Конструкторы поставили перед собой цель создать современный комфортабельный быстроходный катер, который бы мог использоваться и в качестве разъездного, и для обслуживания соревнований по парусному спорту. Этот вариант был принят в качестве основного. Кроме того, предусмотрены две его модификации: вариант дневного крейсера с небольшой каютой и просторным кокпитом и вариант спасательного катера, имеющий полностью открытый корпус и смотровую вышку, площадка которой расположена на высоте 3 м над уровнем воды.
Основные данные катера «Викинг»
Длина, м | 7,1 |
Ширина, м | 2,3 |
Высота борта, м | 1,3 |
Водоизмещение, т | 2,1 |
Мощность двигателя «Вольво-Пента» АО 225А/280, л. с. | 225 |
Скорость движения, км/ч | 60 |
Дальность плавания при крейсерской скорости, км | 300 |
Обводы корпуса представляют собой моногедрон с углом внешней килеватости днища на транце 18°. Это позволяет при волнении до полуметра поддерживать максимальную скорость 60 км/ч. Для повышения гидродинамического качества скула оснащена брызгоотбойником, на днище катера с каждой стороны от киля установлено по два продольных редана.
Прочность корпуса обеспечивает продольная система набора— основными днищевыми связями являются шесть стрингеров (по три с каждого борта), которые сделаны из пенопласта, а затем оклеены стеклотканью. Роль поперечного набора выполняют переборка и полупереборка на шп. 10 и 5 1/2 соответственно.
Катер собран из трех секций: корпуса — наружной обшивки, палубы и козырька ходового мостика вместе с мачтой. Дополнительную жесткость катеру обеспечивает соединение секций корпуса и палубы — на клею с последующей запрессовкой этого узла винтами через привальный брус.
Своеобразный внешний вид катеру придает расположенный на крыше рубки ходовой мостик, боковые плоскости которого переходят в П-образную конструкцию, являющуюся одновременно мачтой и каркасом для стояночного тента. Транцевая и носовая решетки способствуют более удобному входу и выходу пассажиров, облегчают швартовку катера, отдачу якоря, смену гребных винтов.
В остальном общее расположение и оборудование традиционны для катеров, близких по размерениям и назначению: в носу форпиковая переборка отделяет отсек для хранения якоря и швартовых. Между этой переборкой и шп. 10 расположена каюта, которая разделена полупереборкой на шп. 5 1/2 на два помещения. Носовую часть занимает спальный отсек, рассчитанный на 3—4 человека; под спальными местами имеются рундуки для хранения постельных принадлежностей и личных вещей экипажа. В этой части можно установить унитаз с прокачкой. Выйти из спального отсека на палубу можно через герметично закрывающийся форлюк.
В корме от полупереборки находится кают-компания, рассчитанная на пребывание 6—8 чел. Пассажиры размещаются на продольных бортовых диванах, которые на ночь могут раскладываться, образуя еще два спальных места.
Пульт управления катером вынесен на ходовой мостик, что существенно улучшает обзор поверхности воды. Для защиты водителя и пассажира от встречного потока воздуха и брызг по периметру козырька закреплен изготовленный из цветного оргстекла ветроотбойник.
Подняться из кокпита на ходовой мостик можно по двум трапам, которые установлены по обе стороны от входной двери в каюту. Еще один трап ведет из кокпита на транцевую решетку-платформу.
Площадь кокпита вполне достаточна, чтобы в хорошую погоду здесь разместился весь экипаж.
Корпус, палуба и козырек изготовлены из стеклопластика. Переборки, слани, выгородки кают и кокпита сделаны из водостойкой фанеры. Все узлы и детали мебели, решеток, дверей выполнены из красного дерева, пропитаны горячей олифой и покрыты лаком. Металлические детали дельных вещей, петли, горловины, трапы, релинги изготовлены из нержавеющих сталей и латуней, а затем отхромированы. Окантовка остекления, дефлекторы вентиляции моторного отсека и каюты сделаны из алюминиевых сплавов с последующим бесцветным оксидированием. Подушки сидений и спальных мест вырезаны из латекса и уложены в чехлы из декоративной ткани.
Катер оборудован топливной системой, системами питьевой воды, оповещения о возникновении пожара и водотечности, принудительной вентиляции. Два топливных бака общей емкостью 240 л расположены между шп. 10—12 под пайолами кокпита. Заправочные горловины каждого бака выведены на бортовую часть палубы. Из баков топливо через фильтр подается на двигатель. Для этого трубопроводы, идущие от баков и от фильтра, соединены между собой тройником.
Каждый бак снабжен дренажным патрубком с выводом за борт, сливной пробкой и датчиком уровня топлива автомобильного типа. Стрелочные указатели уровня топлива расположены на приборной доске водителя.
Электрооборудование катера, включая ходовые и стояночные огни, освещение помещений, системы пожаротушения и водоотливную, навигационные приборы, прожектор, питается от двух аккумуляторов емкостью 130 А·ч.
Отличительные огни расположены на мачте. Рядом с ними по каждому борту закреплены огни импульсных отмашек, которые могут подавать сигнал как вперед по курсу, так и назад. На мачте также расположены топовый и клотиковый огни. Гаковый огонь установлен в секции палубы на транце.
Кокпит может освещаться плафоном, который закреплен на мачте. Под капотом двигателя находится лампа, которая освещает моторный отсек. В каюте предусмотрены четыре плафона, размещенные на переборках.
Моторный отсек имеет вытяжной электровентилятор, который включается на несколько секунд перед запуском двигателя. На ходу вентиляция моторного и топливных отсеков осуществляется при помощи приточных и вытяжных каналов, которые состоят из дефлекторов, соединенных с отсеками шлангами из металлорукавов.
Каюта вентилируется при помощи вентиляционных колпаков, расположенных на палубе, и решеток в створках дверей.
На катерах «Викинг» установлены двигатели с угловыми колонками шведской фирмы «Вольво Пента»: на одном — дизель мощностью 130 л. с., на другом — бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 225 л. с.
На испытаниях, проведенных в ноябре прошлого года, катер с дизелем развил скорость около 50 км/ч, катер с бензиновым двигателем — 60 км/ч.
За несколько коротких выходов по Неве не удалось всесторонне испытать эти суда и проверить надежность работы всех систем. Однако хорошая «приемистость» при старте, послушный вход в поворот, устойчивость на курсе и высокая скорость движения вполне удовлетворили конструкторов. Встречную волну катера преодолевали без удара и потери скорости.