Иметь лодку 8 большом городе и жить далеко от воды, значит обременить себя массой трудноразрешимых проблем. Едва ли не самая сложная — это хранение лодки, причем не только в период навигации, но и зимой. Поэтому когда я решил обзавестись своим судном, то решил строить амфибию, — лодка, способная перемещаться своим ходом по суше, по моему мнению, должна была освободить меня от многих забот.
Однако конструкции амфибий, описанные в ранних номерах «КиЯ», показались мне слишком сложными, для их постройки требовались дефицитные ныне материалы и узлы автомобилей. Пришлось разрабатывать чертежи самостоятельно и строить лодку из того, что оказалось в моем распоряжении: фанера, деревянные рейки, алюминиевые угольники, стеклоткань, эпоксидный клей, паркетный лак, велосипедный двигатель Д-6 и многие мелочи, которым нашлось применение.
За основу я взял чертежи мотолодки «Сом», опубликованные в «КиЯ» №83. Размерения корпуса были уменьшены примерно на 1 л, изменена конфигурация каютной надстройки, которую я сделал съемной, а корпус выполнил разборным из двух жестких секций — носовой длиной 1,35 м и кормовой (1,50 м). Вес этих секций (без рубки) составил всего 60 кг.
Разборная конструкция позволяет перевозить лодку в багажном вагоне поезда, причем носовая часть превращается в тележку-контейнер на трех колесах: открытая часть кокпита закрывается со стороны палубы фанерным листом, а со стороны кормы — легкой фанерной переборкой. Кормовая часть также превращается в багажник. Для удобства ее погрузки в вагон на бимсе транца у бортов закреплены два небольших обрезиненных колеса, вращающихся относительно вертикальной оси. Перевернув эту часть килем вверх, ее ставят на эти колеса и без труда везут по железнодорожной платформе. При необходимости лодку можно хранить в квартире, она занимает не более 1 м площади.
Но, пожалуй, наиболее интересной особенностью лодки является ее способность самостоятельно перемещаться по суше на самоходном шасси, изготовленном на базе велодвигателя Д-6 и обрезиненных колес диаметром 220 мм и шириной 60 мм. Шасси состоит из двух узлов — заднего моста (2 колеса, закрепленных на пружинных амортизаторах к поперечной раме-кильблоку) и ведущего узла (рулевое колесо с двигателем и рулем велосипедного типа). Задний мост крепится к корпусу лодки под его поперечным разъемом; легкой тягой и винтом М12 кильблок стягивается с кронштейном подвески ведущего узла. Впоследствии я объединил оба узла в одну тележку с платформой, что позволило использовать ее для перевозки кроме лодки различных небольших грузов. Масса заднего моста — 12 кг, колея — 950 мм.
К рулевой вилке ведущего колеса на кронштейне при помощи штатных хомутиков закреплен двигатель Д-6 и над ним бензобак. Передача вращения на колесо осуществляется посредством втулочно-роликовой цепи. Передаточное отношение — 4,4:1. Вилка крепится к подвеске через пружинный амортизатор. При помощи четырех болтов М10 ведущий узел крепится к двум дюралевым угольникам, которые закреплены снаружи транца. При переходе на воду на эти угольники навешивается кронштейн для подвесного мотора.
На рукоятках руля смонтированы ручка газа, рычаги сцепления и ручного тормоза, кнопка «стоп». Двигатель снабжен вентилятором для подачи воздуха на ребра цилиндра и глушителем выпуска. Масса ведущего узла — 17 кг.
С полной нагрузкой, включая запасы продовольствия и снаряжение для месячного отпуска, моя амфибия развивает по суше скорость около 12 км/ч (масса загруженной лодки плюс мой собственный вес составила 340 кг). Несмотря на маленький диаметр колес, она свободно переезжает трамвайные пути и рельсы на железнодорожных переездах. Тормоз примитивной конструкции оказался достаточно эффективным. На небольшие расстояния моя амфибия может передвигаться и по хорошей грунтовой дороге (например, я переезжал на ней трехкилометровый путь от станции до берега оз. Селигер).
Для того чтобы превратить амфибию 8 лодку (и наоборот), требуется около 40 мин. На воде я использую подвесной мотор «Салют» либо самодельный, сделанный из велодвигателя Д-6 (его описание опубликовано в «КиЯ» №100). С ««Салютом» лодка идет со скоростью 11 км/ч, с самодельным моторчиком — около В км/ч. Самодельный мотор экономичнее, а поскольку двигатель самоходного шасси такой же, имеется возможность взаимной замены деталей. Гребной винт на этом моторе самодельный — трехлопастной диаметром 140 и шагом 120 мм. Вес мотора составил 7,5 кг.