Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Моторные суда / 1974 год / Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»
    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Гидродинамика судов типа «морские сани»
    Строительство лодки типа «морские сани» Уффа Фокса свими руками
    Мотолодка с обводами типа «морские сани»
    Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
    Мотолодка «ГАИ-3» типа морские сани
    Опыт постройки пластмассовых мотолодок типа «морские сани»
    Опытная лодка типа «морские сани» Уффа Фокса
    Первый в мире катер типа «морские сани»
    «Морские сани» — глиссирующий катер
    Элементы обводов глиссирующих судов и их значение
    Появление глиссирующих судов празднует 100 летний юбилей
    О гидродинамике многокорпусных глиссирующих судов
    Морские сани «Лапоть» на подводных крыльях
    Практические советы специалистов по постройке судов


    Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»

    Год: 1974. Номер журнала «Катера и Яхты»: 50 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииФото катера типа «морские сани»
    Фото катера типа «морские сани»
     
    В 1968—1972 гг. проведен на масштабных моделях и натурных лодках ряд исследований гидродинамики быстроходных глиссирующих судов с обводами типа «морские сани». Очевидно, знакомство с некоторыми результатами этих экспериментов может оказаться полезным конструкторам малых судов (как любителям, так и профессионалам).

    Известно, что часть потока воздуха, набегающего на корпус «морских саней», проникает под свод туннеля, аэрируя зону вдоль ДП. В результате в этой зоне образуется двухкомпонентная среда вода — воздух, в значительной степени изменяющая условия работы движителя и, в частности, вызывающая кавитацию гребного винта и падение скорости лодки. С указанным явлением нередко сталкиваются судостроители-любители, построившие «морские сани» (например, по проекту В. Н. Аладьина).

    Информация об изображенииПространственная эпюра гидродинамических сил
    Пространственная эпюра гидродинамических сил
     
    Влияние аэрации на работу движителя исследовалось на «санях» длиной 3,5 м с двумя моторами «Москва» мощностью по 10 л. с., которые устанавливались в различных точках по ширине катера и даже выносились на кронштейнах за ее пределы. Эти испытания наглядно Доказывают, что удаление винта от диаметральной плоскости (вершина свода), где насыщенность потока воздушными пузырьками максимальна, положительно сказывается на работе движителя. Так. скорость лодки с моторами, оси гребных винтов которых размещались па расстоянии 250 мм от ДП, составила 37,4 км/час; при увеличении этого расстояния до 350 и 700 мм скорость возросла соответственно до 38,3 и 39,6 км/час.

    Очевидно, что в самых неблагоприятных условиях работает одиночный движитель, размещенный непосредственно в ДП. Для улучшения работы такого движителя следует каким-то образом отводить от него аэрированную среду. Несколько вариантов конструктивных решений в этом направлении опробовались на санях длиной 3,3 м, на которых был установлен форсированный подвесной мотор «Москва» мощностью 13,5 л. с.

    Информация об изображенииСхема обводов мотолодки с дополнительным туннелем для гребного винта
    Схема обводов мотолодки с дополнительным туннелем для гребного винта
     
    В первом варианте с помощью специального канала — продольного углубления по ДП на своде, распространяющегося почти на 1/3 длины корпуса от транца, аэрированная среда отводилась в зону, расположенную выше винта. При этом непосредственно у винта указанный канал снизу был закрыт пластинкой, расположенной на уровне свода туннеля и отсекающей наиболее аэрированную часть потока, проходящую по каналу за транец. Эта мера позволяет уменьшить вероятность подсоса воздуха в диск винта и может быть рекомендована, однако ощутимого прироста скорости в данном случае выявить не удалось.

    Был испытан и другой вариант, при котором аэрированная среда отводилась не вверх, а к бортам — в стороны от диска винта при помощи клиновидной наделки, имеющей наибольшее сечение в плоскости транца. На свод туннеля по ДП «саней» последовательно ставилось несколько наделок с различными поперечными сечениями. Максимальная скорость 39,6 км/час была получена для профиля, обозначенного на схеме буквой «в». Другие наделки оказались менее эффективными (скорость не превышала 38,7 км/час), причем при испытании их на волнении к винту изредка прорывался воздух.

    Информация об изображенииСхемы наделок испытанных автором
    Схемы наделок испытанных автором
     
    Экспериментально установлено, что устойчивая работа движителя обеспечивается при такой высоте имеющего форму «в» клина, когда он выступает на 10—12 мм ниже боковых килей па транце, а ширина его равна 1,2 диаметра гребного винта. На судах, предназначаемых для эксплуатации на волнении, эти размеры лучше увеличить на 8—10%.

    Возможны и другие решения. В частности, действие аэрированной среды на движитель можно нейтрализовать подбором самого движителя. Например, применив полупогруженный винт. (Именно такие гребные винты были использованы на первых санях Хикмана; см. №44 сборника.)

    Пользуясь случаем, приведем некоторые советы по проектированию «морских саней».

    Информация об изображенииПостроение поперечного профиля днища «морских саней»
    Построение поперечного профиля днища «морских саней»
     
    Относительную стрелку погиби — высоту туннеля рекомендуется принимать равной: для транца 0,04—0,05 В (где В — ширина днища), для миделя 0,08—0,10 В, для района гидродинамического удара 0,22—0,25 В; при выборе конкретного значения необходимо учитывать как удельную нагрузку, так и требования, предъявляемые к мореходности судна. Построение кривой свода может производиться, как показано на приведенной схеме.

    Для улучшения маневренности кили следует «подрезать» (начинать подъем линии киля) несколько ближе к форштевню, чем на традиционных катерах, а само закругление в месте перехода в форштевни выполнять более плавно.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +7

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Копии знаменитых парусников — стилизация или рациональность
    Роллеркрафт — амфибийное транспортное средство
    Гребные и моторные лодки из термопласта АБС
    Перспективы судов на подводных крыльях
    Какой быть одноместной туристической байдарке?
    Гребные винты уменьшенного шага для «Вихря»
    Первые суда на воздушной подушке
    Исследование сопротивления глиссирующих корпусов
    Корпуса глиссирующих прогулочных мотолодок «триклин»
    Катер с обводами нового типа «триклин»
    Защита гребного винта туннелем
    Из опыта ремонта пластмассовых корпусов
    Варианты парусов для современных судов
    Катера с одним передним подводным крылом
    Буксировочные испытания яхт

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Термопластовые лодки: проблема и перспективы
    Из опыта изготовления полиэтиленовых лодок
    Остроскулые и круглоскулые обводы катеров
    Насадка на гребной винт подвесного мотора
    Расчет трехточечных и двухкорпусных гоночных судов
    Обводы корпусов «кафедрал», «эйрслот», «тридин»...
    Успехи и неудачи постройки морских саней Уффа Фокса
    О «нерыскающих» катерах с трехкилевыми обводами
    Суперкавитирующие гребные винты быстроходных судов
    Проектирование катеров с разворачивающейся на плоскость обшивкой
    Натурные испытания: лодка — мотор — винт
    Стаксель вместо грота на крейсерско-гоночных яхтах
    Быстроходные самодельные моторные лодки
    Лаки и клеи применяемые для изготовления судов
    Конструкторам и строителям лодок с воздушными винтами


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 48 + 22 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории