Зарубежный опыт показывает, что главное при производстве мотолодок подобного типа — возможность их многоцелевого использования. Большинство фирм Западной Европы и Америки в своих проспектах подчеркивает, что диапазон использования выпускаемых ими «джоиботов», «бэс-сботов», «динги» очень широк любительское рыболовство, охота, перевозка людей и различных грузов, семейные прогулки, возможность ходить как под мотором, так и под веслами.
К сожалению, ни одна из серийных отечественных мотолодок подобного типа этим достоинством в полной мере не обладает.
Основные данные «Серебрянки-3»
Длина наибольшая, м | 4,23 |
Ширина наибольшая, м | 1,60 |
Вес мотолодки без мотора (водоизмещение порожнем), кг: | |
открытый вариант | 126 |
вариант с палубой, ветровым стеклом, ДУ, тентом | 167 |
вариант с рубкой-убежищем | 153 |
Полезная грузоподъемность, кг | 375 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 30 |
Скорость хода (вариант с рубкой-убежищем) при полной нагрузке, км/ч: | |
с мотором «Вихрь-30» | 33 |
с мотором «Нептун-23» (гребной винт с шагом 220 мм) | 31,6 |
Скорость хода (открытый вариант) под подвесным мотором «Ветерок-12» с одним водителем, км/ч | 28 |
Эксплуатация возможна при высоте волны, м | 0,5 |
Попытку создания мотолодки, отвечающей перечисленным выше требованиям, сделало в 1972 г. ЦКБ «Нептун», разработав проект «Серебрянки». Был построен и испытан опытный образец мотолодки. Межведомственная комиссия рекомендовала «Серебрянку» к серийному производству. В приемном акте было сказано: «Благодаря высоким мореходным, эксплуатационным и эстетическим показателям при предполагаемой цене 260—280 руб. мотолодка «Серебрянка» является перспективной и может получить широкое распространение».
Читатель уже знаком с «Серебрянкой» по краткому ее описанию в репортаже о VII Всесоюзных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» (сборник №45) и в статье «Модели семьдесят четвертого года» (сборник №47).
Основной задачей при разработке проекта «Серебрянки» было создание дешевой, универсальной, максимально простой и технологичной в производстве мотолодки, пригодной для эксплуатации с подвесными моторами различной мощности. Выбор главных размерений, отказ от традиционного запалублениого типа «моторки» позволили снизить вес и упростить конструкцию. Обшивка «Серебрянки» разворачивается на плоскость, продольные реданы сделаны накладными. Эти особенности позволяют штамповать наружную обшивку корпуса без применения мощных прессов. Простота деталей и конструктивных узлов дает возможность изготавливать мотолодку крупными сериями, причем можно применять разные способы соединения деталей корпуса — клепку или контактную сварку.
При выборе обводов мотолодки конструкторам пришлось решать также задачу обеспечения одновременно высоких скоростных и мореходных качеств. Как показали испытания, это им удалось. Выбранные обводы обеспечили мотолодке хорошие ходовые качества и под веслами. Большое внимание было уделено отработке внешнего вида «Серебрянки». В непривычном пока незапалубленном варианте мотолодки простота конструкции подчеркивается простотой архитектуры.
Вопреки ожиданиям, первым препятствием к серийному производству «Серебрянки» оказались результаты оптовой ярмарки 1973 г., на которой был представлен образец мотолодки для определения спроса со стороны торгующих организаций. Справедливости ради заметим, что представление на ярмарку опытных образцов, не «подкрепленных» утвержденными техническими условиями, розничной ценой и реальным планом выпуска, не приносит желаемых результатов.
Работники оптовых торговых баз, попросту говоря, не хотят заказывать «журавлей в небе». Отсюда и очень небольшое количество предварительных заявок на «Серебрянку» — всего 52 шт. К тому же, как выяснилось из непосредственных разговоров с представителями торговли, их несколько настораживал нетрадиционный архитектурный тип мотолодки без палубы и ветрового стекла. Судостроительный завод, который должен был освоить «Серебрянку» в серийном производстве, не зная подкрепленного предварительными заявками спроса на мотолодку, отказался ее строить. Причем завод, как и местные торговые организации, считал, что «Серебрянка» должна быть длиной не менее 4 м, обязательно иметь палубу, ветровое стекло, рулевое дистанционное управление и тент.
Но ведь такой традиционный архитектурный тип мотолодок (как уже отмечалось в сборнике), неудобен для рыбной ловли и туризма: ветровое стекло мешает рыболову, а запалубленная, превращенная в воздушный ящик носовая оконечность не дает использовать всю длину лодки; для туриста она также создает неудобства при размещении снаряжения и багажа. Немаловажно, что при хранении на необорудованных стоянках, где наиболее рационально укладывать лодки вверх килем, приходится снимать ветровое стекло. При сохранении традиционной архитектуры ощутимо увеличивается вес мотолодки. В незапалубленной мотолодке легче установить дистанционное управление подвесным мотором, причем когда водительский пульт расположен в кормовой части, улучшается центровка, уменьшается протяженность тросов управления и количество деталей дистанционного управления. Повышается также безопасность эксплуатации — при выходе из строя дистанционного управления водитель, находясь в непосредственной близости от подвесного мотора, легко может перейти к управлению румпелем.
