Главное, что заставляет отдавать предпочтение катамаранам — это возможность получить остойчивое судно, обладающее значительной полезной площадью и пассажировместимостью. Другое немаловажное качество двухкорпусного судна — уменьшенное волновое сопротивление узких и длинных корпусов. Благодаря этому можно достичь высоких скоростей при сравнительно большой нагрузке и умеренной мощности двигателя. А если судно парусное, выгода получается двойная: на катамаране становится ненужным тяжелый балластный киль, вес которого превышает 30% водоизмещения обычной однокорпусной яхты.
В ряде случаев решающим доводом в пользу катамарана становится необходимость сделать судно разборным. Узкие поплавки могут быть легко отделены от соединительного мостика, а остальная конструкция, уже не требующая абсолютной водонепроницаемости, выполняется из отдельных элементов. Это качество катамарана удобно и для тех самодеятельных судостроителей, которые строят судно в небольшом помещении: можно довести отдельные части судна, включая корпуса и мостик, до высокой степени готовности, а общую сборку выполнять на открытой площадке в короткие сроки.
Наш обзор начнем, однако, не с любительской конструкции, а с разборного туристского катамарана из стеклопластика, разработанного несколько лет назад конструкторами НПО «Ритм» В. А. Чемодуровым и Э. Ф. Мирошниченко специально для промышленного производства. Авторы этого проекта поставили перед собой задачу создать комфортабельный двухкорпусный самоходный плот, на палубе которого при необходимости устанавливается обычная туристская палатка. (Такой вариант, по-видимому, мог бы понравиться жителям южных районов нашей страны, где приходится защищаться скорее от солнца, чем от дождя и непогоды!) Корпуса опытного образца были изготовлены трехслойными: со слоем пенопласта толщиной 15—20 мм между наружным (1,5 мм) и внутренним (0,5 мм) слоями стеклопластика.
5-метровые поплавки, имеющие водоизмещающие круглоскулые обводы и относительное удлинение L/B=9,5, были соединены двумя трубами из алюминиевого сплава, концы которых входили в сквозные отверстия в специальных выступах на палубе в носу и корме поплавков. Фиксация всей конструкции осуществлялась при помощи четырех закладных штырей. Мостик собирался из двух листов фанеры, которые своими продольными кромками вставлялись в пазы алюминиевых профилей, прикрепленных к внутренним бортам поплавков. Размеры мостика были подобраны таким образом, что на нем свободно размещалась двухместная палатка, растяжки которой крепились за трубчатые леера, установленные вдоль бортов.
Кормовая балка катамарана была приспособлена для установки мотора «Ветерок». При желании можно было оснастить его и парусным вооружением площадью до 10 м2; правда, без шверта ходить на нем круто к ветру не удавалось, а скорость была невелика (судно довольно тяжелое — 180 кг, обводы не оптимальны), однако начинающего яхтсмена вполне могло бы устроить и плавание с хорошим попутным ветром.
Основная идея конструкторов — снабдить любителей отдыха на воде устойчивой самоходной платформой — понравилась многим посетителям выставки «Неделя пластмассовых лодок» в Киеве, вызвала живой интерес и одобрение на международной выставке в ГДР. Специалисты, однако, отмечали ряд неудачных решений, например — слишком низкий борт в носу, функционально неоправданные выступы на палубах поплавков в носу и корме. Представлялось неудобным то, что водитель при плавании под мотором не имел сиденья, а поставленная палатка мешала ему наблюдать по курсу лодки; топливный бачок легко мог соскользнуть за борт, не было предусмотрено сухих отсеков для хранения одежды, спальных мешков и т. п. Очевидно, отмеченные недочеты не так уж сложно было устранить, но, по не зависящим от авторов причинам, работы по доводке катамарана были в «Ритме» прекращены.
Мы не случайно так подробно остановились на описании этого катамарана, хотя ему и не суждено было стать серийной продукцией. По идее он представлял собой вариант не известного у нас, но весьма популярного на юге Европы и в США типа малого судна — так называемой «палубной лодки». Главная черта палубных лодок — большая площадь свободной палубы; местом нахождения экипажа служит не кокпит, защищенный бортами, а сама платформа, поставленная на низкий корпус или корпуса.
