Основные данные
Длина наибольшая, м | 4.60 |
Ширина наибольшая, м | 1.80 |
Высота борта, м: | |
нос | 0.900 |
мидель | 0.625 |
корма | 0.550 |
Вес корпуса, кг | ок. 90 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Мощность подвесного мотора, л.с. | 12÷30 |
Корпус мореходной лодки "Бриз-46Р" большой грузоподъемности, с просторным кокпитом строится из фанеры, что делает ее легкой, удобной для переноски. Кроме водостойкой (лучше березовой, авиационной) фанеры (ГОСТ 102-75) для его изготовления применяют сосновые рейки. Шпангоуты, продольный набор, обшивка склеиваются на эпоксидной смоле. Корпус снаружи оклеивается стеклотканью на полиэфирной смоле.
На лодке можно устанавливать сравнительно недорогие отечественные подвесные моторы "Ветерок-12", "Нептун-23", "Вихрь-20" и "-30", что позволяет эксплуатировать ее в широком диапазоне режимов движения и развивать разную скорость вплоть до 50 км/ч.
Сочетание гидролыжи и килеватого днища позволяет создать значительную подъемную силу и повысить мореходность корпуса при ограниченной мощности мотора. Удовлетворительная остойчивость на стоянке обеспечивается благодаря большой площади ВЛ.
Подъем линии батоксов в носу, развал бортов у форштевня предотвращают заливание лодки на волнении, а благодаря малой осадке она пригодна для плавания по мелководью.
Непотопляемость ее обеспечивается объемом пенопласта, уложенного вдоль всего корпуса под боковыми пайолами, и герметичной переборкой на 2 шп. По периметру лодки, под планширем, можно "пришнуровать" кранец диаметром 50-70 мм, изготовленный из легкого эластичного материала (например, пеноплена). Такой кранец не только надежно защищает борт, но и повышает безопасность эксплуатации лодки. При случайном крене кранец входит в воду и эффективно препятствует ее опрокидыванию. Если лодку залить водой, кранец обеспечит дополнительную плавучесть, чтобы экипаж мог держаться за лодку на плаву.
Постройку лодки начинают с приобретения материалов, т. е. фанеры, сосновых реек и брусков, стеклоткани, эпоксидной и полиэфирной смолы, крепежа. Используя рабочие чертежи и спецификацию, приступают к сборке шести шпангоутов, переборки и транца.
Из полос фанеры, склеенной "на ус", изготовляют по две детали 2 и 3 для левого и правого борта (см. рис.). На них прочерчивают контрольные линии (КЛ) и наносят положение теоретических шпангоутов. Затем по линиям шпангоутов от КЛ вверх и вниз откладывают указанные на чертеже ординаты контрольных линий. Гибкой рейкой по полученным точкам проводят линии контура и детали обрезают (оконтуривают). Разметку рекомендуется делать на внутренней поверхности листа обшивки — так легче контролировать правильность сборки листов относительно друг друга, совмещая линии соответствующих шпангоутов. Деталь 1 из полос фанеры склеенных "на ус", размечают и оконтуривают. Секцию палубы склеивают из частей, затем размечают шпангоуты и по ним прибивают бруски (временно). К палубе и борту (для ПБ и ЛБ) надо приклепать рейки (детали 34, 35, 36). С кромок листов обшивки (дет. 2 ПБ и ЛБ) снимают фаску — сострагивают их на угол для полного прилегания (см. сеч. А-А). После заготовки всех деталей и узлов можно собирать корпус.
Делают это килем вниз, изготовив простейший стапель; собранный из отфугованных досок щит размерами 600x3500 мм (плита под гидролыжу) ставят строго горизонтально на прочные козлы на высоте 300500 мм от пола. На щит укладывают дет. 1 и прибивают гвоздями к стапелю. Далее устанавливают транец с уклоном 80 мм. Днищевую обшивку размещают по КЛ (дет. 1), на расстоянии 300 мм от ДП, проверяют прилегание к дет. 1 по шпангоутам и транцу.
Устанавливая бортовые листы, нужно совместить по шпангоутам, затем уложить секцию палубы и проверить общий монтаж корпуса. После этого на клею и гвоздях (шурупах) фиксируют сборочные пазы. Корпус по пазам и стыкам оклеивают "мокрым угольником" на эпоксидной смоле изнутри в два-четыре слоя. По разметке на обшивке подгоняют и устанавливают шпангоуты и поперечную переборку. На расстоянии 300 мм от ДП устанавливают стрингеры, приформовывают "мокрым угольником". Объем от стрингера до борта заполняют легким пенопластом, оклеивают стеклотканью или зашивают фанерой.
После этого можно приступить к зашивке рецесса, кормового дивана.
Корпус переворачивают и устанавливают реданы. Скуловой брызгоотбойник образуется заполнением пространства между днищем и выступающей кромкой борта плотным пенопластом.
Остается тщательно прошпаклевать корпус, зачистить и подготовить к оклейке стеклотканью.
На лодке размещают для гребца "островную" банку — коробку из фанеры, которую крепят к стрингерам болтами.
Леерное ограждение выполняют из труб ∅20÷25 мм, отстоящим от палубы на 170 мм. В носовой части лодки оно переходит в волнолом. На палубе необходимо разместить три рым-утки.
Простой компактный пульт управления мотором размещают в корме по левому борту. На пульте кроме штурвала — рычаг управления газом и кнопка "Стоп". Штуртрос проходит через две трубки (надо смазать густой смазкой!) к ролику на правом борту, от рыма на двигателе через барабан. Трубки фиксируют на транце и пульте. (Схему и чертежи привода дроссельной заслонки карбюратора — см. в популярной книге "15 проектов судов для самостоятельной постройки", Судостроение, 1976, с. 87.)
Уключины и весла можно купить или изготовить самому (см. ту же книгу).
Тент крепится к трем дугам, изогнутым по одному радиусу, но имеющим разную длину. Устанавливают на 4 шп., в сложенном состоянии укладывают на палубу, за волноломом.
На лодке "Бриз-46Р" необходимо предусмотреть пару весел, якорь и концы.
Спецификация (корпус, оборудование)
- 1 — лыжа, фанера 6-8 мм;
- 2 — днище, фанера 4-6 мм;
- 3 — борт, фанера 4 мм;
- 4 — палуба (планширь), фанера 4-6 мм;
- 5 — транец, фанера 4 мм;
- 6 — рецесс, фанера 4 мм;
- 7 — диван (кормовой);
- 8 — банка ("островная");
- 9 — переборка, 2 шп.;
- 10 — стрингер, 4 мм;
- 11 — пайолы, фанера 6 мм;
- 12 — волнолом-фальшборт, фанера 4 мм;
- 13 — флор, 30x60;
- 14 — флор, 30x100;
- 15 — флор (борт.), 20x60;
- 16 — бортовая ветвь шп., 20x40;
- 17 — палуба (2 шп.), 20x30;
- 18 — брус (8 шп.), 20x187;
- 19, 20 — брус (тр.), 20x130;
- 21, 59 — заполнитель, 20x60;
- 22 — кница, палуба, 4 мм;
- 23 — кница, борт, 4 мм;
- 24 — зашивка транца, фанера 4 мм;
- 25 — кница (7 шп.), 4 мм;
- 26 — кница (под планширь), 4 мм;
- 27 — стойка (тр.), 20x30;
- 28 — ветвь шп. (тр.), 20x30;
- 29 — стойка (7 шп.), 20x30;
- 30 — рейка (8 шп.), 20x30;
- 31 — рейка (7 шп.), 20x30;
- 32 — стойка (2 шп.), 20x20;
- 33 — рейка (стрингер), 20x20;
- 34, 35 — рейка, 20x30;
- 36 — рейка (борт), 10x20;
- 37 — РЖ (палуба), 20x20;
- 38 — банка, 6x400x600;
- 39 — лист, 6x400x350;
- 40 — лист, 4x580x360;
- 41 — рейка, 20x20;
- 42 — рецесс, фанера 4 мм;
- 43 — ребро жесткости, 20x20;
- 44 — настил, 4 мм;
- 45, 46 — подушка съемная, 4 шт.;
- 47 — болт, ∅8;
- 48 — рым-утка, 3 шт.;
- 49 — уключина;
- 50 — комингс, АМг, фанера;
- 51 — люк, АМг, фанера;
- 52 — релинг, АМг, нерж., труба ∅20-25;
- 53 — заполнитель;
- 54 — бензобак;
- 55 — тент;
- 56 — дуга, труба, АМг;
- 57 — редан-1, 35x13;
- 58 — редан-2, 35x13;
- 60 — обойма блока, ролик;
- 61 — рым (на двигателе);
- 62 — опора (на транце);
- 63 — опора (на палубе);
- 64 — труба, 2 шт., нерж. ст., АМг (по ∅ штуртроса);
- 65 — штуртрос, ∅2.5-3.0 мм;
- 66 — барабан;
- 67 — опора (на двигателе);
- 68 — ролик на поддоне двигателя;
- 69 — боуденовская оболочка;
- 70 — рычаг газа ("Вихрь");
- 71 — рукоятка (привод дроссельной заслонки карбюратора);
- 72 — кнопка "Стоп";
- 73 — штурвал;
- 74 — пульт управления;
- 75 — кранец, ∅40-60, пеноплен.