До 1978 г. с надувными прогулочно-туристскими байдарками наши туристы могли познакомиться на практике только по незначительному числу лодок польского производства (типа «Саламандра» и «Рекин»), иногда поступавших в продажу. А начиная с 1978 г. на Ярославском производственном объединении «Ярославрезинотехника» запустили в серию первую отечественную надувную байдарку — одноместную «Ласточку-1» (см. сборник № 75).
Технические характеристики надувных байдарок «Ласточка-1» и «Ласточка-11»
«Ласточка-1» | «Ласточка-11» | |
Габаритные размеры, мм: | ||
длина | 3000±100 | 3000±100 |
ширина | 600±30 | 750±30 |
высота борта | 330±20 | 280±20 |
Масса байдарки, кг | 9,5 | 8,2 |
Масса байдарки в комплекте, кг не более | 13 | 12 |
Пассажировместимость, чел. | 1 | 1 |
Грузоподъемность, кг | 120 | 120 |
Количество изолированных секций, шт. | 6 | 5 |
Прошло более четырех лет с того момента, когда первые «Ласточки» поступили в магазины. За это время их успели оценить спортсмены, туристы, любители водных прогулок. Байдарки эксплуатировались во многих уголках страны, на туристских маршрутах различной категории сложности. Наше объединение получило немало отзывов, в которых специалисты и любители отмечают, что «Ласточка-1» действительно имеет преимущества перед каркасно-разборными лодками. Однако выявились и некоторые ее эксплуатационные недостатки, такие как валкость, большая осадка, излишняя высота борта и значительный дрейф по ветру, неблагоприятно сказывающиеся на удобстве гребли и скорости хода.
Учитывая замечания, пожелания и рекомендации многочисленных добровольных испытателей байдарки, конструкторы объединения в 1980 г. разработали новый вариант одноместной надувной байдарки «Ласточка-11».
Новая модель существенно отличается от старой по конструкции: борта образованы не сдвоенными (один над другим), а одинарными баллонами; надувное дно сделано не килеватым, а плоским; оконечности закрыты мягкой декой, приклеенной к надувным аркам, распирающим борта. Байдарка при той же длине стала на 150 мм шире, жесткость ее увеличилась, уменьшилась на 55 мм высота надводного борта, нос и корма стали приподнятыми. Масса комплекта уменьшилась на 1 кг.
Все эти изменения позволили заметно улучшить эксплуатационные качества байдарки, «Ласточка-11» стала остойчивее — менее валкой; улучшилась ее маневренность и всхожесть на волну; она стала удобнее для гребли и посадки.
Лодка изготовляется из прорезиненной ткани с двусторонней обкладкой на той же текстильной основе, что и «Ласточка-1». Наружный резиновый слой подобран более стойким к тепловому и озонному старению.
Информация об изображении
Один из первых образцов байдарки во время испытаний на горных реках Кавказа
Конструкция новой байдарки значительно проще, чем «Ласточки-1», и учитывает возможность применения наиболее перспективной технологии производства из невулканизированных материалов на поточной линии. Надувные борта, днище и арки изготовляются на конвейере. Собранные байдарки проходят термическую обработку в вулканизационном котле. Благодаря образованию прочных сварных швов сшивать полотнища, как это делается при выпуске других надувных лодок, не требуется.

Один из первых образцов байдарки во время испытаний на горных реках Кавказа
Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий провела испытания опытных образцов «Ласточки-11» на реках и водохранилищах Подмосковья, Поньгоме (Карелия) и Вишере (Коми АССР). Сотрудники лаборатории дали положительный отзыв и рекомендовали новую байдарку для освоения взамен «Ласточки-1».
В дальнейшем байдарки успешно испытывались на реках Ярославской области (Волга, Которосль, Ить, Печегда) и Кольского полуострова (Поной, Пурнач, Стрельня), на Алазани (Кавказ); спортсмены участвовали на них в соревнованиях по технике водного туризма — на слаломных трассах.
Проведенные испытания показали, что байдарка пригодна для туристов-водников, сочетающих походы выходного для с плаванием по маршрутам I и II категорий сложности. В сентябре 19В1 г. опытные образцы «Ласточки-11» прошли межведомственные испытания. Байдарка рекомендована к серийному производству и для аттестации на государственный Знак качества.
В IV квартале 1982 г. ЯПО «Ярославрезинотехника» выпустило первую серию новых байдарок, а с 1983 г. «Ласточка-11» полностью заменит в серийном производстве «Ласточку-1».