Американские судостроители-любители строят, например, палубные лодки по оригинальному проекту Д. Бича, общее представление о котором дает приводимый здесь рисунок. Низкобортные и относительно узкие 6-метровые корпуса из водостойкой фанеры, оклеенные стеклопластиком, жестко соединены. Водитель и его напарник размещаются в удобных креслах на носовом мостике. Средняя часть мотолодки, защищенная с носа и кормы высокими стенками и ветровым стеклом, служит солярием. Вместо жесткого настила здесь натянуто полотнище из синтетической ткани, а кромки палуб корпусов снабжены мягкой обивкой. Катамаран рассчитан на установку двух мощных подвесных моторов, но с успехом может быть использован и с моторами по 10 л. с. В кормовом мостике располагаются бензобаки и часть снаряжения; личные вещи экипажа хранятся в шкафах, оборудованных в носовой стенке. При необходимости вся средняя часть катамарана закрывается тентом-палаткой.
Промышленным вариантом простой по конструкции палубной лодки-катамарана является «Делюкс Командор», выпускаемый в США фирмой «Кэйот» (см. также №65). Цилиндрические поплавки-понтоны (подобные суда называют также и понтонными) свариваются из 2-миллиметровых листов алюминиевого сплава; их диаметр 480 мм, в носу они заострены и снабжены приваренными в верхней части горизонтальными брызгоотбойниками. К поплавкам прикрепляется болтами мостик 2,44X4,8 м, снабженный жестким леерным ограждением и невысоким бортиком. Вариант этой же лодки под названием «Экономи» отличается только тем, что продается без всякого палубного оборудования. Владелец приобретает все, что ему понадобится, в дальнейшем по отдельности (фирма выпускает такие стандартные элементы оборудования, как пульт дистанционного управления, камбуз, диваны, сиденья, солнцезащитный тент, палатка, трапы и т. п.) или изготовляет все это самостоятельно, либо использует любую складную дачную мебель и надувные матрацы.
На наш взгляд, работникам промышленности есть смысл обратить внимание на прогулочные суда такого класса, представляющие своеобразную разновидность недорогих плавучих дач. Они могли бы заинтересовать многих потенциальных покупателей — об этом свидетельствует тот факт, что судостроители-любители во многих концах нашей страны изобретают и строят подобные суда своими силами.
Перейдем теперь к обзору наиболее типичных и интересных двухкорпусных судов-самоделок.
Катамаран «Гефест»
Четыре года плавает по Днепровско-Бугскому лиману 7-метровый парусный катамаран «Гефест», спроектированный и построенный Л. Б. Коплевым из г. Херсона. Хотя это — самое настоящее парусное судно, в основу его компоновки, как нетрудно заметить, положена та же идея палубной лодки с открытым кокпитом-платформой максимальной площади, защищенным от ветра и брызг лишь невысоким (800 мм от палубы) лобовым козырьком и боковыми фальшбортами; только на случай ночлега в непогоду в корпусах оборудованы четыре койки. На воскресную прогулку на «Гефесте» отправляются 8 человек, причем тесноты на палубе нет. Корпуса, имеющие плоско-килеватые обводы, построены с обшивкой из 5-миллиметровой бакелизированной фанеры и обклеены слоем стеклоткани; мостик и палубы поплавков сделаны из фанеры ФСФ толщиной 6—7 мм. Набор корпусов составляют шпангоуты сечением 65X70. Днище мостика подкреплено поперечным (шпация 300—350 мм) и продольным набором.
Основные данные парусного катамарана «Гефест»
Длина наибольшая, м | 7 |
Длина по КВЛ, м | 6,5 |
Ширина габаритная, м | 3,6 |
Ширина одного корпуса по | 0,7 |
КВЛ, м | |
Осадка, м | 0,45 |
Водоизмещение, кг: | |
полное | 1300 |
порожнем | 800 |
Площадь парусности, м2 | 22 |
Вертикальный клиренс, м | 0,40 |
Сложную проблему соединения корпусов конструктор решил установкой трех несущих балок коробчатого сечения. Основная подмачтовая балка на шп. 3 имеет высоту 450 мм; ее пояски из бруса 40X57 обшиты с двух сторон 5-миллиметровой бакфанерой. Балка рассчитана на восприятие осевого давления мачты, равного 2 тс. Такая же балка стоит на шп. 2, но высота сечения ее на 100 мм меньше. Обе балки в ДП связаны продольной балкой (подкреплением под мачту) коробчатого сечения. Таким образом нагрузка от мачты передается на пространственную конструкцию, включающую в себя две поперечные балки, днище мостика и носовой козырек. Кормовая балка (на шп. 7) тоже коробчатого сечения, но высотой 300 мм рассчитана на установку подвесного мотора (на кронштейне). Все балки надежно соединены с набором корпусов и доходят до их наружных бортов.
Четыре навигации подтвердили достаточную прочность конструкции яхты, а вот лавировочными ее качествами конструктор доволен уже в меньшей степени. Расчет на возможность крутой лавировки без швертов не оправдался — угол лавировки к истинному ветру не менее 55°, дрейф велик; на большой волне поворот оверштаг затруднен, иногда его удается сделать только на заднем ходу. Зато благодаря большому вертикальному клиренсу ударов волны в днище мостика не наблюдается, лишь попутная волна иногда заплескивает на мостик.
«Гефест» оказался довольно быстроходным судном. Скорость, показанная на переходах протяженностью 20—30 миль в 5-балльный ветер, на полных курсах составила 7,35 уз, на курсе бейдевинд — 5,4 уз. Остойчивость катамарана позволяет нести полную парусность при ветре 5—6 баллов, не опасаясь, что наветренный корпус оторвется от воды.
Катамаран «Краб»
Статья «Карманный крейсерский катамаран», опубликованная в сборнике №10 (1967 г.), побудила Г. И. Навроцкого из Донецка к проектированию еще меньшего — не 6-, а 4-метрового парусника. Автор задумал в минимальных габаритах катамарана создать парусную плавучую дачу, приспособленную для длительных походов вдвоем.
Основные данные плавдачи — парусного катамарана «Краб»
Длина наибольшая, м | 4,1 |
Ширина наибольшая, м | 2,8 |
Ширина одного корпуса, м | 0,8 |
Осадка, м | 0,3 |
Площадь парусов, м2 | 12,8 |
Полное водоизмещение, кг | Около 1000 |
Запас плавучести, кг | 400 |
На его «Крабе» имеется надстройка, перекрывающая оба корпуса и возвышающаяся над мостиком всего на 900 мм. Часть мостика, закрытая этой надстройкой, служит столом между двумя диванами, расположенными в корпусах. В закрытой части каждого корпуса высота составляет 1,5 м; этого достаточно, чтобы стоять, нагнув голову. Диваны легко превращаются в удобные койки шириной 800 мм. В надстройке расположены также платяной шкаф, рундуки и миниатюрный камбуз. В кормовой части мостика — просторная палуба площадью 5,6 м2. Кроме того в носу имеется небольшой свободный участок палубы для работы со стакселем и якорем (попасть сюда — «на бак» можно, только перелезая через крышу рубки).
Корпуса с упрощенными обводами обшиты строительной фанерой толщиной 4 мм и оклеены снаружи тремя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле.
«Краб» вооружен бермудским шлюпом, но вряд ли стоит серьезно считать его настоящим парусным катамараном. Короткое тяжелое судно не обладает необходимым для успешного плавания под парусами сочетанием таких характеристик, как малое водоизмещение, большое удлинение корпусов и соответствующие их обводы, малое аэродинамическое сопротивление. «Краб» можно, скорее, отнести к разряду судов, способных при благоприятных условиях совершать небольшие парусные переходы.
«Краб» уже построен. Конструктор по достоинству оценил такие качества своего судна, как возможность проходить над мелями или выбрасываться на пляж при ухудшении погоды. Г. И. Навроцкий пишет:
«Один из яхтенных капитанов, который испытывал «Краба», пришел к тому же выводу, что и я: «Краб» удобное и достаточно поворотливое судно, неплохо идет под парусами на полных курсах. Правда, делать поворот оверштаг невозможно — сбивает волна. Сентябрь оказался не очень подходящим временем для ходовых испытаний на Азовском море, зато позволил всесторонне оценить судно как плавдачу. Погода стояла неустойчивая, с холодным дождем и шквалистыми ветрами. Несмотря на это, мы вдвоем прекрасно отдохнули. Прожили на «Крабе» 20 дней: спать было удобно, по утрам делали зарядку на палубе, купались, ловили рыбу, готовили три раза в день горячую пищу».
Скорость капитана «Краба» вполне устраивает. При ветре силой около 3 баллов на курсе галфвинд «Краб» дает 3 уз, идя без заметного крена. Однажды катамаран Навроцкого попал в свежую погоду. Пришлось идти под одним стакселем. «Краб» при этом «ловко пропускал под килями грозные волны, не позволяя ни одной из них прокатиться по палубе».
Как показывают письма в редакцию, многие из судостроителей-любителей, задумывающиеся о постройке «домика на поплавках», считают, что если уж стоит делать плавдачу самоходной, то следует делать ее непременно быстроходной.
Катамаран «Пингвин»
К. С. Григорьев из Якутска сообщает о построенной им быстроходной плавучей даче «Пингвин», вмещающей 6—7 человек.
Основные данные плавдачн-катамарана «Пингвин»
Длина наибольшая, м | 6,7 |
Ширина наибольшая, м | 2,2 |
Ширина наибольшая корпуса, м | 0,65 |
Высота борта, м | 0,50 |
Вес корпуса, кг | 250 |
Водоизмещение полное, кг | 1000 |
Мощность мотора, л. с. | 30 |
Скорость хода, км/ч | 36 |
1,5-миллиметровыми дюралюминиевыми листами на заклепках с предварительным промазыванием поверхностей клеем БФ-2. К набору обшивка крепилась шурупами в два ряда (в шахматном порядке) на уплотнительной ленте из двух слоев марли, пропитанных БФ-2. По верхним кромкам бортов поставлены стальные угольники 40x40x4, которые служат основой для крепления восьми поперечных деревянных балок мостика. Снизу мостик зашит дюралевым листом, сверху — полом из 5-миллиметровой фанеры; пространство между ними заполнено плитами пенопласта (теплоизоляция и запас плавучести). В пределах рубки поплавки сверху открыты и служат рундуками для снаряжения.
Надстройка изготовлена с каркасом из сосновых брусков 20X40 и обшивкой из строительной фанеры. Переборка делит домик на две части — каюту и тамбур, в котором расположен гальюн. Чтобы не увеличивать парусность судна, высота надстройки сделана небольшой — всего 1,2 м, но в крыше прорезан большой люк с подъемной крышкой. В хорошую погоду крышка может •быть поднята до высоты полного роста человека; при этом обеспечивается хорошая вентиляция и освещение помещения. Для оборудования каюты использован комплект складной дачной мебели, состоящий из стола и четырех стульчиков. При устройстве на ночлег расстилается брезентовый коврик и укладываются надувные матрацы. Пост водителя расположен на кормовом участке палубы; штурвал установлен на кормовой переборке надстройки. Палуба ограждена релингом (из дюралюминиевой трубы) с сеткой; в носу для защиты от брызг устроен парусиновый обвес.
К. С. Григорьев сделал поплавки со значительным сужением кормовой части. Это послужило причиной появления значительного ходового дифферента на корму (впоследствии пришлось делать поплавки в корме шире на 100 мм). Целесообразно корпуса подобных судов выполнять призматическими — с одинаковым поперечным сечением от миделя до кормы, как это и сделано, например, на палубных лодках фирмы «Кэйот».
Сложным вопросом оказалась и установка подвесного мотора «Москва-30» на мостике катамарана. Первоначально при увеличении скорости создавалось большое брызгообразование от выступающих частей дейдвудной трубы мотора, хотя он и был установлен на высоте, соответствующей высоте транца 400 мм. Пришлось мотор поднять еще на 100 мм. Брызгообразование прекратилось, но винт стал «хватать» воздух — кавитировать. После увеличения площади антикавитационной плиты (была приклепана снизу дополнительная пластина) кавитация прекратилась, однако при волнении все же возникали срывы в работе винта, приходилось сбрасывать обороты. Оптимальным решением стало устройство шарнирного кронштейна с дистанционным управлением подъемом и опусканием мотора в зависимости от наличия волны на акватории.
Эксплуатируется «Пингвин» на Лене в районе Якутска; ширина реки достигает здесь 2,5—3 км, нередки ветра силой 5—6 баллов и высокая крутая волна. «Пингвин» довольно хорошо держится на волне, парусность надстройки на управляемости и скорости практически не сказывается. Максимальная скорость составляет 36 км/ч, так что автор конструкции своей цели добился — сделал плавдачу быстроходной. К недостаткам его проекта, помимо неудачных обводов поплавков, можно отнести недостаточно проработанную архитектуру судна (представляется излишним завал стенок, ухудшающий условия размещения внутри каюты); по-видимому, композитная конструкция дерево — дюраль — сталь окажется недостаточно долговечной из-за развивающейся коррозии.
Как убедились уже многие строители плавдач, далеко не просто совместить противоречивые стремления: получить комфортабельную каюту, в которой можно ходить, не нагибаясь, и иметь возможность пройтись «с ветерком» или покататься на лыжах. Перед жителями же городов встает серьезная проблеме хранения судна, а нередко еще и проблема его перевозки.
Буксируемая разборная плавдача
Любопытное решение нашел москвич Ю. А. Соломенцев: он сделал разборную плавдачу-катамаран, которая буксируется моторной лодкой «Никси» с «Вихрем-М».
Основные данные буксируемой разборной плавдачн-катамараиа конструкции Ю. А. Соломенцева
Информация об изображении
Буксируемая разборная плавдача конструкции Ю. А. Соломенцева и мотолодка «Никси»

Буксируемая разборная плавдача конструкции Ю. А. Соломенцева и мотолодка «Никси»
Длина наибольшая, м | 5,4 |
Ширина наибольшая, м | 2,96 |
Размеры пола каюты, м | 3X2,05 |
Вес порожнем, кг | 400 |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,17 |
Скорость буксировки, км/ч | 12 |
Надстройка (полезная площадь каюты 6,15 м2) собирается из девяти щитов: четырех стенок, трех секций кровли и двух пола. Габариты щитов позволяют перевозить их на верхнем багажнике «Москвича-407». Щиты соединяются с помощью разъемных дверных петель и фиксирующих шпилек, а к понтонам крепятся болтами. Стыки щитов и два продольных шва кровли герметизируются силиконовой мастикой. Продольные стены выполнены из обвязки и двух оконных переплетов с горизонтальной их навеской. На стены навешены сборные элементы коек, каркас которых выполнен из алюминиевых трубок раскладных кроватей, а вместо брезента применена фанера. Койки сделаны в виде отдельных секций, что позволяет превращать их в кресла, укладывать на пол или прятать в толщу стены.
Поперечные стены обеспечивают жесткую связь поплавков, что позволило отказаться от мощной соединительной платформы и уменьшить вес плавдачи. Пол плавдачи поднят над уровнем воды на 40 см. Ю. А. Соломенцев изготовил поплавки оригинальной конструкции — с использованием стандартных 20-литровых металлических канистр. На каждый поплавок пошло по 16 канистр, уложенных в два ряда в каркас из дюралюминиевых угольников, заполненный по бортам пенопластом (см. сечение). Снаружи поплавки обшиты дюралевым листом. Канистры верхнего ряда можно вынимать и использовать для хранения горючего. Четыре вертикально поставленные канистры служат опорами для углов надстройки. Вес каждого понтона около 100 кг. (Подобное устройство можно оправдать лишь отсутствием необходимых материалов для изготовления поплавков более простой конструкции.)
Информация об изображении
Конструкция рулевой трапеции для буксировки плавдачи конструкции Ю. А. Соломенцева
Катамаран буксируется с помощью жесткой сцепки с рулевой трапецией. Лодка и плавдача соединены двумя жесткими трубами, снабженными на концах шаровыми шарнирами. Конструкция шарниров обеспечивает поворот труб как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, что необходимо при движении по волне. Система перекрещивающихся тросов закреплена неподвижно на углах домика; другие концы тросов через ролики связаны с рулевым тросом лодки. Мотор на лодке закреплен неподвижно. При повороте рулевого колеса через систему тросов транец лодки вместе с мотором смещается относительно оси плавдачи и таким образом осуществляется поворот. При длительных стоянках лодку можно отсоединить от рулевого устройства — достаточно отвернуть две гайки у шаровых шарниров и два болта на концах тросов.

Конструкция рулевой трапеции для буксировки плавдачи конструкции Ю. А. Соломенцева
Плавдача может использоваться и как самоходное судно — достаточно на корме установить подмоторный кронштейн. Эксплуатируется она уже четыре навигации и оказалась довольно удобной как для транспортировки на легковом автомобиле, так и для зимнего хранения.
Еще один вариант самоходного «домика на поплавках» построен несколько лет назад киевлянином В. Г. Ивашечкиным. Очень узкие поплавки (длиной 7,5 м и шириной 0,5 м) сделаны сварными из 1,5-миллиметровой стали и разделены переборками на четыре герметичных отсека, причем один из них используется в качестве бензобака. «Домик» крепится к поплавкам на ферменных поперечных балках. Размеры каюты в плане 6,2X2 м, высота 1,4 м. Как и на «Пингвине», в крыше предусмотрен люк с подъемной крышкой, позволяющий увеличить высоту в каюте до 1,8 м.
Палуба изготовлена из 10-миллиметровой фанеры, крыша и стенки обшиты строительной фанерой толщиной 5 мм. В боковых стенках сделаны сдвижные двери, позволяющие выходить из кабины на поплавки, которые вынесены в стороны. Под днищем кабины расположены дополнительные бензобаки и аккумуляторы (доступ к ним осуществляется через лючки).
Поперечная переборка разделяет надстройку на две части. В передней расположен пульт управления; возле переборки установлен диван. Здесь же могут уместиться съемный стол, складные табуретки, на ночь оборудоваться спальные места. В кормовой — открытой части надстройки расположены два продольных сиденья-рундука с размерами в плане 0,6X2 м (они могут быть использованы как койки) и камбузный стол 1,3X0,6 м. В плохую погоду всю кормовую часть можно закрыть парусиновым пологом.
В корме поплавки соединяются решетчатым настилом из реек, образующим очень удобную площадку для купанья и рыбной ловли.
Автор испробовал несколько вариантов механической установки; 20-сильный «Вихрь»; стационарный двигатель от «Москвкча-401» с угловой колонкой; двигатель с прямой передачей, установленный в третьем корпусе между поплавками, и, наконец, в 1975 г. на транцах обоих корпусов установил по мотору «Москва-12,5», причем на них пришлось перед дайдвудной частью поставить брызгоотбойники. Скорость со средней нагрузкой составила 20 км/ч. Этот вариант конструктор считает оптимальным. Особенно удобна двухмоторная установка при маневрировании широкого катамарана в гавани при работе моторов «враздрай» судно поворачивается на месте.
Полный вес катамарана с моторами и запасом горючего 100 л составляет около 800 кг, а осадка при полной нагрузке с 6 пассажирами на борту не превышает 12 см.
В проекте В. Г. Ивашечкнна сделана интересная попытка увеличить вертикальный клиренс, чтобы избежать ударов при ходе на волнении. Правда, введение в конструкцию высоких ферменных поперечных балок усложняет постройку и сборку судна, появляется опасность повредить конструкцию при подъеме на берег (что, К слову сказать, и случилось с катамараном В. Г. Ивашечкина в прошлом году).
Перечисление плавдач-катамаранов, построенных любителями, можно было бы продолжить, но думается, что рассмотренных типичных примеров достаточно, чтобы видеть основные пути, которыми идут создатели судов этого типа. Остается добавить, что некоторые любители воспользовались проектом 4-метровой самоходной плавдачи «Золушка», опубликованным в сборнике №65. Ждем их отзывов о получившемся судне.