика и откидные спинки укладываются вровень с сиденьями; образуется одно общее спальное место. Могу добавить, что в холодные осенние ночи в каюте заметно теплее, чем в палатке.
При проектировании своей плавдачи мы исходили из того, что каюта в основном нужна в ночное время и днем для отдыха в плохую погоду, поэтому жесткую рубку решено было сделать разборной.
Нижние края носовых ее дверей 4 и 5 ложатся снаружи на комингс — дюралевый угольник, закрепленный к палубе; на остальной части длины нижние, кромки фанерных стенок плотно входят в паз между двумя рейками на палубе (по периметру кокпита), после чего изнутри каюты закрываются крючки и прижимы-защелки. Сдвижная часть (дет. 6 и 7) продольных стенок служит дверью для входа-выхода. Средняя часть крыши (узел 1) выполнена на шарнирах и легкосъемной — поднимающейся вверх и складывающейся; это обеспечивает вентиляцию каюты и свободный выход в корму.
Вся конструкция рубки состоит из семи собранных на петлях и складывающихся в плоскостные элементы частей и двух бимсов. Бимсы 8 для уменьшения длины пакета также сделаны складывающимися, со сгибом в ДП. Бимсы вырезаны из бакфанеры и имеют высоту в средней части 50 мм и у продольных стенок — 80 мм. В описываемой конструкции бимсы к продольным стенкам рубки и секции крыши к бимсам пристегиваются с помощью «патефонных» защелок-прижимов. Естественно, могут быть применены и иные варианты соединения, например с использованием разборных петель, запираемых при сборке штырями (нагелями).
Время сборки или разборки рубки не превышает трех минут. В случае сильного ветра во время хода под мотором рубка в разобранном виде укладывается в отсеке II; в этом случае управлять катером можно только из отсека IV. На стоянке каюта превращается в запираемый рундук, куда укладывается все снаряжение, включая мотор, весла, багор и т. д.
Для плавания на веслах на фальшбортах в районе отсека III закреплены уключины. На ходу под мотором весла разворачиваются вдоль лодки и укладываются на палубу; при необходимости можно грести ими из каюты, достаточно сдвинуть дверки в корму.
Немного о постройке катера. Лучше всего, если удастся достать обрезки хорошей авиационной фанеры (одна из выгод секционной конструкции — не нужны целые листы). Мне пришлось использовать самую обычную строительную фанеру толщиной 4 мм. Для придания водостойкости я трижды прокрасил ее горячей олифой, а затем оклеил готовые секции тонкой тканью на сурике. Все секции собраны на рейках сечением 12X30 мм на водостойком клее с запрессовкой шурупами.
С конструкциями отдельных узлов (например, натяжного устройства) можно познакомиться по упомянутой в начале статьи книжке М. И. Якубовского; соединения конструкций рубки можно выполнить по типу примененных на лодках конструкции В. И. Брызгалова (см. №29 сборника).
Эксплуатация нашего катера-плавдачи в течение уже трех навигаций (на Вуоксе и Череменецком озере) показала, что это достаточно надежное и удобное судно, имеющее вполне приемлемые ходовые качества, маневренность и обитаемость. Могу добавить, что полная сборка и приведение катера в готовность к плаванию занимает у нас менее двух часов.