Учитывая пожелания торгующих организаций и предполагаемого завода-изготовителя, ЦКБ «Нептун» разработало модификацию мотолодки «Серебрянка» с увеличенной длиной. Сохранив все положительные качества прежнего варианта, в проекте «Серебрянки-3» конструкторы осуществили ряд новых решений.
Прежде всего сделана попытка обеспечить возможность выпуска лодки в различных исполнениях. Это позволит заводу оперативно реагировать на требования рынка без существенных изменений технологического процесса серийного производства.
В качестве базовой модели принят прежний вариант открытой мотолодки, которая оборудована носовой банкой-рундуком с запирающейся крышкой. Расположение средней банки и продольных рундуков в виде буквы П обеспечивает свободный подход к мотору, удобное размещение пассажиров по длине лодки, удобное хранение багажа и рыболовных принадлежностей, повышает жесткость конструкции корпуса. Кроме того, появляется возможность расположиться на ночлег в лодке четырем пассажирам.
Спортивно-прогулочный вариант «Серебрянки» получается установкой в носовой части корпуса небольшой палубы с ветровым стеклом и рулевым дистанционным управлением. В таком виде ее можно использовать для прогулок, воднолыжного спорта и непродолжительных путешествий. Тент, который входит в комплект такой мотолодки, надежно защитит туристов от непогоды.
Третья модификация «Серебрянки-3» — вариант с рубкой-убежищем. Рубка устанавливается в носовой части. В ней достаточно просторно, чтобы могли сидеть или расположиться на ночлег 2—3 человека. Думается, что этот вариант должен быть оценен прежде всего рыболовами, отправляющимися на свои заветные места с ночевкой. Кроме того, в рубку-убежище на стоянке можно убрать мотор, топливные баки, рыболовное снаряжение и продукты.
С увеличением размерений, конечно, вырос вес лодки. Поэтому конструкторам пришлось побеспокоиться об обеспечении достаточно высокой скорости. Незначительное изменение обводов позволило сохранить хорошие ходовые и мореходные качества. На испытаниях лодка уверенно выходила на глиссирование с мотором «Нептун-23», а ведь нагрузка с увеличением габаритов и пассажировместимости увеличилась почти на 100 кг! Скоростные испытания «Серебрянки-3» проводились с моторами различной мощности. Испытания показали, что лодка обладает вполне удовлетворительными ходовыми качествами при установке маломощных моторов: с «Ветерком-14» при нагрузке 150 кг (2 человека) скорость была около 25 км/ч, так что рыболовам совсем не обязательно приобретать моторы большей мощности.
Проведенные по полной программе заводские испытания опытных образцов мотолодки подтвердили надежность конструкции и безопасность плавания. Межведомственная комиссия рекомендовала «Серебрянку-3» к серийному производству.
Мнения, высказанные читателями по поводу данного типа мотолодки, могут стать определяющими в решении вопроса о серийном производстве, а также помогут внести те изменения, которые сделают эксплуатацию «Серебрянки» более удобной.
Еще о мотолодке «Серебрянка»
В дополнение к статье Д. Б. Волкова и В. М. Ефимова «Три варианта «Серебрянки-3» могу сообщить, что в течение прошлого 1976 года последовательно были изготовлены три опытных образца этой мотолодки. Все три образца представляли собой вариант с палубой и ветровым стеклом, т. е. не базовый вариант (открытый), а «запасной» — традиционного типа. Первый из этих образцов экспонировался на межреспубликанской оптово-торговой ярмарке в Москве, второй — с апреля по июль проходил предварительные испытания по полной программе. Думается, что уже можно говорить и о технологических особенностях конструкции и об эксплуатационных качествах предлагаемой для освоения в производстве новой лодки.
Во-первых, о цене. На наш взгляд, упоминать о цене 260—280 руб. — значит сознательно вводить в заблуждение многочисленных читателей сборника. Ведь эта лодка с палубой и стеклом уже далека от той «Серебрянки», которая была разработана в 1972 г. Практически получилась она не меньше и не проще, чем другие модели, уже освоенные промышленностью. Насколько нам известно, проектанты вошли в соответствующие организации с предложением установить цену «Серебрянки-3» равной 499 руб., но и эта цифра, пожалуй, занижена.
Опытный образец моторной лодки не выдержал ресурсных испытаний. Трещины в корпусе и на продольных реданах появились уже по истечении первых 96 ходовых часов. На 145-м ходовом часу днище разрушилось настолько, что и производство ремонта и продолжение испытаний были признаны специалистами, включая представителя ЦКБ «Нептун», нецелесообразными.
Вызывают сомнение указанные в статье Волкова и Ефимова скорости. Дело в том, что во время описываемых заводских испытаний скорость опытного образца «Серебрянки-3» при нагрузке 375 кг под мотором «Москва-30», имевшим «белый» винт, не превышала 26,5—28 км/ч.
По нашему мнению, проект мотолодки «Серебрянка-3» нуждается в доработке.