За мою «судостроительную» практику я построил самостоятельно шесть лодочек. Были среди них и деревянная плоскодонка, и легкий спортивный скутерок под 10-сильную «Москву», и автомобильный плотик, и двухсекционные металлические байдарки, и легкая гребная лодочка.
Трехсекционная лодка типа каноэ стала седьмой и покорила меня своими отменными ходовыми качествами, маневренностью и легкостью транспортировки. Поэтому мне трудно удержаться, чтобы не поделиться с читателями журнала своим удачным опытом.
Легкая, по-спортивному стремительная лодка (с размерами 3200X850X380 мм) получилась весом всего 14 кг. Изготовлена она из пяти листов алюминия (размеры 1100X800X0,8), которые уже отслужили свой век.
Современная полиграфия широко использует для обтягивания барабанов печатающих машин листовой алюминий. Но вот металл «устал», на нем появились потертости и трещины — металл снимают и... начинается его вторая жизнь. В киевском магазине «Юный техник» этот материал пользуется большим спросом. В этом магазине в большом выборе есть отходы как листового материала, так и профилированного: уголки, трубки и т. п. Например, для изготовления своего каноэ я кроме листового алюминия приобрел здесь 8 алюминиевых уголков (1100X20X20Х2), трубки ∅15 мм (гимнастические обручи) и алюминиевую проволоку ∅3,5 мм.
Изготавливая каноэ, я, к сожалению, мало уделил внимания зачистке материала перед окраской, не удалил многослойные покрытия, которые применялись для создания печатающей маски при первой жизни металла в полиграфии, не загрунтовал металл. Это сказалось на качестве окраски, которую ежегодно приходится восстанавливать.
Откровенно говоря, я делал модель лодки в натуральную величину, не рассчитывая на ее эксплуатацию из-за хрупкости материала на излом. Однако после придания материалу формы и приклепки набора (стыковые шпангоуты и окантовочная трубка) я все больше и больше стал убеждаться, что эта «модель» вполне жизнеспособна. А после первых испытаний на воде все сомнения развеялись. Плаваю на ней уже четвертую навигацию.
Перед постройкой лодки ее форма и размеры были тщательно рассчитаны для получения предельно легкой двухсекционной байдарки весом 6,5 кг. Однако после первых испытаний байдарки оказалось, что ее достоинство — малый вес — на воде превращается в недостаток, выражающийся в чрезмерной валкости. Пришлось поставить два съемных киля-стабилизатора общей площадью 0,25 м2 и ввести третью среднюю секцию.
Секции укладываются друг в друга, образуя пакет с размерами 1250X850X500 мм. В таком виде лодка легко помещается в пассажирский лифт. Между съемными килями закрепляются два колесика, которые облегчают транспортировку лодки как в собранном виде, так и уложенной в пакет.
Для сборки секций используются 32 специальных винта, изготовленных из проволоки ∅4 мм длиной 50 мм (гвозди) и загнутых в виде буквы «Г». На одном конце винта нарезана резьба М4 под гайку. Изогнутый конец упирается в днище лодки и препятствует прокручиванию винта при завинчивании гайки. Это позволяет для сборки обходиться только одним торцевым ключом.
Для уплотнения стыков между секциями используется как медицинская трубка ∅10 мм, так и полоса губчатой резины (10X15X1100). Учитывая, что гарантийный срок службы резиновых материалов один год, каждую навигацию их приходилось заменять.
По заклепочным швам, для предотвращения течи, была положена хлопчатобумажная ткань, пропитанная эмалью НЦ-132к. Этой же эмалью впоследствии была окрашена вся лодка.
Особое внимание необходимо обратить на окантовку верхней кромки борта трубкой, что более эстетично по сравнению с применением уголка, и удобнее при эксплуатации лодки.
В качестве сидений используются пенопластовые блоки, подогнанные по обводам корпуса и одновременно играющие роль объемов плавучести.
Я приобрел байдарочное весло, которое разрезал пополам. На каждую из половин запрессовал по стыковочной втулке с внутренним диаметром 38 мм и длиной 200 мм. Из них можно собрать байдарочное весло, а в разобранном виде получаются распашные весла. Уключины использованы промышленного изготовления.
Малый вес лодки (14 кг по сравнению с весом 23 кг аналогичной лодки «Малютка-3», серийно выпускаемой промышленностью) достигнут благодаря использованию предельно тонкого материала обшивки — 0,8 мм. Человек, стоящий одной ногой на внутренней стороне обшивки, прогибает ее, но разрушений и остаточных деформаций практически нет. Это подтверждает опыт трехлетней эксплуатации. И тем не менее, требуется особо бережное обращение с лодкой.