Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Туристические суда / 1978 год / Семейная плавучая дача-амфибия «Дон»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Быстроходная плавучая дача
    Плавучая дача Уют
    Плавучая дача Березка
    Простейшая плавучая дача
    Плавучая дача «Пеликан» для речных туристических походов
    Плавучая дача «Ивушка» и ее первое плавание
    Плавучая дача катамаран «Золушка»
    Плавучая дача «Березка»
    Разборная плавучая дача «Ладога ДБ»
    Мореходная плавучая дача «Окулус-104» из стеклопластика
    О плавдачах вообще и быстроходная плавучая дача «Эдем»
    Японская плавучая дача для открытого моря
    Быстроходная плавучая дача «Seacamper-795»
    Дача-автоприцеп с лодкой


    Семейная плавучая дача-амфибия «Дон»

    Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 73 (Все статьи)
              0


    С начала 1978 г. Горьковский авиационный завод имени Серго Орджоникидзе приступил к серийному производству автоприцепа-плавдачи «Дон». Первые 500 судов этого оригинального нового типа обретут капитанов уже в текущем году. По просьбе читателей сборника более подробно знакомим с особенностями уже не опытных образцов, а серийного «Дона».

    Информация об изображенииПлавдача «Дон» на соревнованиях
    Плавдача «Дон» на соревнованиях
     
    Напомним (о «Доне» уже сообщалось в №57 и №65 сборника) неоспоримые преимущества, которые отличают эту вполне комфортабельную плавдачу от других судов того же класса. Минимальные размерения, замена обычной жесткой конструкции надстройки тентом-палаткой и применение дюраля при изготовлении беспалубного корпуса-понтона позволили сделать плавдачу действительно легкой. Она хорошо приспособлена для транспортировки в виде тележки-прицепа за легковым автомобилем и имеет исключительно широкий диапазон применения. Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу (скажем, на лесной поляне), или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача — мотолодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л. с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно — в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника.

    Отправляясь в отпуск с такой дачей-амфибией на буксире, автомобилист получает практически неограниченные возможности отдыха на воде и у воды — на лоне природы.

    Информация об изображенииОтдых на плавдаче «Дон»
    Отдых на плавдаче «Дон»
     
    Автоприцеп представляет собой легкую одноосную тележку — это кормовая секция плавдачи, поставленная на откинутые вниз колеса и снабженная дышлом. Крышей служит опрокинутая вверх дном — носом назад и закрепленная в этом положении двумя замками патефонного типа носовая секция. Соединение секций на шп. 7,8 сделано шарнирным. Все проемы на передней и задней стенках прицепа закрываются крышками (на замках). Передняя крышка — съемная; в положении «дача» эта крышка используется в качестве стопа (на суше) или гидрощитка корпуса (на воде). Задняя крышка, на которой закреплен номерной знак, поворачивается на шарнирах и укладывается в подмоторную нишу.

    При необходимости можно, сняв сиденья и пайолы, использовать и одну тележку для хозяйственных нужд. В любом случае полный вес прицепа не должен превышать 1/3 веса буксирующего автомобиля (для «Жигулей» и «Москвичей-408», «-412» — это 300 кг, для «ГАЗ-21» и «-24» — 320 кг), О нормальном распределении нагрузки дают представление следующие цифры: при весе прицепа 267 кг на колеса приходилось 249 кг и на узел сцепки — 18 кг. Автоприцеп рассчитан на эксплуатацию с легковыми автомобилями любой из имеющихся у нас моделей, кроме «Запорожца».


    Информация об изображенииФото плавдачи «Дон» на ходу с людьми
    Фото плавдачи «Дон» на ходу с людьми
     
    Подвеска колес — независимая рычажная с пружинно-гидравлическими амортизаторами (63-26ИМЗ задней подвески мотоцикла «М-63» «Урал-2») обеспечивает мягкий ход и хорошую устойчивость при буксировке. Колеса «обуты» в шины модели В-19А (5.00-10.0); рабочее давление в них должно выдерживаться в пределах 1,3 ±0,2 кгс/см2. При нахождении плавдачи на воде шасси могут быть сняты вообще или зафиксированы в поднятом положении.

    Дышло имеет беззазорное сцепное устройство шарового типа; диаметр шара 50 мм.

    Информация об изображенииУстройство плавдачи «Дон»
    Устройство плавдачи «Дон»
     
    Автоприцеп оборудован приборами световой сигнализации, включающими задние фонари ФП-227-В и фонари подсветки номерного знака. Световая сигнализация подключается через согласующее устройство к 12-вольтовой электросети постоянного тока автомобиля при помощи штепсельного разъема ПС-300. Кроме того, автоприцеп оборудован передними и задними отражателями света.

    Автоприцеп имеет небольшие габариты и вес, широкую колею, малое удельное давление шин, большой дорожный просвет и задний угол свеса, что позволяет полностью использовать динамические качества автомобилей и двигаться по любому рельефу местности, на который они рассчитаны. Автоприцеп может буксироваться по дорогам всех категорий. С целью обеспечения безопасности движения скорость при буксировке за «Жигулями», «Москвичами» и «ГАЗ-24» не должна превышать 8D км/ч, за «ГАЗ-21» — 70 км/ч. Во всем диапазоне скоростей прицеп движется за автомобилем-тягачом устойчиво, без виляний и рысканий. Эти качества особенно удобны при съездах к реке или озеру, при движении по лесным дорогам.


    Информация об изображенииТеоретический чертеж плавдачи
    Теоретический чертеж плавдачи
     
    При развертывании автоприцепа «Дон» в положении «дача» на суше необходимо, открыв переднюю и заднюю крышки и замки крепления «по-походному», повернуть носовую секцию на шарнирах до касания ее днищем грунта. Делать это следует осторожно, силами не менее двух человек, удерживая 70-кипограммо-вую секцию от произвольного падения и подстраховывая друг друга. Колеса поднимаются и фиксируются в откинутом вверх положении, а сама дача устанавливается на специальные опорные колодки. На все это уходит не более десяти минут. При кратковременной стоянке можно дачу на колодки не опускать, а оставить опертой на колеса и кипи носовой секции.

    Информация об изображенииПлавдача на трассе гонок на приз сборника в 1976 г.
    Плавдача на трассе гонок на приз сборника в 1976 г.
     
    Конструктивно автоприцеп-плавдача представляет собой двухсекционное судно с глиссирующими обводами, на котором устанавливается складной тент, образующий двухкомнатный домик-палатку с площадью попа 8,5 м2. Корпус судна цельнометаллический (из алюминиевого сплава Д16) клепаный, не имеющий продольного набора; жесткость и прочность обеспечивается продольными реданами, катамаранными обводами носовой секции и гофрами, выштампованными на бортах.

    В кормовой секции вдоль бортов размещены два мягких дивана (постоянные спальные места) с рундуками под ними и моторный отсек с нишей и местами для укладки бензобака и канистры. Имеются мягкое (треугольное в плане) сиденье для водителя и складной стоп. Крышка стопа при помощи крючков крепится к борту и опирается на откидную стойку.


    Информация об изображенииПлавдача «Дон» на испытаниях. Рядом — проверка непотопляемости носовой секции в перевернутом виде
    Плавдача «Дон» на испытаниях. Рядом — проверка непотопляемости носовой секции в перевернутом виде
     
    Носовая секция имеет кормовой моторный отсек и средний багажник, крышки которых лежат в одной плоскости с носовой палубой. Закрыв «вырез» в палубе (вдоль правого борта) двумя транцевыми плитами, здесь можно устроить еще два спальных места.

    Плавдача оборудована рымами-утками, ручками для швартовки и подъема, носовым рымом, черпаком, металлическими непотопляемыми веслами и подуключинами для них. При транспортировке автоприцепа весла укрепляются хомутами на стенке багажника. В положении «дача на плаву» весла укладываются вдоль бортов и крепятся резиновыми амортизаторами. В моторном отсеке плавдачи и на левой слани носовой секции предусмотрены упоры и ремни крепления топливных баков.

    Информация об изображенииПлавдача в сборе на суше. Вид с носа
    Плавдача в сборе на суше. Вид с носа
     
    Для защиты от непогоды или от солнца служит тентовое устройство из разборного трубчатого каркаса и полотнища (цветная хлопчатобумажная ткань с водоотталкивающей пропиткой). Тент образует две одинаковые по площади «комнаты», разделенные «шторой-перегородкой» с проходом. Высота тента позволяет ходить в полный рост. В корме предусмотрен проем для доступа к подвесному мотору. В стенках сделаны большие пленочные окна, защищенные противомоскитной сеткой и шторами, на корме и в обоих бортах имеются дверные проемы. Задняя стенка тента может занимать два положения: либо на задней стенке кокпита (изолируя жилое помещение от моторного отсека), либо на транце.

    Конструкция тентового устройства позволяет легко преобразовывать его в навес без боковин, в тент только над кормовой секцией (с навесом или без него) и т. п. Для установки тента на суше при отделенной носовой секции предусмотрены растяжки со шторами и удлинители стоек. При необходимости тент можно снимать без применения какого-либо инструмента. На передней дуге имеется гнездо для крепления стояночного фонаря. Полотнище крепится к каркасу тесемками, а к корпусу дачи — амортизаторами, кнопками и шнурами. Соединения по стыкам полотнища выполнены на застежках «молния», пуговицах и кнопках. Полотнища «дверей» в убранном положении удерживаются при помощи матерчатых ремешков с кнопками.


    Информация об изображенииПлавдача в сборе на суше. Вид с кормы
    Плавдача в сборе на суше. Вид с кормы
     
    Сняв тент с носовой секции, очень легко превратить ее в открытую веранду. Вдоль бортов установлены жесткие поручни, а в комплекте снабжения лодки имеется непотопляемый трап из трубок легкого сплава (нижняя его часть представляет собой капроновую веревочную лестницу); это облегчает выход из воды во время купания.

    При использовании плавдачи на воде в качестве 5-метровой глиссирующей мотолодки рекомендуется дпя облегчения снять все лишнее буксировочное и дачное оборудование (шасси, дышло, колодки, тент, транцевые плиты и т. п.). Нормальная загрузка мотолодки — четыре человеке; можно плавать и вшестером, но скорость при этом резко падает — с 30 до 20 км/ч.

    Для согласования сложных ката-маранных обводов носовой секции и плоско-килеватых обводов кормовой секции в туннель в районе шп. 4—8 устанавливается гидрощиток, сделанный непотопляемым — водоизмещающим (он же, как упоминалось выше, используется в качестве крышки, закрывающей отверстие между секциями в варианте автоприцепа, и в качестве столика при эксплуатации дачи на суше). Для защиты двигателя подвесного мотора от заливания на его дейдвудную трубу ставится сварной брызгоотражатель из легкого сплава.

    Информация об изображенииОбщее расположение плавдачи «Дон» в сборе
    Общее расположение плавдачи «Дон» в сборе
     
    При эксплуатации лодки с полной нагрузкой под мотором мощностью 2D л. с. рекомендуется для обеспечения нормального режима работы двигателя использовать гребной винт уменьшенного до 250 мм шага.

    Радиус циркуляции плавдачи с «Москвой-30» на полном ходу не более 15—17 м.


    Если для отдыха выбрано место вблизи реки или озера, то, отделив носовую секцию от кормовой, дачу можно использовать одновременно для отдыха на суше и воде.

    При развертывании автоприцепа «Дон» в однокомнатный домик на двух-трех человек и отдельно лодку носовая секция отсоединяется и снимается. Колеса поднимаются, кормовая секция опускается на опорные колодки. Снимается дышло. Над тележкой устанавливается тент. Чтобы из его передней части получился навес, боковые крылья полотнища поднимаются вверх и крепятся к трубчатым опорным стойкам, которые нижними заостренными концами опираются на грунт. Окончательное растягивание навеса производится при помощи расчалок и колышков, хранящихся в бортовой сумке. Под навесом на ножки устанавливается гидрощиток, служащий кухонным столом. Для удобства входа в сапой под дверью устанавливается входной трап.

    Информация об изображенииОбщий вид — габаритная схема прицепа
    Общий вид — габаритная схема прицепа
     
    Спущенная на воду носовая часть удовлетворяет требованиям ГОСТ 19105—73 к судам 1 типа. Лодка имеет катамаранные обводы, прямоугольную в плане форму и, несмотря на небольшие размеры, вместительна: в 2,5-метровой лодке свободно размещаются три человека; она обладает высокой остойчивостью, неплохо идет на веслах и под любым подвесным мотором мощностью до 30 л. с., может перевозиться на крыше легкового автомобиля. С мотором мощностью 30 л. с. мотолодка может буксировать воднолыжника. Радиус циркуляции ее 10—12 м. Для устранения чрезмерного дифферента короткой лодки применены развитые транцевые плиты (по 450X538 мм); они сделаны водоизмещающими и имеют объем по 16 л.

    Информация об изображенииОбщий вид — габаритная схема мотолодки — носовой секции «Дона»
    Общий вид — габаритная схема мотолодки — носовой секции «Дона»
     
    Благодаря незначительному весу лодку могут переносить два человека; это делает ее удобной при спуске на воду и подъеме, преодолении различных препятствий и т. п. Гермоотсеки между шп. 1—2 (170 п) и 6—7 (160 л) обеспечивают полную непотопляемость лодки: она удерживается на плаву вместе с двумя-тремя пассажирами даже при полном заполнении корпуса водой.

    Информация об изображенииПлавдача, оборудованная дистанционным управлением, готовится к участию в маршрутной гонке
    Плавдача, оборудованная дистанционным управлением, готовится к участию в маршрутной гонке
     
    Конструкции «Дона» окрашиваются хлорвиниловыми эмалями ХВ-16, не требующими дополнительной консервации при хранении автоприцепа. Гарантийный срок службы покрытий — два года; весь уход за ними заключается в своевременной мойке корпуса. Нижнюю часть тележки и узел подвески автоприцепа рекомендуется мыть водой из шланга под большим напором. При хранении автоприцепа на открытой площадке шасси и дышло снимаются и укладываются в автоприцеп. Прицеп устанавливается на колодки или мягкие кранцы.

    Во входящей в комплект сумке из плащевой ткани хранятся колодки, брызгоотражатели подвесного мотора, ремонтная аптечка и штыри с растяжками для крепления тента на суше. Дышло при использовании дачи на плаву снимается, укладывается в лодку и крепится амортизаторами к правой стенке тоннеля лодки.

    Ориентировочная стоимость дачи-амфибии «Дон» 2 тыс. рублей.



    Понравилась ли вам эта статья?
    +9

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Спортивный парусный швертбот-одиночка «Лазер»
    Рыболовный тримаран из стеклопластика «Скат»
    Новый проект швертбота «Цефей» класса Т-2
    Жесткая рубка из кузова автомобиля «Москвич-434»
    Гребные колеса с педальным приводом для байдарок
    Моторно-гребная шпоновая лодка «Форель»
    Моторная лодка и коляска для мотоцикла
    6-метровый многоцелевой катер с автомобильным двигателем
    Крейсерская мини-яхта со сварным корпусом «Пан Дюик 600»
    Парус со швертовым и рулевым устройством на «Чижике»
    Новая модель четырехместной мотолодки «Казанка-5»
    Жесткая рубка со сдвижной крышей на «Казанке-5»
    Трехместная моторная лодка «Морской дротик»
    Крейсерско-гоночная яхта «Вэнгард» класса «двухтонник»
    Моторно-парусная лодка дори

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Семейная плавучая дача-амфибия «Дон»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Крейсерская яхта «Спаниелек» из углепластика
    Комфортабельный водометный каютный катер «RZ-8»
    Комфортабельные моторные катамараны раскрывают свои возможности
    Быстроходный трехместный прогулочный катамаран «Радуга-39к»
    Лодка, палатка и кровать из дюралевой раскладушки
    Новые надувные байдарки типа «Ласточка»
    Четыре быстроходных судна: «Кадет», «Арго», «Жемчуг» и «Ветер»
    Яхта «четвертьтонник»-монотип типа «Конрад-24»
    Прогулочно-туристская мини-яхта «Каравелла»
    Глиссирующая мотолодка из легкого сплава «Крым-3»
    Комфортабельная и мореходная мотолодка «Москва-2»
    Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО
    Парусно-моторный разборный катамаран «Кит»
    Мореходный каютный катер «Экспресс-крейсер»
    Конструкции зимних виндсерферов


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 10 + 35 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории