Основные данные катамарана. Вариант "В" — водное такси
Длина, м | 6.100 |
Ширина, м | 2.700 |
Высота борта, м | 1.300 |
Вес корпуса, кг | 410 |
Водоизмещение, кг | 1700 |
Мощность ПМ, л.с. | 2х90 |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
‘Норд-Вест-65К" — мореходный и комфортабельный катер-катамаран Его самоотливной кокпит площадью 10 м2 благодаря прямоугольной в плане форме значительно просторнее, чем у любого однокорпусного катера таких же размерений. Катамаран — надежная и остойчивая платформа что особенно важно с учетом -назначения именно этого варианта катера.
Этот открытый вариант наилучшим образом приспособлен для перевозки восьми пассажиров на сравнительно небольшие расстояния. Основные отличия от варианта ‘Б" — отсутствие рубки оборудование кокпита мягкими креслами по числу пассажиров и столом-баром.
Посадка пассажиров производится через корму по сходне с поручнями.
Форпик отделен герметичной поперечной переборкой на шп. 2 и разделен выгородками на три рундука. Средний из них предназначен для хранения якоря и концов Рундуки загружаются через люки диаметром 400 мм.
Подмоторная ниша, рассчитанная на установку двух подвесных моторов по 90 л.с., отделена от кокпита внутренним транцем — усиленной переборкой на шп. 10 со ступенькой для схода пассажиров в кокпит.
Непотопляемость катера обеспечивается герметизацией форпика и вклеенным вдоль бортов и под пайолом вдоль моста легким пенопластом.
Пульт управления располагается в ДП — в самом носу катера в открытой сверху мини-рубке.
Носовая часть катера защищена от брызг и ветра фальшбортом и наклонным лобовым стеклом мини-рубки.
Вдоль бортов имеется невысокое леерное ограждение.
Конечно, стоит оборудовать катер быстросъемным тентом на случай ухудшения погоды.
Постройка катера
Постройка катера по этому варианту ничем не отличается от описанной в предыдущих номерах применительно к вариантам "А" и "Б".
Для разбивки плаза необходимо изготовить щит из фанеры или плотного картона размером 3000x1500 мм. Затем, пользуясь таблицей плазовых ординат, приведенной в "КиЯ" №180, и рабочими чертежами на щите-плазе вычерчивают все шпангоуты — на оба борта и в натуральную величину. На каждом шпангоуте необходимо указать положение реданов, ребер жесткости, пазов обшивки борта и днища. По размерам, указанным в спецификации, на чертежах и по рабочему плазу (проекция "корпус") заготовляют рейки, бруски, кницы, зашивку для переборок и транца.
Фанера для изготовления деталей обшивки корпуса должна быть авиационная березовая по ГОСТ 102-49.
Плоские элементы носовой палубы и стенок мини-рубки представляют собой трехслойные панели из жесткого пенопласта ПХВ-1 (средний слой толщиной 8-10 мм) и по одному слою стеклоткани Т11ГВС-9 с каждой стороны.
Эти детали можно изготовить на ровном полу. По всей площади изделия надо выложить куски пенопласта, смазать соединяемые торцы клеем, прижать один кусок к другому (не забыв подложить прокладку к полу); затем надо высушить и прострогать заготовку, после чего можно оклеить ее стеклотканью с верхней стороны. После просушки надо перевернуть заготовку, подготовить ее к оклейке и оклеить стеклотканью с другой стороны.
Корпус катамарана "Норд-Вест-65К" собирается на стапеле в положении вверх килем. Стапель — это два отфугованных 6.5-метровых бруса. Их надо выставить строго горизонтально, натянуть струну по ДП и разметить положение шпангоутов.
По контрольной линии (КЛ) на каждом шпангоуте следует прибить шергень-планку (временно!). КЛ — это линия дна самоотливного кокпита на высоте 600 мм от ОЛ.
Шпангоуты устанавливают шергень-планками на рабочие грани брусьев стапеля строго вертикально с проверкой по ДП и горизонту и закрепляют в выверенном положении. После этого можно приступить к установке и креплению продольного набора по днищу и по бортам.
Примыкающие к обшивке кромки продольного и поперечного набора тщательно малкуют. Листы обшивки днища и бортов устанавливают на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями по ребрам жесткости и шурупами по шпангоутам.
Зашивать днище следует, начиная с моста; затем ставят спонсоны а за ними — борта по поясьям от ДП к палубе.
Вдоль линии Р-1 выкладывают бруски пенопласта и после приклеивания обрабатывают, проверяя горизонтальность рабочей грани при каждом шпангоуте. Реданы изготовляют из дерева или пенопласта и устанавливают по разметке с плаза.
После зачистки корпус оклеивают стеклотканью, после просушки повторно зачищают и окрашивают.
Перевернутый килем вниз корпус устанавливают горизонтально, раскрепляют и убирают изнутри "обзол". Угловые соединения и все сомнительные места проклеивают "мокрым угольником". Конструкции мини-рубки монтируют на шурупах и "мокром угольнике".
По размерам фирмы-изготовителя мотора оформляют транец.
Спецификация деталей корпуса и узлов оборудования катера
- 1 — киль и форштевень, 40x80;
- 8 — обшивка днища и дно моста, 6 мм;
- 14 — носовая палуба, 6 мм;
- 15 — переборка на шп. 2, 4 мм;
- 16 — переборка, 4 мм;
- 17 — кница, фанера, 6 мм;
- 18 — выгородка, фанера, 4 мм;
- 19 — транец, зашивка, 6 мм;
- 20 — рецесс, 6 мм;
- 22 — стенка мини-рубки, панель, фанера, 4 мм;
- 25 — палуба;
- 28 — люк в переборке шп. 2 и в носовой палубе для загрузки форпика;
- 30 — трап (10 шп.);
- 31 — сходня;
- 32 — стол-бар;
- 33 — кресло водителя;
- 34 — кресло пассажирское;
- 35 — пульт управления;
- 36 — бензобак;
- 37 — подвесной мотор;
- 38 — остекление мини-рубки;
- 39 — флортимберс, 100x25;
- 40 — топтимберс, 80x25;
- 41 — топтимберс, 80x25;
- 42 — флор моста (горизонт.), 100x25;
- 43 — бимс, 80x25;
- 44 — флор моста, 50x25;
- 47 — стойка (2; 10 шп.) и накладка, 80x25;
- 53 — релинг;
- 54 — тент.
Примечание: Детали, не обозначенные номерами позиций, перечислены в спецификации для варианта "Б" (см. "КиЯ" №180).