В июле прошлого года в г. Северодвинске был спущен на воду новый однотонник «Корвет», построенный членами яхт-клуба «Беломорец». Несколько лет наш экипаж ходил на четвертьтоннике самостоятельной постройки, однако мы пришли к выводу, что по части комфорта, скорости и автономности яхта этого класса — не лучшая для крейсерских плаваний. Поэтому вопрос «что строить?» был решен в пользу однотонника — популярного класса крейсерско-гоночных яхт. Особенно привлекала возможность участвовать в крупных соревнованиях.
Проект «Корвета» (теоретический чертеж, общий вид, парусность) был разработан ленинградским конструктором И. И. Сиденко, конструктивная часть — самим экипажем. Такое сотрудничество оказалось плодотворным.
Желание иметь яхту с современными обводами, застрахованную от штрафов при обмере и далекую от различных экстремальных решений, а также предполагаемое участие в гонках на Кубок Балтики во многом определили направление проектирования. Судно имеет круглоскулые обводы, для него характерны большая ширина и высота борта, умеренное водоизмещение, высокая парусность и тяжелый фальшкиль.
Корпус деревянный. Выбор размеров и сечений деталей его набора производился на основании «Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных судов СССР» и «Правил постройки деревянных яхт» Регистра Ллойда.
Материалом набора послужил ясень, все детали сделаны ламинированными с применением эпоксидных клеев. Корпус обшит сосновыми рейками. Обшивка производилась без жестких лекал. После установки закладки на нее были выставлены флоры, большинство из которых сварены из листовой стали. Ветви шпангоутов выклеены из пяти реек и обработаны на рейсмусном станке. С флорами они жестко скреплены болтами. Каждая шпангоутная рамка раскреплена временными распорками. После обшивки корпуса установили палубу, изготовленную из бакфанеры. Корпус тщательно обработали и оклеили стеклотканью. Получилась гладкая — как у пластмассовых яхт — поверхность, позволяющая снизить объем весеннего ремонта.
Крыша рубки «Корвета» является плавным продолжением носовой палубы, это позволяет улучшить обитаемость помещений впереди мачты. Освещение этих отсеков обеспечивается двумя иллюминаторами, расположенными на палубе, и светлым форлюком.
Планировка яхты определилась необходимостью установки переборки в районе мачты для крепления вант-путенсов, отнесенных от борта к ДП, и стремлением не загромождать внутренние помещения. На яхте в районе миделя установлен большой штурманский стол, за ним, рядом со входом, расположен камбуз. Количество спальных мест — 6. В помещении перед мачтой оборудован одежный шкаф и две полки для вещей экипажа. Отделка помещений и мебели при помощи декоративной бумаги, наклеенной водостойким клеем и покрытой лаком, выполнена под красное дерево.
«Корвет» вооружен бермудским шлюпом с топовым стакселем. Деревянная пустотелая мачта имеет две пары краспиц. Два промежуточных штага и бакштаги создают некоторые неудобства перекладыванию парусов при смене галса, но позволяют свободно регулировать изгиб мачты на ходу и устанавливать дополнительные стакселя.
Фаловые лебедки грота и двух стакселей раскреплены на мачте, вну-£ три которой проходят стальные фалы этих парусов. Большая часть остального бегучего такелажа имеет ходовые концы, выведенные на рубку в районе входного люка, что позволяет работать с ними, стоя в кокпите или люке. Для работы со шкотами, брасами и спинакер-фалом на яхте установлены двухскоростные лебедки. Гик и два спинакер-гика изготовлены из тонкостенных дюралевых труб и имеют такелаж, проведенный внутри.
На «Корвете» установлен стальной плавниковый фальшкиль, залитый свинцом. Масса его 2,9 тонны. Фальшкиль прикреплен к килю и усиленным флорам 13 шпильками диаметром 30 мм. Перо руля изготовлено из стеклопластика, баллер — из нержавеющей стали (труба диаметром 65 мм).
На яхте установлен дизель марки «248,5/11» мощностью 10 л. с. и массой 250 кг. Передача на гребной вал — посредством углового редуктора. Двигатель расположен под съемным кокпитом, который целиком изготовлен из алюминиевых листов.
Закладка «Корвета» была произведена в феврале 1978 г. Строительство этой яхты, в котором участвовало в среднем пять человек в свободное от работы время, продолжалось в течение двух лет, но даже к лету прошлого года полностью закончено не было.
Большим стимулом в нашем стремлении побыстрей спустить «Корвет» на воду было то, что на Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС строился новый однотонник. В октябре 1978 г., когда на «Корвете» только заканчивали обшивку, «Марина» проходила первые испытания на воде.
Поставив перед собой цель — Иметь полную возможность участвовать в Кубке Балтики, в июле 1978 г. два члена экипажа «Корвета» для приобретения опыта приняли участие в Балтийском марафоне в составе экипажа ленинградской яхты «Арго» (капитан В. И. Пирогов).
Отсутствие у нашего яхт-клуба средств для пошива парусов привело к тому, что за месяц до регаты мы могли довольствоваться старыми лавсановыми парусами с явно не подходящими «Корвету» размерами, и то лишь благодаря помощи ленинградских яхтсменов. Паруса перешивались в одной из парусных мастерских Ленинграда. Ко времени выхода из Северодвинска был пошит только грот; большую геную мы получили за два дня до старта, а спинакер — в ночь перед стартом Кубка Балтики.
«Корвет» был спущен на воду в середине июля, а через две недели снялся с якоря, чтобы совершить переход до Ленинграда и впервые представить яхтсменов Архангельской области на юбилейных гонках крейсерских яхт на Кубок Балтики. Весь переход занял 10 суток.
Решением судейской коллегии три яхты отечественной постройки: «Корвет», «Марина» и «Латвия» (таллинский однотонник) были впервые включены в группу «Таурусов». Всего в группе оказалось 19 яхт.
Старт первой гонки состоялся при очень слабом ветре переменных направлений. «Корвет» неплохо держался в основной группе стартовавших яхт, однако начавшийся позже штиль не позволил судну проявить себя в полной мере, а нам сделать какие-нибудь определенные выводы о ходовых качествах нового судна. На финиш в Таллине мы пришли 13-ми.
Вся дистанция второго этапа была пройдена нашей яхтой по прямой с попутными ветрами. При курсе фордевинд, которым участники гонки шли до маяка Свенска-Бьёри, «Корвет», оставив позади большинство конкурентов, шел вместе с лидерами «шестерок». После огибания маяка и почти двухсуточного перехода курсом галфвинд положение изменилось. Не имея хорошего спинакера, «Корвет» вынужден был нести геную. На финише он оказался 11-м.
Преимущество «Корвета» при слабых ветрах мы полностью ощутили после старта третьего этапа в районе города Светлогорска. В лавировку при ветре си той два балла «Корвет» легко обходил «Таурусы», за кормой оставались и многие «шестерки».
Наступившая темнота принесла смену ветра, который зашел на юг и в течение следующего дня усилился до штормового. Яхта несла спинакер и долгое время была в лидирующей группе. К концу дня у спинакера лопнул шкотовый угол, его пришлось заменить стакселем. Разыгравшийся ночью шторм заставил еще больше уменьшить парусность. «Корвет» легко справился со штормовой погодой, однако отсутствие необходимого набора парусов вновь не позволило довести успешно начатую на этом этапе борьбу до приличного результата — яхта и на этот раз оказалась 11-й.
На старт четвертого этапа в Рижском заливе «Корвет» вышел без спинакера, растянувшийся накануне стаксель не работал на лавировке. Яхта финишировала 16-й, впервые уступив «Марине». Так закончилась гонка и ходовые испытания нового однотонника.
Несмотря на общее 13-е место экипаж остался доволен результатами, ведь это его первое выступление в крупных соревнованиях. Прежде всего надо отдать должное конструктору — проект получился удачным. Яхта имеет прекрасную центровку, легко управляется на всех курсах, мореходна — не теряя хода, мягко идет на волне, имеет меньший крен, чем Л6 и «Таурус» в равных условиях. Благодаря высокому борту, за всю гонку на палубе не оказалось ни одной волны.
В 1981 г. «Корвет» снова участвовал в гонках на «Кубок Балтики». Яхта, на которой по различным причинам не было произведено никаких из планировавшихся изменений, на дистанции более 1100 миль заняла 17-е место среди 24 судов своей группы. Учитывая, что из-за опасения порвать старые паруса прн 9-балльном ветре яхта не уложилась в контрольное время на I этапе н то, что на ней не имелось спинакера, можно сказать, что это — неплохой результат.
В заключение от имени экипажа яхты хочется поблагодарить всех, кто содействовал успешной постройке «Корвета», оказал помощь в его оснащении и помог выйти на старт Кубка Балтики. Прежде всего это относится к Б. П. Верхотурову, В. С. Сибирякову, В. И. Пирогову, А. П. Гальнбеку, В. А. Прохорову, К. Г. Бойкову, В. В. Чайкину, П. Т. Толстихину.