Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Моторные суда / 1971 год / Конструктивные узлы деревянных корпусов катера или мотолодки
    Краткое оглавление
    Форштевень Киль Поперечный набор Продольный набор Транец Фундамент Наружная обшивка Болтовые соединения Соединения на заклепках Соединения на гвоздях и шурупах Клеевые соединения Наращивание деталей по длине Радиусы при гибке


    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Конструктивные узлы корпусов из стеклопластика
    Детали деревянных корпусов лодок
    Испанские катера «Lema» и шведские мотолодки «Linder»
    Катера и мотолодки фирмы «Пласт»
    Ремонт деревянных корпусов судов
    Выбор типа туристического катера
    Катера любительской постройки
    Любительская постройка корпуса катера
    Постройка корпусов малых судов из стеклопластика
    Упорно-опорный подшипник валопровода для катера с двигателем АМ-401
    Сравнение корпусов яхт «Звездного класса»
    Водометный движитель для небольшого катера
    Туристам необходимы водометные катера
    Постройка мотолодки типа «Акула»


    Конструктивные узлы деревянных корпусов катера или мотолодки

    Год: 1971. Номер журнала «Катера и Яхты»: 33 (Все статьи)
              0


    Несмотря на все более широкое распространение сравнительно новых материалов, таких как дюраль, сваривающиеся легкие сплавы и стеклопластик, при любительской постройке малых судов по-прежнему чаще всего применяется дерево. И сегодня дерево остается наиболее доступным и легко обрабатываемым в домашних условиях материалом. Важным достоинством древесины является относительная свобода выбора конструктивных решений, т. е. видоизменения конструкций тех или иных узлов корпуса в зависимости от имеющихся возможностей. В таких случаях судостроителям-любителям полезно знать проверенные практикой типовые варианты исполнения одного и того же конструктивного узла.

    Некоторые из таких вариантов основных узлов корпуса катера или мотолодки (длиной 4—6 м) и рассматриваются в настоящей статье.

    Форштевень


    Информация об изображенииФорштевни
    Форштевни
     
    Лучшим со всех точек зрения вариантом является гнуто-клееный (или ламинированный) форштевень, выклеиваемый по шаблону из тонких сосновых или дубовых реек. Предпочтительнее дуб, который лучше держит большое количество шурупов и позволяет надежно закрепить наружную обшивку при минимальном поперечном сечении штевня. Такой форштевень соединяется с килем обычно с помощью клеевого же соединения «на ус», дублируемого болтами или заклепками.

    Для упрощения конструкции прямой форштевень чаще всего выполняют цельным — из наклонного бруса, соединяемого с килем при помощи деревянной или металлической кницы.

    Информация об изображенииФанерованный натесной форштевень
    Фанерованный натесной форштевень
     
    Изогнутый форштевень сложных очертаний проще всего сделать составным (натесным), выпилив отдельные части его из сосновой или дубовой доски; для сохранения прочности, ослабляемой неизбежным при этом перечесом волокон, весь штевень с обеих сторон необходимо оклеить толстой фанерой. Если доски подходящей толщины нет, делайте деталь плоско-клееной, т. е. выпиливайте ее из предварительно заготовленного «пакета», набранного из тонких досок. Собирая «пакет», старайтесь делать стыки между отдельными частями каждого слоя в разных местах — «разгоняйте» стыки смежных слоев.

    Информация об изображенииКрепление обшивки к гнутоклееному форштевню
    Крепление обшивки к гнутоклееному форштевню
     
    Боковые грани форштевня должны быть соответственным образом подготовлены для крепления сходящихся в носу концов досок (или листов фанеры) бортовой обшивки. Простейший вариант — снять малки (делается это по месту, т. е. при установке обшивки на собранный набор), а после крепления бортов защитить носовые торцы обшивки установкой еще одной детали — водореза.

    Ширина плоскости форштевня для крепления фанерной обшивки должна быть равна 4—5 ее толщинам, для дощатой обшивки — двум толщинам. Для ориентировки отметим, что поперечное сечение клееного форштевня катера длиной 5—5 м может быть принято равным 50X50-ь60 мм, мотолодки длиной менее 4,5 м — примерно 40X40÷50 мм.


    Киль


    Информация об изображенииТри варианта сечения киля
    Три варианта сечения киля
     
    В большинстве случаев киль располагается внутри корпуса, а снаружи обшивка защищается накладным фальшкилем. Возможен вариант и составного киля из двух деталей — наружной (собственно киль) и внутренней (резенкиль); ширина резенкиля для возможности крепления наружной обшивки должна быть больше, чем киля.

    При затруднениях с подбором высококачественного бруска или доски нужных размеров киль выклеивают из нескольких слоев досок, располагаемых горизонтально и склеиваемых по пласта (стыки обязательно разносятся по длине).

    Сечения киля обычно находятся в пределах от 20X80 до 30X120 мм. При установке стационарного двигателя киль должен быть несколько мощнее, чем в корпусе мотолодки, и лучше изготовить его не из сосны, а из дуба или ясеня. В месте прохода дейдвудной трубы на киль необходимо наложить стальную полосу, а в районе установки кронштейна гребного вала поставить на киль внутри корпуса равный ему по сечению брусок длиной в одну-две шпации.

    Поперечный набор


    Информация об изображенииТипичный конструктивный мидель-шпангоут катера
    Типичный конструктивный мидель-шпангоут катера
     
    Шпангоуты остроскулых лодок, как правило, выполняют составными — из бортовых частей (топтимберсов) и днищевых (флортимберсов), которые соединяются на флорах и скуловых кницах. Толщина шпангоутов обычно колеблется в пределах 15—18 мм. Кницы и флоры, соединяющие отдельные части — ветви шпангоута, обычно вырезаются из фанеры и ставятся с обеих сторон соединения. На шпангоутах, которые будут малковаться, рекомендуется кницы и флоры с внешней стороны шпангоута не доводить до кромки на 4—5 мм, чтобы при малковке избежать расщепления фанеры. Толщина фанерных книц и флоров берется равной примерно 0,25 толщины шпангоута, металлических — примерно 0,10 толщины шпангоута. Высота книц обычно равна 0,15—0,20 высоты борта, а длина флора в средней части корпуса 0,25— 0,30 ширины корпуса по скуле. Обязательно ставится заполнитель, что увеличивает прочность и долговечность соединения. Флоры и кницы крепятся на клею с запрессовкой гвоздями. В случае отсутствия клея можно ставить и на густотертую краску, но тогда гвозди применять нельзя: нужно ставить болты, заклепки из развальцованных трубок или шурупы.

    Информация об изображенииУзел соединения флор и топтимберса
    Узел соединения флор и топтимберса
     
    Сами детали шпангоутной рамки — флортимберсы, топтимберсы и бимсы обычно выполняются из сосны. В отдельных случаях (при сложных обводах корпуса) днищевые ветви шпангоута лучше вырезать из дуба или ясеня. Высота топтимберсов на катерах принимается равной 50—60 мм, флортимберсов 70—100 мм; на мотолодках 40—50 и 70—80 мм соответственно.

    Информация об изображенииПереборка
    Переборка
     
    Шпация (расстояние между шпангоутами), как правило, находится в пределах 450—600 мм.

    Переборки на мелких судах выполняются однослойными из фанеры, которая крепится непосредственно к обычному шпангоуту. Толщина полотна переборки равна примерно 0,25 толщины шпангоута. Обычно приходится подкреплять полотно двумя-тремя вертикальными стойками или горизонтальными ребрами — шельфами. Стойки необходимо соединить кницами с бимсом и днищевыми ветвями шпангоута.


    Продольный набор


    Информация об изображенииПримеры конструктивного решения узлов фанерного корпуса
    Примеры конструктивного решения узлов фанерного корпуса
     
    Продольный набор остроскулого корпуса состоит из скуловых стрингеров, бортовых стрингеров, днищевых стрингеров, привальных брусьев и карленгсов. Рекомендуемые их сечения (сосна) указаны в таблице.

    Чаще всего флортимберсы нарезаются на днищевые стрингеры, но иногда применяют и такую систему набора, при которой мощные шпангоуты проходят поверх часто поставленных стрингеров и непосредственно к обшивке не крепятся.

    Соединение деталей поперечного и продольного набора между собой часто выполняется с установкой, кроме обычного крепежа (и клея), металлических угольников-коротышей. Скуловые и бортовые стрингеры, а также привальные брусья соединяются с форштевнем и транцем горизонтальными кницами — брештуками. Различные варианты обычно применяемых соединений приведены на эскизе.



    Транец


    Информация об изображенииТранец катера
    Транец катера
     
    Как и переборки, транец состоит из рамки-обвязки, собираемой обычно из брусков толщиной 25—-30 мм, и полотнища, выпиленного из фанеры толщиной 4—5 мм на катерах и 0—8 мм на мотолодках. На транец мотолодки навешивается подвесной мотор, поэтому от конструкции требуется повышенная прочность. Продольные связи днищевого и бортового набора должны быть надежно перевязаны с транцем. На киль лучше всего поставить мощную сварную кницу (старнкница). желательно из легких сплавов. Днищевые стрингеры и стойки транца можно соединить кницами из фанеры толщиной 8—10 мм. Бортовые и скуловые стрингера соединяются с обвязкой транца при помощи угольников-коротышей размером 50X50X3, а привальные брусья — горизонтальными кницами (брештуками).

    Информация об изображенииТранец мотолодки
    Транец мотолодки
     
    На уровне струбцин мотора транец мотолодки обычно усиливают мощной балкой — доской от борта до борта. На лодках под сравнительно мощные моторы у транца часто оборудуют ниши (рецессы), также являющиеся важными элементами жесткости транца.

    Транец катера со стационарным двигателем необходимо подкрепить стойками, установленными в плоскости балок фундамента.


    Во всех случаях после завершения сборки корпуса по периметру транца следует установить угловую оковку из тонкой стали или латуни размером 30x30x1,5 (2,0) мм.

    Фундамент


    Информация об изображенииФундамент под двигатель катера
    Фундамент под двигатель катера
     
    Фундамент под стационарный двигатель катера конструируется с учетом габаритов, веса и мощности устанавливаемого двигателя, а также характера, величины и направления усилий, приходящихся на конструкцию. Обычно фундамент представляет собой систему продольных и поперечных балок, надежно закрепленных к набору корпуса. Сами фундаментные балки, как правило, выполняются из водостойкой фанеры толщиной 8—10 мм, металлического угольника по верхней кромке и сосновых (или дубовых) брусков.

    Показанная на эскизе балка может быть использована для установки двигателей весом около 350 кг и мощностью до 100—120 л. с. Двигатель крепится к металлическому угольнику 50x50x5, соединенному с балкой при помощи заклепок или винтов на металлической подкладной полосе толщиной 4—5 мм. Под лапы двигателя к угольнику рекомендуется приварить отдельные опорные площадки. По нижней кромке балки подгоняются по месту бруски длиной в шпацию, которые закрепляются к фанерной стенке болтами; обшивка днища крепится к этим брускам шурупами снаружи корпуса.

    Кронштейны для крепления углового реверс-редуктора также крепятся к фундаментным балкам.

    С целью облегчения конструкции рекомендуется все металлические детали выполнять из легкого сплава.

    Наружная обшивка


    Информация об изображенииСхемы двойной диагональной обшивки
    Схемы двойной диагональной обшивки
     
    Обшивка остроскулых мотолодок чаще всего выполняется из водостойкой фанеры толщиной 4—5 мм (на катерах 7—8 мм на днище и 5 мм на бортах). Наибольшее распространение получила водостойкая фанера марок БС-1 или ФСФ (применяемые толщины: 3, 4, 5, 6, 8 и 10 мм) и бакелизированная фанера (толщиной 5 и 7 мм). Размеры листов фанеры: марок БС-1 и ФСФ 1525X1525 мм, бакелизированной 1200X4850, 1200X5600.

    Фанерная обшивка ставится на густотертую краску и крепится к набору при помощи шурупов, гвоздей и винтов. Отметим, что на быстроходных лодках ставить шурупы по днищевым стрингерам не рекомендуется, лучше применять заклепки Водонепроницаемость в местах соединения листов по скуле, на привальном брусе и по килю, а также по переборкам, обеспечивается прокладками из прокрашенных полос мешковины или миткаля.


    Днище катера может быть также обшито рейкой из сосны. Такую обшивку можно выполнить вгладь, на пазовых рейках и многослойной диагональной.

    Информация об изображенииОбшивка из реек
    Обшивка из реек
     
    Обшивку вгладь рекомендуется набирать из реечек сечением 15X25 мм. Установка реек ведется от ДП к скуле корпуса симметрично — сразу на оба борта; каждая из них крепится шурупами к набору и гвоздями к ранее установленным рейкам. Между рейками с внутренней стороны необходимо предусматривать пазы, чтобы при набухании не было коробления обшивки.

    Обшивка на пазовых рейках выполняется из широких реек сечением 12X50 мм. Толщина самих пазовых реек из сосны обычно принимается равной толщине обшивки, из дуба — 0,8 толщины обшивки.

    Для упрощения работы часто пазовые рейки не врезают в шпангоуты, а устанавливают при сборке корпуса поверх поперечного набора; в обоих случаях к набору они крепятся шурупами. Рейки обшивки крепятся к пазовым рейкам красномедными гвоздями-заклепками с шагом 60—70 мм. Установка реек ведется от ДП к скулам.

    После обшивки корпуса рейкой вгладь рекомендуется прострогать и зачистить лицевую поверхность, а затем оклеить днище снаружи 2—3 слоями стеклоткани на полиэфирной или эпоксидной смоле. Это значительно увеличит долговечность корпуса.

    Информация об изображенииТиповые узлы соединения конструкций
    Типовые узлы соединения конструкций
     
    Многослойная диагональная обшивка на катерах выполняется из двух слоев сосновых реек сечением 8X30÷50мм (в зависимости от сложности обводов корпуса) . Рейки внутреннего слоя располагаются под углом 45°—60° к ДП, укладываются с небольшим зазором (0,5—1,0 мм) и крепятся к шпангоутам шурупами. Затем на них наносится слой густотертой масляной краски и укладывается мешковина (или миткаль), пропитанная- этой же краской. После этого ставится второй — наружный слой реек, укладываемых перпендикулярно направлению реек первого слоя Иногда рейки этого слоя располагаются и вдоль киля. Оба слоя реек соединяются между собой красномедными заклепками с шагом 60—70 мм. Следует обратить особое внимание на заделку торцов реек. По килю торцы защищаются густотертой краской и шпунтом, а по скуле — краской и отбойным брусом или латунной полосой.

    Благодаря скреплению слоев по всей их площади многослойная обшивка обладает высокой жесткостью; при такой конструкции обшивки продольные связи по днищу можно свести к минимуму.


    Для обеспечения долговечности корпуса по килю, форштевню и привальным брусьям необходимо поставить металлические полосы.

    Приводим примеры конструктивных узлов соединений борта с палубой и надстройки с палубой, а также некоторые нормативные данные по различным типам соединений, выработанные практикой постройки и эксплуатации малых деревянных судов.

    Болтовые соединения


    Диаметр болта d, как правило, равен 10—15% его длины. Расстояние между осями болтов обычно выдерживается равным не менее 6d вдоль волокон и 3d поперек волокон. Расстояние от оси болта до кромки детали должно быть не менее 2,5d, а до торца — не менее 6—8d (при креплении концов досок обшивки к набору это расстояние приходится уменьшать до 3—5d).

    Соединения на заклепках


    Расстояние вдоль волокон между осями заклепок задается в зависимости от отношения меньшей из толщин S соединяемых деталей к диаметру заклепки d. При S:d≈10 это расстояние должно быть не менее 10d, при S:d≈4 — не менее 20d. Расстояние от оси заклепки до торца детали обычно принимается не менее 10d, но в тех случаях, когда это вызвано особенностями узла, может быть уменьшено до 6d.

    В конструкциях из фанеры расстояние между рядами заклепок при цепном их расположении должно быть не менее 6—8d, а при шахматном — не менее 3—4d; расстояние от края детали не должно быть меньше 4—6d.

    Лучший материал для заклепок (во всех случаях) — красная медь.

    Соединения на гвоздях и шурупах


    В качестве несквозных креплений широко применяются круглые и квадратные гвозди и особенно шурупы.

    Длина шурупов должна составлять 2,5 толщины прикрепляемой детали, шаг — не менее 10—12d. Диаметр высверливаемого под шуруп отверстия в конструкции должен быть не более 0,8d шурупа.

    Материал гвоздей — красная медь или сталь, шурупов — латунь или сталь. Весь стальной крепеж должен быть кадмированным или оцинкованным.

    Клеевые соединения


    Чаще всего применяется клен ВИАМ-БЗ на основе смолы ВИАМ-Б, получаемой из фенола и формальдегида. Клеевой раствор должен использоваться в течение 3—4 часов после приготовления. Толщина слоя клея в соединении должна быть не более 0,1—0,15 мм. Полное затвердевание клея (при температуре не ниже 16° С) происходит в течение 1,5—2 суток.

    Для склеивания деревянных конструкций может использоваться и клей БФ-2. При склеивании детали набора выдерживаются под давлением, создаваемым при помощи струбцин, стягивания болтами или укладки груза.

    Наращивание деталей по длине


    Информация об изображенииСтыковые соединения
    Стыковые соединения
     
    Для соединения детален применяется, как правило, стыковое (усовое) соединение, длина которого определяется по формуле l=kS, где S — толщина склеиваемой детали, а k — коэффициент, зависящий от условий работы соединения и породы древесины. Для ответственных соединений, когда требуется обеспечить равнопрочность с целой древесиной, при использовании сосны и ели среднего качества k=10÷12, сосны и дуба отборного качества k=12÷15, в соединениях фанеры k=20. Для большинства узлов корпуса эти значения могут быть снижены вдвое, так как размеры деталей, назначаемые исходя из технологических соображений, оказываются заведомо больше, чем требуется по расчету.

    Листы фанерной обшивки для упрощения могут соединяться и на подкладке. В этом случае кромки подгоняются встык, а изнутри корпуса накладывается полоса фанеры той же толщины, что и основные листы, с прокладкой из мешковины и а густотертой краске. Соединение проклепывается красномедными заклепками с шайбами.

    Радиусы при гибке


    При выполнении гнуто-клееных конструкций (форштевень, бимсы и т. д.) следует учитывать, что радиус изгиба не должен быть меньше величин, указанных в таблице:



    Понравилась ли вам эта статья?
    +6

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Угловые откидные колонки в современном катеростроении
    Самостоятельное изготовление водных лыж
    Продольные реданы — мода или необходимость?
    Конструкции корпусов лодок из стеклопластика
    Самостоятельное изготовление водных лыж (окончание)
    Дальнейшее развитие быстроходных катеров и их мореходности
    Реверсивно-редукторные передачи для катеров
    Причины растущей популярности катеров-тримаранов
    Испытания катера и доводка гребного винта
    Подбор гребного винта без замера мощности двигателя
    Подруливающие устройства для удержания яхты на курсе
    Основные системы современных подруливающих устройств
    Каким должен быть катер для воднолыжников?
    «Воздушная смазка» днища катера для уменьшения трения о воду
    Усовершенствование мачты на швертботе класса «Финн»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Конструктивные узлы деревянных корпусов катера или мотолодки

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Сопротивление глиссирующих мотолодок в переходном режиме
    Технология постройки спортивных водных лыж
    Подводные крылья для мореходных катеров
    Нормирование остойчивости и высоты борта прогулочных судов
    Обустройство домашней литейной мастерской
    Схемы жестких разборных секционных байдарок
    Расчет днищевых холодильников катерных двигателей
    Исходные материалы для изготовления пластмассовых лодок
    Защита стеклотканью корпусов малых спортивно-туристских судов
    Критерии оценки остойчивости яхт
    Диаграмма определения сопротивления лодок с мотором «Вихрь»
    Аэродинамика быстроходных катеров по материалам книги Ренато Леви
    Модельные испытания новой мотолодки «Казанка»
    Фланцевые соединения разборных лодок
    Особенности ухода за синтетическими парусами


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 30 + 46 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории