Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Парусные яхты / 2004 год / Прогулочно-туристская мини-яхта «Карась-500»
    Краткое оглавление
    Основные данные мини-яхты "Карась-500" Спецификация деталей конструкции и оборудования лодки "Карась" в действии


    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Пластмассовая прогулочно-туристская мини-яхта «Ассоль»
    Прогулочно-туристская мини-яхта «Каравелла»
    Скоростная прогулочно-туристская мотолодка Мустанг
    Мини-яхта на основе чертежей «Аэлиты»
    Мини-яхта «Морской конек» для спортивных плаваний
    Крейсерская мини-яхта из швертбота класса «М»
    Пластмассовая мини-яхта «Калан»
    Мини-яхта «Флора» со стационарным двигателем
    Прогулочно-туристская мотолодка «Дракон»
    Стальная мини-яхта «Светлана»
    Моторно-парусная мини-яхта «Дюгонь»
    Надувная прогулочно-туристская байдарка «Ласточка-11»
    Прогулочно-туристская каютная мотолодка «Радуга-51»
    Крейсерская мини-яхта со сварным корпусом «Пан Дюик 600»


    https://komiinform.ru/nt/7318

    Прогулочно-туристская мини-яхта «Карась-500»

    Год: 2004. Номер журнала «Катера и Яхты»: 192 (Все статьи)
              0


    Проект этой яхты навеян идеей лодки "Тью-16" (см. "КиЯ" №105), хотя, конечно, от оригинала мало что осталось. На этот раз решено было создать проект лодки минимальных веса и размеров, пригодной для перевозки на трейлере за легковым автомобилем и в то же время обладающей относительным комфортом для экипажа из трех-четырех человек. Важно, чтобы построить ее можно было своими силами в гараже за короткое время, сведя к минимуму денежные затраты. Кто-то, вероятно, захочет, уменьшив количество спальных мест до трех, разместить по одному из бортов стационарную мойку и газовую плиту для более комфортного отдыха на яхте — конструкция это позволяет.

    Основные данные мини-яхты "Карась-500"


    Информация об изображенииЯхта "Карась-500" на воде под парусами
    Яхта "Карась-500" на воде под парусами
     
    Длина, м:
    - максимальная5.0
    - по КВЛ4.8
    Ширина, м:
    - максимальная2.2
    - по КВЛ1.78
    Осадка, м:
    - корпусом по КВЛ0.28
    - с опущенным швертом1.28
    Водоизмещение, кг1080
    Вес лодки, кг550
    Площадь, м2:
    - сечения по КВЛ6.09
    - смоченной поверхн. по КВЛ6.73
    Масса балласта, кг200
    Площадь, м2:
    - парусности15.1
    - грота9.3
    - стакселя5.8

    Обводы яхты разработаны для постройки ее из фанеры. Корпус многоскульный, днище — с узкой плоской лыжей. Сечение по шпангоутам изменяется от трапециевидного в носу до U-образного в корме. Слегка погруженный транец позволяет достичь благоприятного дифферента лодки при размещении экипажа в кокпите. Для обеспечения непотопляемости предусмотрены блоки плавучести из пенопласта, которые укладываются между шп. 1 и 2, а также между транцем и шп. 6 под кокпитом и кормовыми рундуками.

    Строить лодку желательно из водостойкой фанеры марки ФСФ. Транец, переборки и большие криволинейные детали шпангоутов вырезаются из четырех листов фанеры толщиной 12 мм. Шпангоуты собираются традиционным способом — из сосновых реек δ=25 мм на фанерных кницах и флорах толщиной 6 мм. Флоры шпангоутов А, Б, В, Г надо усилить с носовой стороны фанерой δ=12 мм, для шпангоута Д — со стороны кормы. При изготовлении шпангоутов пазы под стрингеры желательно не вырезать до установки их на стапель. Это лучше сделать уже на месте — так можно точнее подогнать каждый стрингер к пазу. Все детали конструкции шпангоутов, такие как рейки, стойки и т.п., которые служат деталями интерьера лодки, рекомендуется размещать сразу, до установки шпангоутов на стапель, что в дальнейшем ускорит работу над интерьером. Сборка корпуса осуществляется вверх килем.


    Последовательность выполнения работ следующая:

    1. Изготавливают шпангоуты, швертовый колодец, изнутри его оклеивают одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле. Руководством при выполнении работ может служить книга "15 проектов судов для любительской постройки" Д. А. Курбатова.

    2. Подготавливают стапель, основанием которого служат два параллельных бруса длиной 5 м сечением 40x100 мм, создающие хорошую базу для надежного крепления шпангоутов в поперечном направлении. Выверяют кромки стапеля по высоте относительно друг друга и на горизонтальность по длине и ширине. По шпациям устанавливают стойки, которые будут служить основой крепления шпангоутов, для увеличения жесткости стойки подкрепляют рейками.

    3. Первым делом устанавливают шпангоут Г, выверяют его вертикальность и совпадение оси шпангоута с ДП стапеля. Далее последовательно от него поочередно ставят шпангоуты и флоры в направлениях к носу и корме. После установки шпангоутов желательно еще раз проконтролировать все размеры.

    4. Устанавливают килевую балку; ее можно склеить непосредственно на стапеле. Сначала укладывают на клею и запрессовывают шурупами первую доску балки, затем, также на клею, сверху кладут вторую доску. Этот пакет стягивают струбцинами примерно через каждые 15 см. В килевой балке вырезают отверстие для шверта. Далее устанавливают внутренние привальные брусья, также выклеиваемые на месте. Пазы под брусья вырезают на месте, прикладывают рейку, на скулах очерчивают и вырезают линии пропилов под брусья, пазы тщательно подгоняют, чтобы рейка входила в них с легким натягом. До установки стрингеров размещают швертовый колодец, он притягивается к килевой балке при помощи 16 нержавеющих шпилек на клею. При этом следует обращать внимание на то, чтобы выдавленный клей не попадал внутрь швертового колодца — подтеки надо сразу удалять.

    Аналогично привальному брусу устанавливают стрингеры поочередно с каждого борта. После затвердения клея при помощи ручного рубанка и шлифовальной машинки снимают малки со шпангоутов и стрингеров для плотного прилегания обшивки к кромкам деталей набора. Угол малковки можно контролировать при помощи длинной гибкой рейки, прикладывая ее к набору.


    5. Далее обшивают корпус, идя от днища к бортам. Листы поясьев обшивки вырезают с небольшим припуском 3-5 мм и приклеивают на эпоксидной смоле, в которую для уменьшения ее текучести желательно добавить древесную муку до сметанообразного состояния. Обшивку прижимают при помощи шурупов через 7-8 см. После укладки обшивки днища с фанеры снимают малку, далее укладывают следующие слои. После обшивки корпуса необходимо зашпаклевать все дефекты, шляпки шурупов и т.п. и зашлифовать. Не стоит надеяться, что стеклоткань все скроет, скорее образуются пустоты воздуха между фанерой и стеклопластиком. Стыковать листы обшивки можно "на ус" или встык, подкладывая изнутри корпуса полосы фанеры, шириной примерно 80 мм и толщиной 10-12 мм.

    6. Корпус оклеивают стеклотканью; на днище до скулы 3 достаточно трех слоев стеклоткани, далее до привального бруса — двух слоев. После оклейки корпус полностью шпаклюют; делать это желательно, пока эпоксидная смола не "встала". В качестве шпаклевки можно использовать эпоксидную смолу с добавлением в нее алюминиевой пудры, в народе именуемой "серебрянкой". Потом корпус шлифуют до матового состояния; если в процессе этого выявляются дефекты поверхности, процесс шпаклевки-шлифовки повторяют уже в тех местах, где это необходимо.

    Следующий этап — окраска корпуса; ее выполняют до снятия лодки со стапеля.

    7. Корпус переворачивают вместе со стапелем, потом разбирают сам стапель. Перед кантовкой целесообразно соорудить кильблок для дальнейшей работы с лодкой и ее хранения.

    8. Оформляют интерьер: устанавливают все полочки, шкафчики, карлингсы, стенки и настилы коек.

    Далее обшивают кокпит, палубу и рубку яхты. Как и корпус, все покрывают одним слоем стеклоткани, и процесс шпаклевки повторяют. Внутри корпус нужно обработать противогрибковым покрытием и окрасить эмалью по своему вкусу; полочки и шкафчики можно покрасить тонирующим лаком. В местах крепления релингов и стоек ограждения, а также палубного оборудования необходимо предусмотреть усиления из 8-10-миллиметровой фанеры.


    Шверт полый сварной конструкции, из нержавеющей стали δ=2 мм. Внутрь, примерно на 1/3 его длины, заливают свинец. Шверт можно также изготовить из 12-миллиметровой листовой стали, заточив заднюю и переднюю кромки, либо из склеенных между собой двух листов фанеры δ=18 мм. Но для этого необходимо загрузить нижнюю часть шверта свинцом, который вклеивается в отверстие, и затем оклеить двумя слоями стеклоткани. Остальной балласт размещают в районе швертового колодца и надежно фиксируют, чтобы при больших кренах он не мог оторваться.

    Рулевое устройство. Перо руля можно вырезать из водостойкой фанеры либо изготовить из сосновых реек сечением 35х25 мм, склеив их между собой эпоксидным клеем. Баллерная коробка имеет сборную конструкцию, так как аргоновая сварка доступна не каждому.

    Спецификация деталей конструкции и оборудования лодки


    Информация об изображенииОбщий вид и теоретический чертеж яхты "Карась-500"
    Общий вид и теоретический чертеж яхты "Карась-500"
     
    • 1 - привальный брус, сосна ламинированная, 30x60;
    • 2 - скуловые стрингеры, сосна ламинированная, 30x50;
    • 3 - килевая балка, сосна ламинированная, 180x30;
    • 4 - карленгсы палубы, сосна, 22x35;
    • 5 - карленгсы кокпита, сосна, 22x35;
    • 6 - карленгсы рубки, сосна, 22x35;
    • 7 - карленгсы койки, сосна, 22x35;
    • 8 - обвязка шпангоута, сосна, 22x40;
    • 9 - рейка, сосна, 22x50;
    • 10 - рейка, сосна, 22x40;
    • 11 - стойка, сосна, 22x22;
    • 12 - вант-путенсы, сталь нерж., δ=3;
    • 13 - карленгсы, сосна, 22x35;
    • 14 - карленгс, сосна, 33x35;
    • 15 - карленгс, сосна, 22x22;
    • 16 - основание полки, рейка, 22x22;
    • 17 - стенка полки, фанера, δ=4;
    • 18 - карленгсы койки, сосна, 22х35;
    • Информация об изображенииЭскизы конструкции яхты "Карась-500", швертового и рулевого устройств
      Эскизы конструкции яхты "Карась-500", швертового и рулевого устройств
       
    • 19 - стенка койки, фанера, δ=4;
    • 20 - настил койки, фанера, δ=6;
    • 21 - карленгсы койки, сосна, 22x35;
    • 22 - стенка полки, фанера, δ=4;
    • 23 - полка, фанера, δ=6;
    • 24 - рейка, 22x22;
    • 25 - обвязка койки, сосна, 22x50;
    • 26 - накладка флора, фанера, δ=12;
    • 27 - обвязка, сосна, 22x50;
    • 28 - стенка кокпита, фанера, δ=4;
    • 29 - дно кокпита, фанера, δ=8;
    • 30 - фанера, δ=8;
    • 31 - карленгсы, сосна, 22x35;
    • 32 - карленгс, 22х50;
    • 33 - карленгс, 22x22;
    • 34 - обвязка, 22x60;
    • 35 - флор, фанера, δ=12;
    • 36 - карленгс, 22x60;
    • 37 - пайол, фанера, δ=8;
    • 38 - бимс, фанера в два слоя, δ=24;
    • 39 - форпик;
    • 40 - форштевень, фанера, δ=12;
    • 41 - кноп, фанера, δ=12;
    • 42 - пенопласт, оклеенный стеклотканью, δ=6;
    • 43 - стенка койки, фанера, δ=4;
    • 44 - карленгсы рундука, фанера, δ=12;
    • 45 - полубимс, сосна, 22x60;
    • 46 - рейка, сосна, 30x40;
    • 47 - блок, ∅40;
    • 48 - кольцо скольжения, бронза;
    • 49 - сорлинь руля;
    • 50 - распорная втулка, бронза;
    • 51 - болт М12;
    • 52 - основание швертового колодца, сосна, 80х40;
    • 53 - стойка колодца, сосна, 22x40;
    • 54 - стенки колодца, фанера, δ=12;
    • 55 - отверстие, ∅10;
    • 56 - шверт;
    • 57 - навесы руля;
    • 58 - клиновой стопор сорлиня;
    • 59 - вставка, фанера, δ=36;
    • 60 - фиксирующая пружина, сталь нерж., δ=1.5;
    • 61 - блоки фиксации пера руля в вертикальном положении;
    • 62 - перо руля, сосна ламинированная, рейки, 22x35;
    • 63 - стенка баллерной коробки, Д16Т, δ=5;
    • 64 - болт М6;
    • 65 - втулка распорная, Д16Т;
    • 66 - втулка распорная, бронза;
    • 67 - втулка скольжения, бронза;
    • 68 - болт М10;
    • 69 - носовой релинг, труба нерж., ∅28;
    • 70 - стойки ограждения, труба нерж., ∅28;
    • 71 - кормовой релинг, труба нерж., ∅28;
    • 72 - швартовные утки;
    • 73 - шкотовые лебедки;
    • 74 - рундук;
    • 75 - погон стаксель-шкотов;
    • 76 - палубные комингсы, сосна, 22x22;
    • 77 - погон грота-шкотов;
    • 78 - утка стаксель-шкотов;
    • 79 - пиллерс, труба нерж., ∅28;
    • 80 - П-образный профиль, нерж., δ=3;
    • 81 - обшивка корпуса, фанера, δ=5;
    • 82 - обшивка корпуса, фанера, δ=7;
    • 83 - обшивка палубы, фанера, δ=7;
    • 84 - обшивка рубки, фанера, δ=7;
    • 85 - обшивка рубки, фанера, δ=5;
    • 86 - балласт, свинец, 120x60x320; 25 кг.

    "Карась" в действии


    Добрый день, редакция! Получив от Игоря по электронной почте чертежи "Карася" и расчертив в начале февраля первый шпангоут на листе фанеры, в июне мы получили готовый к покраске корпус. Он нам как-то сразу понравился, и спонтанно пришла идея совершить серьезное путешествие...


    Информация об изображенииМатросы испытывают яхту
    Матросы испытывают яхту
     
    Поскольку технология постройки парусника описана во множестве источников, остановлюсь только на трудностях, с которыми мы столкнулись во время создания нашего шедевра кораблестроения и, конечно, удачах. Подготовили электроинструмент: две дрели (одна из них — шуруповерт), рубанок, циркулярку, лобзик и ленточную шлифомашину — без нее не стоит и начинать, иначе вся эпопея может затянуться надолго.

    Шпангоуты мы резали из листов обыкновенной березовой строительной фанеры толщиной 15 мм, размером 1.5х1.5 м, затем клеили их и пропитывали паркетным лаком ЭП. Пазы под стрингеры сразу не выпиливали и, как оказалось, правильно делали. Во-первых, они имеют некоторый скос, который трудно определить заранее, а во-вторых, мы немного просчитались с размерами промежуточного шпангоута (под степсом), так что пришлось немного подгонять по стрингерам и выпиливать на стапеле. Кстати, электролобзиком это делается мгновенно.

    Информация об изображенииКорпус яхты подвешен между деревьями
    Корпус яхты подвешен между деревьями
     
    Шпангоуты на стапеле выставляли по струне, натянутой вдоль осевой линии лодки под потолком, при помощи гидроуровня, отвеса и линейки.

    Киль у нас клееный из двух сосновых досок толщиной 18 мм, ну и привальный брус для большей жесткости также клееный. Фанера на этот корпус гнется легко, борт мы делали из 4-миллиметровой фанеры и "пристреливали" скрепками, а затем изнутри наклеили усиливающие полоски из фанеры толщиной 6 мм. Получилось и легкая, и достаточно жесткая конструкция.


    Большую часть времени и сил, физических и еще больше моральных, отнимала процедура шлифования-шпаклевания оклеенного стеклотканью корпуса. Пришлось искать другую технологию.

    Каюту и кокпит мы оклеили тонкой стеклотканью не внахлест, а встык и получили практически готовую к окраске поверхность. А вот сам корпус, выполненный из нескольких слоев ткани внахлест с заполнением пор шпаклевкой, пришлось долго приводить в должное с эстетической точки зрения состояние. Теперь после окончания работ я понимаю, что можно было очень аккуратно оклеивать встык, но перекрывая предыдущий шов. Тогда, быть может, удалось избежать неровностей. Брак в виде непроклеенных пузырей мы срезали и зашпаклевали. Затем корпус красили заказанной в Санкт-Петербурге на фирме ООО "Краски БЭП" ультрабелой эпоксидной краской (обычно в быту применяемой для окраски ванн). Получилось очень хорошо, еще бы время сушки сократить — цены бы краске не было. Мы ее немного разбавляли растворителем 646-м, красили краскопультом. Дно лодки "закатали" этой же краской, не разбавляя, наносили пару слоев валиком. Пленка получилась очень прочной — даже после каменистых пляжей Байкала она сохранила первозданный белый цвет. Если нанести слоя четыре валиком, можно забыть о необходимости красить лодку, как минимум, года на три...

    Информация об изображенииФото яхты "Карась-500" на берегу
    Фото яхты "Карась-500" на берегу
     
    Теперь вкратце о затратах. Самые значительные средства потребовались на приобретение клея, нержавеющей стали, мачтового профиля и паруса. Все остальное покупалось по случаю при наличии свободных средств и не в ущерб семейному бюджету. Всего, навскидку, ушло 35-40 тыс. рублей в течение семи месяцев, в том числе на мачтовый профиль и паруса — 17 тыс.

    Надо заметить, что проще и дешевле купить плохонький старенький и, самое главное, уже не нужный владельцу корпус и восстановить его. На постройку своими силами нового судна можно решиться из интереса к этому процессу и при множестве других мотиваций. Это, конечно, мое личное мнение.

    И последнее: к выбору проекта лодки нужно отнестись с максимальной внимательностью. Лучше месяц потерять, но найти относительно подробные чертежи. Для постройки лодки наших размеров необязательно иметь чертежи таких деталей, как утки или узел крепления подвесника, но плазовые размеры и необходимые усиления, а также последовательность постройки желательно знать заранее. Нами был выбран в качестве основы проект Игоря Седельникова, и хотя он оказался недоработан в некоторых мелочах, но переживаний о зря выброшенных деньгах и потраченном времени не принес. За что автору большое спасибо.

    После испытаний лодочки на нашем водоеме решили направиться на Байкал. Взяли на прокат прицеп курганского производства. Путем его притопления загнали на него лодку — рессоры прицепа вывернулись в обратную сторону. Не снимая лодки с прицепа, подняли его и приварили две пружины от "Оки". Конструкция задорно приподнялась, мы повеселели и двинулись в направлении Омска с крейсерской скоростью 60 км/ч. Деревья весело бежали обратно, в Тюмень. Солнышко обещало хорошую погоду.

    Конечно, в столь кратком письме не передать все эмоции, которые мы испытали в путешествии. Во время выхода в море из Ангарского водохранилища было то ли страшновато от предстоящего, то ли волнительно. Пошли на гроте, ветерок так себе. Ну, выпили, конечно, по 50 "капель" за тех, кто вот в море. С моря-то и пошла волна, небольшая, но после спокойной Ангары чувствительная. Затем поднялся порывистый ветер, и лодку кренит неплохо. Все сидим на одном борту, а ее все равно кренит. Начали достаточно быстро двигаться, до этого шли остро к ветру и особо скорости не было, а курс поменяли, и стало порывисто поддувать. После непродолжительных дебатов зарифили на один ряд и пошли в бейдевинд, практически отвисая за борт на порывах. Скорость 6-8 уз — летим! Солнце светит, небо голубое, вода, естественно, цвета красивого нерусского индиго. В общем, мечемся с борта на борт на галсах. После Листвянки уже спокойнее поплыли. В кокпите положили надувной матрас и валялись на нем. Обычно один загорал на носике, другой — на матрасе, а третий — рулевым выступал.

    В Тюмени я не очень-то и рассчитывал, что пойдем по байкальской воде, будем так далеко от дома и берега на самодельной и явно не морской лодке. Мы еще на Селенгу собирались, но "Ветерок-8" сгорел по пути к Ольхонским воротам, а судьбу решили не искушать.

    Вывод простой: и стройка, и последующее путешествие стоило затраченных усилий.

    Андрей Чернявский, г. Тюмень


    Понравилась ли вам эта статья?
    +42

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Гребно-моторная лодка из фанеры «Крачка»
    Самодельная моторная лодка «Jazz-530»
    Быстроходные яхты нового поколения «Ракета» и «Африка»
    Круизно-гоночная трейлерная яхта «Кавалер 800»
    О плавдачах вообще и быстроходная плавучая дача «Эдем»
    Самодельный лодочный трейлер на базе «Зубренка»
    Легкая берестяная лодка для рыболова
    Самодельный вариант рижской мотолодки «Викинг-19»
    Два проекта для любителей водного туризма
    Двухместная рыболовная лодка «Рыба-3.6»
    Спортивно-туристский швертбот «Чиж-2»
    Алюминиевая моторная лодка по мотивам «Радуги-34»
    Легкое двухместное гребное каноэ
    Универсальная лодка-картоп «Компромисс-2»
    Три модификации стального катера «Амадеус»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Прогулочно-туристская мини-яхта «Карась-500»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Мини-мотолодка «Стриж» с повадками гидроцикла
    Лодка-дори «Аллигатор»
    Рыболовные мотолодки Юрия Зимина
    Опыт самостоятельной постройки стальной яхты
    Пляжно-прогулочный швертбот «Юнга»
    Круизный комфортабельный катер «Амадеус-3»
    Вариант мини-мотолодки «Бесенок» под мотор 30 л.с.
    Постройка мотолодки по мотивам «Радуги-34»
    Классическая одновесельная венецианская гондола
    Алюминиевый глиссирующий катер «Узола»
    Два варианта мотолодки «Раббот-53» под мотор 10-30 л.с.
    Простая гребная лодка из дюралюминия «Хариус»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 34 + 12 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории