Основные данные катера «Восток»
Длина наибольшая, м | 5,5 |
Ширина наибольшая, м | 1,83 |
Высота борта на миделе, м | 0,93 |
Водоизмещение, т | 1,27 |
Полезная грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4—5 |
Максимальная мощность двигателя мод. «412Э», л. с. | 60 |
Скорость хода при полном водоизмещении не менее, км/ч | 37 |
Запас горючего, л | 100 |
Внешне «Восток» отличается компоновкой кормовой части корпуса: для обеспечения удобства обслуживания двигателя и увеличения полезной площади кокпита двигатель закрывается быстросъемным капотом, оклеен ним изнутри термозвукоизоляционным материалом. Снаружи капот, как и зашивка бортов кокпита, отделан искусственной кожей. В кормовой чести кокпита установлены два съемных мягких сиденья, разделенных капотом двигателя; впереди расположены три мягких кресла, которые легко превратить в спальные места. В зашивке бортов кокпита в носовой части предусмотрены багажники; под приборной доской в районе ДП оборудован шкафчик для хранения продуктов. Во время непогоды кокпит закрывается складным тентом, дуги которого вместе с полотном укладываются в специальной выгородке в районе последнего шпангоута.
Привальный брус на катере «Восток» окантован специальным резиновым профилем, предохраняющим от повреждений при швартовке.
При проектировании водометного движителя конструкторами завода были проанализированы лучшие промышленные и любительские конструкции, получившие распространение в нашей стране, изучен опыт применения водометов за рубежом. Было изготовлено и испытано несколько опытных образцов движителей, которые отличались геометрией водовода. В серийное производство запущен одноступенчатый движитель с сопловым поджатием струи и гидрореверсом. Корпуса водовода и сопла изготовлены литьем из алюминиевого сплава с последующей механической обработкой по посадочным местам. В корпусе водовода предусмотрен смотровой лючок.
Пятилопастное рабочее колесо изготовлено методом точного литья из высокопрочного стального сплаве. Для повышения КПД поверхности лопастей отполированы. Зазоры между кромками лопастей и стенками водовода но превышают 0,3 мм. Спрямляющий аппарат имеет семь лопаток. Для экономичного размещения водомета на катере и удобства его обслуживания аппарат вынесен наружу за транец катера, как в большинстве зарубежных конструкций.
Управление катером осуществляется двумя синхронно поворачивающимися створками, изменяющими направление струи, выбрасываемой из сопла. При движении катера прямо внутренние стенки створок образуют цилиндр, охватывающий струю. На заднем ходу струя воды, выходящая из сопла, перекрывается заслонкой и, отражаясь от правой и левой ее поверхностей, уходит под днище катера. Катер этом сохраняет управляемость.
Для проверки ходовых качеств катеров «Восток» и «Амур-3» в условиях горных рек осенью 1980 г. два заводских экипажа совершили переход по реке Гур, которая изобилует каменистыми перекатами, заломами, крутыми поворотами; скорость ее течения достигает примерно 25 км/ч. Во время испытаний катер «Восток» развил максимальную скорость 45 км/ч. В среднем он уступал «Амуру-3» около 3 км/ч, зато выигрывал в лучшей проходимости, Отсутствие выступающих частей под днищем катера позволило на максимальной скорости проходить перекаты глубиной 0,25 м.
Во время похода из-за поломок лопастей пришлось сменить четыре винта на поворотно-откидной колонке.
Катер «Восток» дважды принимал участие во Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз журнала «Катера и яхты». Во всех видах программы катер выступал стабильно, а в гонке с полной паспортной нагрузкой даже смог опередить «Амур-3», подтвердив преимущество гидрореактивного движителя перед гребным винтом при эксплуатации с большими нагрузками.
Конструкторы и технологи завода работают над дальнейшим усовершенствованием конструкции и технологии изготовления катера «Восток».