Успех выпал и на долю новой океанской гоночной яхты «Фри Фолл», построенной по проекту «Фарр-36». Сразу же после спуска на воду, в сентябре прошлого года, яхта стартовала в четырех больших гонках в Карибском море и одержала четыре победы в своем классе. При этом «Фри Фолл» трижды финишировала первой, оставив позади суда других классов с более высоким гоночным баллом.
Основные данные яхты «Фри Фолл»
Длина наибольшая, м | 11,16 |
Длина по КВЛ L, м | 8,88 |
Ширина наибольшая, м | 3,78 |
Осадка, м | 2,07 |
Водоизмещение в состоянии обмера D, т | 4,7 |
Масса фальшкиля, т/% D | 2,19/47 |
Обмерная площадь парусности, м2 | 64,2 |
Фактическая парусность с большой Генуей, м2 | 83,0 |
Относительная длина L/D4 1/3 | 5,3 |
Проект «Фарр-36» — одна из первых работ конструкторского бюро Фарра, обосновавшегося в прошлом году на новом месте, в США, где конструктор рассчитывает в наибольшей степени реализовать свои проекты. В «Фарр-36» заметны характерные для начала 80-х годов тенденции в проектировании крейсерско-гоночных яхт. При его разработке была использована электронно-вычислительная техника. Математиком и гидромехаником Джорджем Хозеном были разработаны обширные программы для расчета на ЭВМ элементов ходкости и остойчивости яхт, а также аэродинамических качеств парусного вооружения и прочности. Одна из таких программ, например, позволяет в считанные минуты определить положение яхты при крене и откорректировать обводы корпуса, если яхта имеет неправильный дифферент.
При постройке «Фри Фолл» было необходимо учесть, что будущий ее владелец предпочитает иметь быстроходную яхту для гонок преимущественно в слабые ветра, преобладающие у побережья Флориды. Поэтому было важно спроектировать судно с минимальным водоизмещением и смоченной поверхностью корпуса, но с большой «энерговооруженностью»— отношением площади парусности к смоченной поверхности и массе судна. Важно также, чтобы судно получилось относительно быстроходным для данной величины гоночного балла IOR и легко управлялось при свежем попутном ветре, при котором многие современные яхты с коротким килем и отдельно установленным рулем попадают в брочинг.
В качестве основы Фарр использовал проект «однотонника», несколько увеличив его размерения. «Фарр-36» имеет размеры, близкие К размерам наших яхт типа «Алькор», но она на 2 т легче, на 1 м короче и на 0,78 м шире. Обводы корпуса с плоским участком днища близ миделя несколько напоминают швертботные. Сечения по шпангоутам в носу V-образные, постепенно переходящие в трапециевидные в средней части и в круглоскулые в корме. Благодаря большой ширине корпуса в кормовой части судно способно выходить на режим серфинга при свежем попутном ветре и большой волне.
Обращают на себя внимание небольшие размеры плавникового киля. Чтобы выбрать его элементы, были выполнены расчеты ходкости — скорости и крутизны лавировки — для корпуса с несколькими вариантами килей. В одном из этих вариантов киль имел ширину на 5% большую, чем принятый а окончательном проекте. Однако оказалось, что в слабый ветер (около 1,5 м/с) яхта с узким килем получает несколько больший (на 0,1°) дрейф, зато выигрывает от 6 до 10 с на каждую милю пройденной дистанции. С усилением ветра этот выигрыш постепенно снижается, а при ветре 6 м/с узкий киль утрачивает свои преимущества. Немалую роль в обеспечении боковой силы сопротивления дрейфу играет глубоко погруженный подвесной руль. Его верхняя часть Пересекает ватерлинию и является продолжением обводов корпуса.
Сравнительные расчеты, выполненные на ЭВМ, показали, что оптимальные тяговые характеристики для условий гонок в Карибском море может обеспечить парусное вооружение типа «шлюп 3/4» со сравнительно широким гротом и узким высоким передним парусным треугольником, Фарр снабдил яхту гибкой алюминиевой мачтой с двумя парами бакштагов и жестким стоячим такелажом из сплошной легированной стальной проволоки. Регулируя натяжение бакштагов, опытный экипаж может настраивать грот в зависимости от силы ветра. В сильный ветер нижние бакштаги выбирают слабее с тем, чтобы мачта получила небольшой изгиб в диаметральной плоскости. Благодаря этому парус становится более плоским, на нем уменьшается кренящая сила. В слабый ветер бакштаги набиваются сильнее, чтобы была возможность поддерживать мачту в прямолинейном положении, при котором парус имеет максимальное «пузо».
Четыре спинакера и девять сменных носовых парусов позволяют с наибольшей эффективностью использовать для движения яхты ветер любой силы и направления.
Фарром разработан также вариант оснастки с топовым стакселем, рекомендуемый для тех серийных яхт, владельцы которых не придают большого значения гоночным качествам судна.
Планировка и оборудование палубы типичны для гоночных яхт открытого моря. Все фалы, оттяжки Каннингхэма, бегучий такелаж спинакер-гика проведены в кокпит. Работу экипажа с парусами облегчают 10 шкотовых лебедок, многочисленные стопора и блоки. Гик снабжен гидравлической оттяжкой, а нижний блок гика-шкотов перемещается по поперечному погону.
При разработке конструкции корпуса и оборудовании внутренних помещений преследовалась главная цель — сделать яхту как можно более легкой. В корпусе для армирования обшивки и набора применено синтетическое высокопрочное волокно «Кевлар». Обшивка и палуба — трехслойной конструкции с заполнителем из легкого поливинилхлоридного пенопласта. Поперечную жесткость корпусу придают три переборки и два рамных шпангоута; усилия от фальшкиля распределяются на днище при помощи усиленных флоров и стрингеров. Особенно важно было облегчить оконечности яхты и сконцентрировать наиболее тяжелое оборудование близ миделя. Это способствует уменьшению продольного момента инерции судна и достижению более умеренной килевой качки, которая отрицательно влияет на ходкость яхт. Вспомогательный дизель размещен прямо над фальшкилем, а 272-литровая цистерна для дизельного топлива — под сходным трапом в салон. Несколько необычно — у мачты — расположены камбуз и штурманский стол; комфорт принесен в жертву гоночным качествам. Шесть парусиновых коек на легком трубчатом каркасе, два дивана облегченной конструкции, «химический» туалет в форпике — все это свидетельствует о том, что яхта рассчитана на кратковременное пребывание экипажа в условиях теплых южных морей.
В начале текущего года по данному проекту на одной из верфей США начата серийная постройка яхт.