Прочитав в №61 заметку о крыльях фирмы «Кастой Дайнемикс», я решил поделиться своим опытом в этой же области.
С крыльями я познакомился лет восемь назад, когда поставил на них «Казанку». Тогда же зародилась и мысль сделать крылатыми водные лыжи, но занялся этим я только в 1973 г., когда, с одной стороны, приобрел кое-какой опыт в изготовлении и регулировке крыльев, а с другой — наткнулся в американском журнале «Популярная механика» на рекламную статейку о лыжах на крыльях.
Принципиальная схема била заимствована из этого журнала, но, как я и предполагал, гораздо большее значение имело то, о чем в статье не упоминалось. Три летних сезона ушли на эксперименты. Было изготовлено шесть вариантов крыльев (первые — из дюралюминия, последние — из титанового сплава). Варьировались профили сечений крыльев и стоек, изменялись углы атаки крыльев и положение их вдоль лыж.
Вначале лыжник на крыльях не мог даже оторваться от воды и сразу заваливался на бок или вперед. Лишь после долгих трудов мы создали систему, на которой удавалось пройти до 1—2 км при скорости 30—35, а иногда и до 40 км/ч. При выходе лыжника на крылья лодка резко набирала скорость и плавно регулировать ее становилось трудно. Как правило, при возрастании скорости после выхода на крылья лыжник ощущал под ногами гул и вибрацию, замечал образующийся на крыльях кавитационный пузырь; после этого происходил срыв потока, лыжник садился на воду. Нередко устоять на лыжах при этом не удавалось, приходилось падать на бок, чтобы случайно не пораниться. Старт производился как с плота, так и из воды.
Лучшими лыжами для установки крыльев оказались серийные дюралюминиевые типа «Спорт», имеющие достаточный запас плавучести — около 4 кг (к сожалению, они часто начинают протекать в местах точечной сварки). Была испытана и монолыжа с двумя подводными крыльями — передним и задним, но эту систему так и не удалось сделать достаточно жесткой.
Вес последней модели крыльевой системы, с помощью которой удалось добиться ровного стабильного хода, около 3,6 кг. На «торпедке» установлены два носовых крыла (верхнее и нижнее) и кормовой стабилизатор. Сечение крыльев — плоско-выпуклое (симметричный сегмент). Площадь верхнего крыла (крепится над торпедной) — 1,9 дм2, нижнего — 2,1 дм2. Стабилизатор, как и, стойки, имеет веретенообразное сечение, его размах — 320 мм, ширина — 65 мм, максимальная толщина — 4 мм.
Крылья и стабилизатор крепятся потайными винтами к качающимся на осях коромыслам, почти полностью скрытым в теле торпедки и фиксируемым под необходимым углом атаки специальными отжимными винтами. Угол атаки регулируется в пределах от +5° до —5°. Регулировка производится при помощи отвертки, вводимой в шлицы винтов через отверстия в нижней части торпедки.
Стойки нижними концами входят в щели, профрезеров энные в теле торпедки, и зажимаются вдоль ее оси болтом М12 при помощи торцевых ключей.
На верхней перекладине имеются четыре зажима с подкладками для крепления устройства за кромки пустотелых лыж типа «Спорт». Устройство крепится с таким расчетом, чтобы пятки лыжника находились примерно на вертикальной оси стоек крыльев. Конструкция ставится и снимается не более чем за 5 минут.
Все детали за исключением дюралюминиевых коромысел и обтекателей торпедки, а также текстолитовых подкладок изготовлены из титановых сплавов. Дюралюминиевая конструкция, конечно, получится легче, но для обеспечения жесткости придется высоту системы уменьшить до 450 мм.
Конструкция, показанная на эскизах, состоит из 87 деталей (58 из них — крепежные).
На скорости 18—22 км/ч лыжи отрываются от поверхности воды и с дальнейшим увеличением скорости все выше поднимаются над ее уровнем. Иногда торпедка идет погруженной в воду всего на 60—70 мм. Сопротивление при ходе лыжника на крыльях невелико, поэтому буксирующая лодка имеет такую же скорость, как без лыжника, но с двумя пассажирами на борту; фал при буксировке несколько провисает.
На очереди следующая задача — увеличить скорость движения до 60—70 км/ч. Думаю, что этот рубеж реален.