Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Катера / 2000 год / Моторная яхта для семейных плаваний «Норд-Вест 82»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Парусно-моторная яхта «Марс»
    Мини-яхта «Морской конек» для спортивных плаваний
    Моторная яхта по проекту Ренато Леви
    Глиссирующая моторная яхта «MRCB» с изменяемыми обводами
    Крейсерская парусно-моторная яхта «Восток»
    Рассказ «Поворот на норд-вест» Хейнриха Шмидта
    Быстроходная мотолодка для северных широт «Норд-вест-53»
    Армоцементная парусно-моторная яхта «Фемида»
    Моторная «мини-яхта» восьмиметровый катер «Азимут-23»
    Парусно-моторная яхта по проекту «Бриз»
    Катер для семейного туризма и рыбной ловли «Норд-вест-57»
    Быстроходный двухмоторный катамаран «Норд-Вест-65К» (А)
    Служебный вариант катамарана «Норд-Вест-65К» (Б)
    Моторная яхта «КС-18» компании «Мортранс Крафт»


    Моторная яхта для семейных плаваний «Норд-Вест 82»

    Год: 2000. Номер журнала «Катера и Яхты»: 172 (Все статьи)
              0


    Это быстроходный и комфортабельный крейсерский катер, который вполне можно назвать моторной яхтой малых размерений. В нем сочетаются мореходность и высокая скорость, надежность и экономичность менее пожароопасного, чем бензиновые двигатели, дизеля, малая осадка и водометный движитель, обеспечивающие возможность подходить к необорудованным берегам.

    Основные данные катера "Норд-вест 82"


    Информация об изображенииКатер «Норд-Вест 82» на ходу
    Катер «Норд-Вест 82» на ходу
     
    Длина корпуса наибольшая, м8.16
    Длина габаритная, м8.90
    Ширина наибольшая, м3.28
    Осадка корпусом, м0.46
    Высота борта, м1.40
    Угол килеватости днища, град.14
    Высота габаритная, м3.00
    Водоизмещение, т2.90
    Рекомендуемая мощн. дв., л.с.200-350
    Скорость с полн. нагрузкой, км/ч50-70
    Пассажировместимость, чел.5-8

    Если говорить об обводах корпуса, это — типичный глиссирующий катер с умеренной килеватостью днища (14°). Форма обводов — моногедрон с незначительным сужением днища в корме. Корпус рассчитан на обеспечение скорости до 60-70 км/ч. Применены двухрежимные обводы: продольные уступы-реданы при движении в режиме плавания и в переходном к глиссированию режиме снижают общее сопротивление движению. Тримаранные обводы носовой половины корпуса рассчитаны на повышение мореходных качеств катера — улучшение его поведения на волнении. Значительная высота борта и широкая палуба в носу служат целям повышения безопасности плавания.

    Информация об изображенииКатер «Норд-Вест 82» у причала
    Катер «Норд-Вест 82» у причала
     
    "Норд-вест 82" рассчитан на семейные туристские походы в погодных условиях, типичных для северо-запада России.

    Рубка и надстройка вдоль всего корпуса надежно защищают пассажиров от непогоды. В то же время в теплые летние дни широкие сдвижные люки и то, что просторная рубка открыта с кормы, заметно повышают комфорт. При подходе к берегу, на рыбалке, в жаркое время (для вентиляции) удобно держать носовой люк открытым.


    Катер получился достаточно просторным. Небольшой кормовой кокпит, оборудованный диванами по периметру и съемным столиком в центре, дополняет развитая затранцевая площадка (консоль) с выходом на нее через дверцу в транце (у правого борта).

    Консоль за транцем выполнена из трех частей; две бортовые части постоянно закреплены, а средняя часть сделана откидывающейся для возможности осмотра и обслуживания водомета.

    Информация об изображенииТеоретический чертеж катера "Норд-вест 82"
    Теоретический чертеж катера "Норд-вест 82"
     
    В рубке по левому борту расположен камбуз с газовой плитой, мойкой и холодильником. В средней части — кожух двигателя, выполненный из трехслойной панели для обеспечения звукоизоляции. На крышке кожуха смонтированы четыре мягких кресла (для водителя, штурмана и двух пассажиров). Здесь же в ДП на переборке шп.5 удобный и достаточно высоко поднятый пульт управления катером.

    По правому борту на переборке шп.5 сделана сдвижная или складывающаяся дверь для прохода в каюту. Гальюн с умывальником и туалетный шкаф занимают выгородку от ДП к левому борту с дверью на продольной стенке.

    В кают-компании оборудованы мягкие диваны и обеденный стол, трансформирующийся на время отдыха — опускающийся на уровень спальных мест; имеются рундуки под диванами и вдоль борта.

    Оказалась очень удобной такая новинка, как поднимающийся по двум трубчатым пиллерсам от уровня спальных мест до крыши надстройки двухместный диван в носовой части каюты. Два человека сидят на нем в проеме люка, играющем роль носового кокпита. Находясь здесь, удобно работать с якорем.

    Форпик и лючок в носовой палубе служат для хранения якорного устройства и швартовных концов.

    Планировка и оборудование помещений типичны для комфортабельного прогулочного катера 7-8-метрового класса, эксплуатируемого на больших озерах и в морских заливах.


    Постройка корпуса по приводимым чертежам особой сложности не представляет и по технологии не отличается от неоднократно рассмотренной в "КиЯ" постройки "Радуг". Выполняется она в обычной последовательности, поэтому ограничусь здесь лишь напоминанием основных технологических операций.

    На листе фанеры или картона вычерчиваются шпангоуты (проекция "корпус") по ординатам приводимой плазовой таблицы и очертания форштевня.

    По спецификации производится подбор материалов и заготовка элементов набора — реек и брусков нужного сечения, флоров, книц и т.п. Флортимберсы и топтимберсы лучше изготовить из реек 110x40 мм. После этого собираются шпангоутные рамки, переборки и транец на эпоксидном клею с запрессовкой гвоздями и шурупами.

    Информация об изображенииОбщее расположение и конструкция катера "Норд-вест 82"
    Общее расположение и конструкция катера "Норд-вест 82"
     
    Корпус катера собирается в положении вверх килем без стапеля — на предварительно изготовленной секции палубы, уложенной на ровную площадку. Заготовки из фанеры склеиваются "на ус". Производится разбивка сетки — раз-метка положения ДП и шпангоутов (шпация 820 мм) и контуровка по ординатам "полушироты борта", а в носовой части — по радиусу 1280 мм. Вдоль внешней кромки палубы сразу же выклеивается и ставится на место привальный брус.

    Ставится по отвесу 4-й шпангоут, играющий роль мидель-шпангоута. Остальные шпангоуты можно ставить по сетке с проверкой по шпации по килю и скуле.

    Киль и продольные связи врезаются в шпангоуты; концы их крепятся к полу вместе с палубой.

    Продольный и поперечный набор тщательно малкуется с проверкой по гибкой рейке. Листы фанерной обшивки ставят, смазав все соприкасающиеся поверхности эпоксидным связующим с запрессовкой гвоздями и шурупами. После зачистки корпус тщательно оклеивается стеклотканью (не менее трех слоев). Устанавливаются реданы и оклеиваются полосами стеклоткани, пропитанной связующим. Набираются из пенопласта и обрабатываются точно в размер спонсоны; затем их также оклеивают не менее чем трем слоями стеклоткани.


    Перевернув корпус палубой вверх, его надежно раскрепляют в строго горизонтальном положении и приступают к монтажу деталей насыщения и механизмов.

    Заранее изготовленный водовод ставится на место и крепится через транец на болтах. За транцем монтируются дефлектор и поворотное устройство, по днищу — защитная решетка.

    К сожалению, рекомендовать какую-то определенную конструкцию подходящего по мощности водомета не удалось. Придется использовать сведения, имеющиеся в "КиЯ" и литературе (например: А. Папир, "Водометные движители малых судов", Л., "Судостроение", 1970; "Справочник по малотоннажному судостроению", Л., "Судостроение", 1987; И. Ерлыкин и др., "Катер с водометным движителем", Л., "Судостроение", 1969). На аналогичную мощность рассчитан двухступенчатый водомет катера "Аист" (см. "КиЯ" №30). Будут полезны и сообщения о любительских разработках и обзоры продукции зарубежных фирм.

    Информация об изображенииПервоначальный вариант катера без открытой с кормы рубки
    Первоначальный вариант катера без открытой с кормы рубки
     
    После пробивки линии вала устанавливаются фундаменты под имеющийся двигатель. Вдоль корпуса ставятся мощные балки-стрингера по высоте до уровня пайола. В районе фундаментов все флоры и продольные связи усиливаются накладками и переклеиваются "мокрым угольником". Если есть возможность, лучше применить металлические фундаменты сварной конструкции (сталь, АМг). Двигатель крепится к фундаменту болтами через амортизаторы (АКСС).

    Известно, что, в отличие от автомобильного двигателя, на котором блок двигателя охлаждается встречным потоком воздуха, на катере двигатель охлаждается забортной водой (внешний контур) и водой, циркулирующей в замкнутом внутреннем контуре. Вода для внешнего контура во время движения катера поступает из сопла водомета под давлением. Для работы замкнутого контура на двигатель нужно установить охлаждаемый коллектор и масляный радиатор.


    Необходимо также установить вентиляционные каналы (по левому борту — за переборкой 5 шп. и перед ветровым стеклом, по палубе, на переборке 5 шп.).

    Естественно, при всех этих работах по монтажу двигателей будет необходимо руководствоваться имеющейся литературой. Будут очень полезны книги: Ю.Н. Мухин и Б.Е. Синильщиков, "Автомобильный двигатель на катере", Л., "Судостроение", 1980; М.М. Аливагабов и В.Н. Бочкарев, "Двигатели катеров", Л., "Судостроение", 1985; В.А. Лазарев, "Автомобильные двигатели в катеростроении", Л., "Судпромгиз", 1961; Г.Б. Либефорт, "Механические установки быстроходных катеров", Л., "Судостроение", 1966.

    Детали рубки и надстройки, изготовленные из трехслойных панелей (подробнее — см. "КиЯ" №162, где говорится о постройке "Радуги-50"), приформовываются к палубе.

    Для успешного выхода катера в режим глиссирования при максимальной нагрузке — большом количестве топлива и полном комплекте пассажиров — нужно установить управляемые транцевые плиты. Это позволит во время движения катера регулировать ходовой дифферент, что обеспечивает прибавку скорости и экономию горючего.

    В Спортивно-техническом клубе Петербурга постройка подобного катера была закончена еще в 1992 г. Корпус был изготовлен из водостойкой фанеры с оклейкой стеклотканью. На этом катере установлен дизельный двигатель "Татра" мощностью 180 л.с. при 2000 об/мин. Двигатель работает на одноступенчатый водомет с импеллером диаметром 270 мм и шагом 220 мм и диаметром сопла 170 мм. Двигатель работает через мультипликатор 1:1.62.

    На первом же выходе с полной нагрузкой была получена скорость свыше 50 км/ч. Походы по Ладожскому озеру, Финскому заливу и рекам северо-запада подтвердили достаточно высокие эксплуатационные качества катера, что и дает основание рекомендовать "Норд-вест 82" для постройки.

    В 1998 г. был установлен новый двигатель — дизель Барнаульского завода типа "БМД-43" мощностью около 300 л.с. После доводки и регулировки системы двигатель-водомет скорость катера составила свыше 70 км/ч.


    Считаю долгом дать следующий совет. Перед тем как строить такой катер, критически оцените свои возможности. Если постройка корпуса для более или менее опытного судостроителя-любите-ля не представляет особой сложности, то самостоятельный выбор двигателя (и конверсия автомобильного двигателя), как и изготовление движительного комплекса, являются далеко не простой технической проблемой.

    За последние годы стал вполне реальным и такой вариант, когда иностранные фирмы (например "KaMeWa" (Швеция), имеющие свои представительства в России, обеспечат вам поставку и движительного комплекса, и катерного дизеля оптимальных параметров.

    Разумеется, возможно применение наиболее простого варианта с одним или двумя импортными подвесными моторами подходящей мощности (или двигателя с угловой колонкой).

    При установке подвесных моторов нужно выполнить работы по соответствующему серьезному усилению транца, а также изготовить подмоторную нишу-рецесс. Высоту выреза транца и размеры всех прилегающих деталей надо выполнить по спецификации фирмы — изготовителя моторов (к примеру, см. "КиЯ" №168; только не нужно забывать, что конструкция кормы того катера рассчитана на вдвое меньшую мощность!).

    Во всех случаях при решении возникающих технических проблем советую использовать опыт авторов "КиЯ" (в частности — в области водометостроения) и имеющуюся справочную литературу.

    Вас ожидают немалые трудности и, конечно, денежные затраты, но при большом желании постройка катера "Норд-вест 82" вполне возможна, и он оправдает ваши ожидания.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +7

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Водометный катер с автомобильным двигателем «Пилад»
    Парусный катамаран «Благовест» для кругосветного плавания
    Катер для семейного туризма и рыбной ловли «Норд-вест-57»
    Из опыта постройки парового катера
    Быстроразборный мини-буер
    Катамаран с плавниковым движителем
    Простой по конструкции фанерный мини-швертбот «ЛЕНСЕ»
    Складная трехсекционная лодка «на все случаи жизни»
    Небольшой мореходный туристический катер «Скат» с каютой
    Универсальный весельно-моторный вариант «дори»
    Модернизированнный прогулочно-туристский швертбот «Креветка-2»
    Парусная лыжа «Тянитолкай»
    Каютный катер для суровых условий Заполярья
    Мотолодка двойной грузоподъемности из двух «Прогрессов»
    Пятиметровый катер с тримаранными обводами

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Моторная яхта для семейных плаваний «Норд-Вест 82»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Специализированный лодочный трейлер с системой погрузки
    Туристический катер-плавдача «Рассвет»
    Прогулочно-туристский тримаран-двойка «Сиклиппер-16»
    Плюсы и минусы одноосной и двухосной колесных схем лодочного трейлера
    Мореходная мотолодка с рубкой-убежищем «Забава-53»
    Парусное вооружение для малых лодок
    Водный мотоцикл («Мотоглиссер») мог быть таким
    Глиссер-парусник с малой площадью ватерлинии
    Два варианта движителя для мелких плавсредств
    Моторно-парусная килевая микрояхта бот «Вилли»
    Лодочный трейлер: зеркала, колеса и прочие мелочи
    Причал для катера из пластиковых бутылок
    Технология постройки лодки-кижанки
    Два варианта прогулочно-туристского катера «Крылатый»
    Водометный катер со стеклопластиковой сдвижной кабиной


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 13 + 45 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории