Основные данные катамарана
Длина наибольшая, м | 4,2 |
Ширина наибольшая, м | 2,3 |
Высота борта м | 0,67 |
Осадка по КВЛ м | 0,25 |
Водоизмещение кг | 500 |
Площадь парусности, м2 | 17,4 |
Вес, кг | Около 300 |
Каждый из корпусов мы строили в городской квартире, в чулане размером 2,7Х3,6 м, причем корпус здесь пришлось устанавливать по диагонали. Разместить в таких малых размерениях экипаж из двух человек, оборудовать закрытую каютку было нелегко. На чертежах и эскизах приходилось буквально «обрисовывать» людей в различных позах.
Наибольшая ширина корпуса по конструктивной ватерлинии и высота каюты определились габаритами человека, сидящего в корпусе (см. рис.). Пол каюты между корпусами одновременно служил столом и спальным местом для двух человек (еще двух можно разместить в корпусах). Ширина мостика-стола допускает, чтобы люди, сидящие в разных корпусах, могли передавать друг другу различные предметы. Высота каюты над мостиком составляет 0,52—0,65 м, так что здесь можно перемещаться только лежа. Мостик имеет конструктивный уклон к носу. При подходе катамарана к берегу пол приобретает горизонтальность, на плаву уклон мало ощутим.
Попасть в каюту можно с кормы сверху через поднимающуюся крышку люка. Кормовая стенка каюты не имеет выреза и служит прочной силовой связью корпусов. На стоянке крышку можно приподнять. За счет этого увеличивается высота помещения в корпусе вплоть до полного роста человека. При помощи матерчатого полога, опущенного вниз от крышки люка, каюту можно защитить от дождя или палящего солнца.
Крышка достаточно прочная. На ней можно лежать и даже ходить.
В мостике сделаны два лючка для уборки помещения. Это позволяет также, не поднимаясь с места, через люк мыть за бортом посуду или овощи.
В кормовой части оборудованы два вместительных рундука, в которых хранятся мотор, канистры с горючим и прочее имущество. Рундуки служат сиденьями. Палуба в корме выполнена в виде решетки из 3-сантиметровых полос бакелизированной фанеры, поставленных на ребро через каждые 3 см.
Для постройки корпусов использованы пенопласт ПС-1, ПС-4, пенополистирол и вспененная эпоксидная смола. Борта выше КВЛ имеют трехслойную конструкцию: слой пенопласта толщиной 2 см оклеен изнутри двумя и снаружи тремя слоями стеклоткани на эпоксидной и полиэфирной смолах. Зазоры между пластинами пенопласта заполнены вспененной эпоксидной смолой. Этот комбинированный материал отличается хорошей прочностью, жесткостью и большой плавучестью, а по весу может конкурировать с любым другим материалом равноценной прочности, например, со стеклопластиком.
Носовая часть склеена из плит пенопласта. Пенопласт также заполняет большую часть объема корпусов ниже ватерлинии Носовая часть палубы и мостик выполнены из двух слоев фанеры с пенопластом между ними. Каюта построена из фанеры.
Корпус в пределах каюты имеет цилиндрическую вставку — на длине 1800 мм одинаковое поперечное сечение. Выше КВЛ, чтобы не отнимать жизненного пространства, поперечного набора нет, а продольный (рейки из ясеня) спрятан внутри пенопласта. Для формирования криволинейных обводов носа и кормы был сделан каркас из ровных полосок фанеры; обводы запроектированы из сочетания дуг окружностей (хотя бы в одном направлении).
Конструктивная связь между корпусами осуществляется при помощи рубки, кормовой балки (куда навешивается мотор) и носовой стальной трубы (служит для вытягивания судна на берег).
Катамаран был оснащен двумя небольшими параллельно установленными парусами типа парусов китайской джонки. (За это на Клязьминском водохранилище, где мы базируемся, он получил прозвище «Джонка»). По нашему мнению, такое вооружение дает более низкое положение центра парусности, проще в управлении и легче укладывается в разобранном виде на палубе. Побочный эффект: прекрасная устойчивость почти на всех курсах. Побочный дефект: перекрывание парусами друг друга на курсе галфвинд.
Паруса легко ставить и убирать, они не закручиваются по высоте. Мачта не влияет на аэродинамическое качество паруса, так как она всегда стоит в стороне и всегда с наветренной стороны паруса (прн смене галса парус может сам «переползать» с одной стороны мачты на другую). Мачты изготовлены из стальных труб диаметром 32 мм.
Есть ли у паруса недостатки? Да, но в основном они связаны не с самим парусом, а с недостаточным знанием его особенностей. Познание и доводка требуют времени.
Дебют катамарана в походах по московским водохранилищам прошел успешно, однако особо высоких скоростей наше судно не развило. Катамаран ни разу не шел быстрее 10—11 км/ч (как под парусом, так и под «Ветерком»), то есть не смог преодолеть того барьера, который отделяет катамаран от обычного водоизмещающего судна аналогичной длины. Возможными причинами могут послужить большой вес, полнота обводов носа (нос специально сделан таким для лучшей всхожести на волну), большая ширина корпусов, слишком малое расстояние между ними. Сейчас мы уже видим, что нужно переделать, чтобы получить более высокую скорость. Но мы не считаем низкую скорость недостатком крейсерского судна.
Куда очень спешить?..