Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Катера / 2002 год / Стальной катер «Амадеус» с дизельным двигателем Д-245
    Краткое оглавление
    Основные характеристики катера Конструкция корпуса Конструкция рубки Двигатель


    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Строим стальной водоизмещающий катер
    Сварной водоизмещающий стальной катер для северных рек
    Стальной катер «Азовчанка»
    6-метровый многоцелевой катер с автомобильным двигателем
    Катер с автомобильным двигателем «Гольфстрим»
    Стальной катер «Легенда» с обводами рыболовного бота
    Стальной катер хозяйственного назначения «Пескарь»
    Стальной прогулочно-экскурсионный катер
    Водометный катер с автомобильным двигателем «Пилад»
    Дизельным катер с водометом «Обь-5»
    Круизный комфортабельный катер «Амадеус-3»
    Три модификации стального катера «Амадеус»
    Упорно-опорный подшипник валопровода для катера с двигателем АМ-401
    Катер «Кальмар» со сварным стальным корпусом


    Стальной катер «Амадеус» с дизельным двигателем Д-245

    Год: 2002. Номер журнала «Катера и Яхты»: 178 (Все статьи)
              1


    Идея постройки катера родилась в середине 70-х гг., после публикации в "КиЯ" №21 проекта стального "Кальмара". Он же и был принят за основу. Работа началась в 1978 и завершилась к 1980 г. Еще через десять лет был построен аналогичный катер.

    Основные характеристики катера


    Информация об изображенииРис. 9. Боковой вид и план катера
    Рис. 9. Боковой вид и план катера
     
    Длина, м:
       наибольшая7.5
       по КВЛ6.5
    Ширина, м:
       наибольшая2.4
       по КВЛ2.2
    Осадка, м0.45
    Высота борта на миделе, м1.2
    Водоизмещение, т2.0
    Мощность двигателя, л.с.70-100
    Крейсерская скорость, км/ч30
    Пассажировместимость, чел.7

    С учетом опыта этих двух построек, а также статьи "Какие обводы лучше?" ("КиЯ" №130) в 1999 г. мы начали строить новый катер, приняв в качестве аналога модель №1. Корпус этой модели был развернут на плоскость для постройки его из листового металла. Так появился "Амадеус".

    Умеренно-килеватые обводы корпуса (с углом килеватости на транце 12.5°) при проектировании рассчитывались на движение как в водоизмещающем, так и в переходном режиме. Выпуклость шпангоутов (рис. 1) придает днищу повышенную жесткость и обеспечивает комфортный ход при волнении. Высокая линия скулы, переходящей в брызгоотбойник, придает не только оригинальность дизайну, но и устраняет забрызгивание при движении на волне в ветреную погоду. Брызгоотбойники выполняют также роль стабилизаторов бортовой качки.

    Катер оборудован дизельным двигателем Д-245 с номинальной частотой вращения 2200 об/мин, а также угловым реверс-редуктором УРРП-25 с передаточным числом 1.55. Привод винта левого вращения диаметром 500 мм и шагом 550 мм осуществляется посредством вала длиной 1.5 м.

    Конструкция корпуса


    Информация об изображенииРис. 1. Теоретический чертеж корпуса
    Рис. 1. Теоретический чертеж корпуса
     
    Корпус выполнен из стали марки Ст.Зсп г/к. Толщина обшивки днища — 2.5 мм, борта — 2.0 мм. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на три отсека: носовой, обитаемый и моторный, состоящий из трех частей. В средней расположен двигатель, справа и слева от него — топливные баки емкостью по 105 л. Такой запас топлива обеспечивает дальность плавания при крейсерской скорости до 400 км, а в водоизмещающем режиме — до 600 км.

    Шпангоуты изготовлялись из стальной полосы регистровой марки РСД 32 толщиной 4 мм. Более тонкий металл при изгибе будет сильно деформироваться и коробиться при сварке. Листы обшивки притягивались шпильками, что потребовало довольно прочного корпусного набора. Шпангоуты, для изготовления которых использовалась наковальня (рис. 2), сначала обваривали на разметочном листе, затем правили и приваривали пояски 2x20 мм (рис. 3). На стапеле шпангоутные рамы устанавливали в положение "вверх килем" и закрепляли как по килю, так и по бортам.

    Информация об изображенииРис. 2. Эскиз вспомогательной наковальни
    Рис. 2. Эскиз вспомогательной наковальни
     
    После того как шпангоуты были набраны и выставлены, приваривали брызгоотбойник (рис. 4). Его внутреннюю кромку от шпангоута к шпангоуту лучше проводить по прямой линии, а после подгонки днищевых листов излишки зачистить. Подгонку днищевых листов целесообразно начинать с кормы (рис. 5). Листы не требуют предварительного изгиба.

    Для сборки обшивки применялись два вспомогательных уголка 40x40 и пять-шесть шпилек диаметром 10^12 мм (рис. 6). С помощью этого приспособления листы притягивались к набору и подгонялись их кромки. Шпильки приваривались к листу и вытягивались через уголок. Таким образом обшивка прижималась к шпангоутам, а в местах образования бухтин делались технологические разрезы (рис. 7). При подгонке листов 1, 2, 3 и 4 особых сложностей не возникало. Трудности может вызвать подгонка носовых листов 5 и 6. Делать это можно двумя способами:
    • разделив носовой лист на три равносужающихся пояса;
    • изготовив шаблон из древесноволокнистой плиты (ДВП) и разметив на нем технологические прорезы, которые затем надо перенести на металл.

    Информация об изображенииРис. З. Сечение шпангоута
    Рис. З. Сечение шпангоута
     
    После предварительной подгонки листы обшивки днища сваривали сплошным швом в направлении к брызгоотбойнику. На деформированных после сварки участках вблизи брызгоотбойника делали технологические разрезы. Подогнанные листы бортовой обшивки сваривались с брызгоотбойником сплошным швом с обеих сторон (рис. 8). Затем устанавливались и приваривались сплошным швом к 3-му и 8-му шпангоутам водонепроницаемые переборки, а далее — фундамент двигателя. Его также приваривали к днищу сплошным швом, а уже к нему крепились две продольные непроницаемые переборки, которые и разделяют машинное отделение на отсеки для размещения топливных баков.

    Информация об изображенииРис. 4. Установка брызгоотбойника
    Рис. 4. Установка брызгоотбойника
     
    Палуба была изготовлена из листа толщиной 2.5 мм и приварена к борту снаружи сплошным швом. В ходе работ применялись судостроительные электроды марки LB52U. Диаметр электродов для сварки листов обшивки — 2.6 мм, для приварки обшивки к набору — 3.2 мм.

    Отметим, что не следует бояться наличия у обшивки корпуса сферических участков. Сферичность формы придается листам с помощью технологических разрезов и простукивания.

    Стальной корпус катера при правильном уходе выдерживает 15-20-летнюю эксплуатацию, после чего обычно бывает нужно заменить днище. Подобный ремонт выполнить несложно.

    Конструкция рубки


    Информация об изображенииРис. 5. Схема размещения технологических разрезов
    Рис. 5. Схема размещения технологических разрезов
     
    При постройке рубки неоценимую помощь оказала статья "Постройка "шиворот-навыворот" из "КиЯ" №166. Сначала был изготовлен легкий алюминиевый каркас, затем к нему изнутри крепилась ламинированная ценным шпоном дерева фанера, поверх которой напылялся слой пенополиуретана толщиной 50 мм. Пенополиуретан был подрезан и отшлифован для придания нужной формы, после этого его оклеили стеклопластиком на основе полиэфирной смолы "Норпол". Хотелось бы отметить, что работать с этим материалом, имеющим превосходные характеристики, просто.

    Информация об изображенииРис. 6. Притяжка обшивки к шпангоутам
    Рис. 6. Притяжка обшивки к шпангоутам
     
    Длина каюты — 3.5 м, высота в подволоке — 1.8 м, что позволяет взрослому человеку стоять в полный рост. Каюта отделана декоративным пластиком и ламинированной фанерой. В носовой ее части расположены спальные места для четырех человек (рис. 9). Ближе к миделю находятся шкаф, мойка и газовая плита. Для вентиляции помещения используется носовой люк. Высокой степени шумоизоляции корпуса удалось достичь с помощью оклейки бортов пенопластом толщиной 50 мм. Такая конструкция корпуса в сочетании с пенополиуретановым покрытием рубки позволяет сохранять температуру внутри катера не выше 20-25°С при наружной температуре, превышающей 30°С.

    Способ крепления рубки к корпусу показан на рис. 10.

    Информация об изображенииРис. 7. Придание сферичности листу обшивки
    Рис. 7. Придание сферичности листу обшивки
     
    Информация об изображенииРис. 8. Схема приварки обшивки в скуле
    Рис. 8. Схема приварки обшивки в скуле
     
    Информация об изображенииРис. 10. Узел крепления рубки к палубе
    Рис. 10. Узел крепления рубки к палубе
     

    Двигатель


    Информация об изображенииПроцесс постройки катера (рулевая рубка)
    Процесс постройки катера (рулевая рубка)
     
    Как упоминалось, на катере установлен дизель Д-245 с двухконтурным охлаждением. Вращение на редуктор передается через устройство сцепления, включаемое педалью. Рулевое управление штуртросового типа.

    Кажется, что катер "Амадеус" в целом получился удачным. В будущем хотелось бы применить подходящую водометную установку и несколько уменьшить габаритную высоту судна, потому что при боковом ветре ощущались некоторые трудности с управлением из-за большой парусности.

    Постройка подобного катера под силу любителям. Себестоимость при использовании импортных материалов и установке нового двигателя — 4000-4500 долл.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +10

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Два варианта движителя для мелких плавсредств
    Моторно-парусная килевая микрояхта бот «Вилли»
    Лодочный трейлер: зеркала, колеса и прочие мелочи
    Причал для катера из пластиковых бутылок
    Технология постройки лодки-кижанки
    Два варианта прогулочно-туристского катера «Крылатый»
    Водометный катер со стеклопластиковой сдвижной кабиной
    Плоскодонная мореходная двухмачтовая яхта «Сан-Суси»
    «Чешуйчатый парус» для виндсерфера
    Педальный одноместный катамаран «Аквапед»
    Разборный парусный тримаран «Тортилла»
    Алюминиевая кар-топ мотолодка «Синильга»
    Лодка из фанеры «Бриз-42» для прогулок, рыбной ловли, охоты
    Простейший плот «Ра» из старой раскладушки
    Рабочая лодка «Бриз-46Р» для перевозки грузов, туризма, рыбалки

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Стальной катер «Амадеус» с дизельным двигателем Д-245

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Складная четырехсекционная гребная лодка-тримаран
    Композитный корпус малой яхты
    Надувной парусный катамаран «Rainbow» со стаксельным вооружением
    Океанский круизер «Alien 1350» в стиле экстрим
    Быстроходный двухмоторный катамаран «Норд-Вест-65К» (А)
    Из опыта постройки катамаранов в СТК
    Моторная лодка «Манул» по мотивам «Бостонского китобоя»
    Выбор проекта парусного тримарана для самостоятельной постройки
    Служебный вариант катамарана «Норд-Вест-65К» (Б)
    Трехметровая мини-мотолодка «Аполлон»
    Крылатый катер тримаран «Даль-580»
    Двухкилевой крейсерский швертбот «Синичка»
    Еще одна лодка для «шагания» по воде
    Вариант водного такси катамарана «Норд-Вест-65К» (В)
    Деловая моторка из кедровой доски


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Александр
    02.02.2018
    20:52
    ошибка в таблице плазовых ординат
    ответить цитировать



    Сколько будет 46 + 20 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории