Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,0 |
Длина по КВЛ, м | 3,8 |
Ширина, м | 1,26 |
Вес с оборудованием, кг | 90 |
Плаваем мы вчетвером, и при этом в ней остается достаточно места для туристского снаряжения: полная грузоподъемность ее до 500 кг. При движении на веслах гребем вдвоем, сидя на носовой банке. При необходимости навешиваем на транец 2-сильный мотор «Салют». Лодка неплохо идет и под парусом площадью около 3,2 м2; применено вооружение кэт-гуари, позволяющее обходиться без высокой мачты (мачта и стоящий вертикально гафель имеют одинаковую длину — 2,5 м). Мы, конечно, понимаем, что оборудование нашей лодки швертом дало бы возможность ходить круче к ветру, ценную при плавании по большим водоемам, однако именно эта лодка так и осталась без шверта (был построен туристский секционный швертбот «Мрия», вооруженный шлюпом). При движении на веслах и под парусом, а также при сплаве по быстрым рекам чаще всего навесной руль снимаем, используем рулевое весло.
Секции весом около 40 кг без всяких осложнений и без какой-либо дополнительной упаковки принимают в багаж для перевозки по железной дороге. На волоках — при обносе препятствий — лодка для облегчения работы разбирается буквально за десять минут: достаточно отдать ^болтов с гайками-барашками. Для переноски на каждой секции имеются ручки, играющие также роль уток, швартовных кнехтов и т. п.
Применены упрощенные обводы корпуса. Лодка сделана плоскодонной (с подъемом днища в оконечностях) и благодаря этому имеет очень небольшую осадку, что дает возможность проходить многие мелководные перекаты и пороги без разгрузки. Притупленная носовая часть несколько приподнята и закрыта палубой; высота борта (400 мм на миделе) вполне достаточна для туристских целей. Наличие герметичных переборок по концам секций — на шп. 4 — увеличивает жесткость корпуса и исключает затопление лодки при получении пробоины в одном из отсеков. (Перед выходом на «большую воду» мы обычно закрепляем под банками цилиндрические надувные мешки-гермоупаковки, обеспечивающие непотопляемость.)
Мы плавали на этой лодке пять лет, совершили несколько походов по Мете, Ловати, большим и малым озерам и рекам северной Карелии. Трижды побывали на хорошо известном туристам Топ-озере, имеющем площадь около 990 км2; по порожистой Поньгоме спускались из него в Белое море (это 300-километровый маршрут III категории сложности). Другими словами, только в сложных условиях прошли на лодке более 1500 км, не имели при этом ни одного серьезного повреждения корпуса (хотя сделан он из обычной строительной фанеры без оклейки защитным слоем ткани) и убедились в ее высоких эксплуатационных качествах.
О конструкции лодки дают представление приводимые эскизы. Весь продольный и поперечный набор нарезан из сосновой рейки 30X20; киль представляет собой доску 30X60, на которую днищевые части шпангоутов нарезаются вполдерева. Обшивка днища, носовой транец и банки вырезаны из фанеры толщиной 5 мм; борта, обе переборки и носовая палуба — 4 мм. Кормовой транец вырезан из 10-миллиметровой фанеры и подкреплен подмоторной доской 20X100 от борта до борта, стойкой и старн-кницей 150X150X20 в ДП, а также дюралевыми горизонтальными кницами 150X150X3 на привальных брусьях (такие же дюралевые кницы стоят у переборок на шп. 4). Все углы секций снаружи обиты алюминиевой полосой на густотертых белилах.
На днищевые шпангоуты укладываются три секции решетчатых пайолов. собранных из рейки 20X20.
При соединении секций на днище в ДП снаружи укладывается 500-миллиметровый отрезок швеллера 60X25 (крепится четырьмя болтами М8 — по два на секцию), а на борта на уровне привального бруса — стальные планки-накладки 3X20X500 (крепятся четырьмя болтами М6 — по два на секцию).
Мачты, гафель и гик вырезаны из дюралевой трубки ∅35X2. Мачта, вставляемая в стальную обойму (согнута из полосы 3X30) и гнездо — степс — на киле, раскрепляется штагом и вантами, путенсы которых (из стальной полосы 3X20) поставлены в ДП на носовом транце и у шп. 2 на бортах.
Парус пришнуровывается к гафелю и к гику (можно оставить нижнюю шкаторину и свободной); по мачте скользит на кольцах.