Назначение предлагаемого мною устройства — активизировать отдых людей на берегах рек, озер и водоемов. Оно позволяет сочетать удовольствие от перемещения по воде с полезными физическими нагрузками.
Состоит «Водоход» из двух надувных поплавков с закрепленными на них продольными сланями. На сланях закреплены подшипники коленчатых валов, согнутых из прутка диаметром 12 мм, к которым шарнирно крепятся продольные бруски с вертикальными лопатками на нижней поверхности (см. рис.).
При горизонтальном положении колен валов устройство превращается в плот, причем продольные бруски служат опорой для ног — своеобразным днищем катамарана. При ращении валов при помощи ног катамаран получает ход.
Думаю, что для прогулок вблизи берега «Водоход» очень привлекателен. В разобранном виде устройство удобно в хранении и транспортировке в багажнике автомобиля; оно может использоваться прокатными станциями.
Движитель, предлагаемый С. Яновским, по характеру действия аналогичен гребному колесу с поворотными плицами. Существует несколько патентов на движители такого типа, например, японца Танаки Кадзуэ. Он предусматривает механический привод соединительных тяг 6, к которым крепятся попасти 1. Мощность передается на шкив 3, который приводит во вращение коленчатый вал 4, колена которого 5 связаны с соединительной тягой 6. Шкив 3 соединен с двигателем посредством клиноременной или цепной передачи 2. При его работе тяги 6 совершают горизонтальные и вертикальные перемещения, оставаясь параллельными поверхности воды. Соответственно постоянно в вертикальном положении находятся и лопасти 1, которые погружаются в воду и совершают гребок подобно поворотным плицам гребного колеса.
Движители этого типа вполне пригодны для неторопливого перемещения плавсредств по спокойной воде. Они могут быть выполнены достаточно легкими благодаря небольшим размерам отдельных лопастей. Однако следует иметь в виду, что при гребке работают одновременно все попасти и для определения крутящего момента, необходимого для вращения шкива или педалей, нужно суммировать площадь всех лопастей. В противном случае усилий и даже массы двух гребцов может оказаться недостаточно, чтобы привести в движение плавсредства.
Очевидно, что при плавании на волнении «Водоход» будет уступать по скорости обычным водным велосипедам с гребным винтом или колесом.