Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Моторные суда / 1975 год / Повышение эффективности гребного винта на катере
    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Выбор места установки гребного винта
    Проверка гребного винта
    Крепление гребного винта мотора «Вихрь»
    Испытания катера и доводка гребного винта
    Принцип работы и устройство гребного винта
    Защита гребного винта туннелем
    Изготовление модели гребного винта из оргстекла
    Подбор гребного винта для катера
    Выпуск отработавших газов через ступицу гребного винта на «Вихре»
    Навесная откидная приставка гребного винта и валопровода
    Выбор геометрических характеристик гребного винта
    Построение чертежа гребного винта
    Изготовление сварного гребного винта
    Как точно измерить шаг гребного винта?


    Повышение эффективности гребного винта на катере

    Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 56 (Все статьи)
              0


    Xодовые качества катера в значительной мере зависят от к. п. д. гребного винта:


    где ηa — осевой к. п. д., учитывающий потери, связанные с затратами энергии на создание осевых вызванных скоростей потока;
    ηt — окружной к. п. д., учитывающий потери на окружные вызванные скорости потока;
    ηe — конструктивный к. п. д., учитывающий профильные потери на лопастях винта.

    Кроме этих основных, существуют еще дополнительные потери, связанные с влиянием центробежных сил, поджатием струи, неравномерностью набегающего потока, сопротивлением ступицы винта, и концевые потери, обусловленные перетеканием жидкости с нагнетающей поверхности лопасти на засасывающую.

    Практически, при существующей методике проектирования гребного винта и достаточно высокой чистоте обработки лопастей, профильные потери обычно малы, поэтому повышение эффективности движителя ведется в основном за счет повышения осевого и окружного к. п. д., а также за счет уменьшения некоторых из перечисленных дополнительных потерь.

    Информация об изображенииРис. 1. Увеличение к.п.д. и изменение элементов винта при установке насадки
    Рис. 1. Увеличение к.п.д. и изменение элементов винта при установке насадки
     
    Для повышения осевого к. п. д., уменьшения поджатия струи и концевых потерь в ряде случаев применяют направляющие насадки. Для повышения окружного к. п. д. используют контрвинты или соосные винты противоположного вращения (последние — крайне редко ввиду сложности привода). Контрвинты, или контрпропеллеры, устанавливаются как с открытым гребным винтом, так и с закрытым (т. е. работающим в насадке, водомете), как перед винтом (в этом случае контрвинт называют направляющим аппаратом, сокращенно — НА), так и за винтом (тогда контрвинт называют спрямляющим или выправляющим аппаратом — ВА).

    Известно, что осевые и окружные вызванные скорости возрастают с увеличением удельной нагрузки на движитель (л. с./м2); следовательно, при этом будут увеличиваться и потери. Поэтому установка насадок и контрвинтов наиболее эффективна для судов с большой удельной нагрузкой на движитель — буксирных катеров, но может оказаться полезной и на прогулочно-туристских судах (например, при использовании «быстроходных» двигателей на тихоходных водоизмещающих катерах, так как в подобных случаях движитель может работать при значительных нагрузках).


    Для оценки эффективности насадки при различных режимах работы гребного винта приведена диаграмма (рис. 1). По ней можно установить, на сколько увеличится η — к. п. д. комплекса винт — насадка по сравнению с открытым винтом. Кривые построены для оптимального диаметра винта в зависимости от коэффициента Кn, вычисляемого по заданным значениям скорости хода, числа оборотов винта и мощности:


    где vp = v(1—w) — скорость воды в диске винта, м/с;
    v — скорость хода судна, м/с;
    w = 0,04 — коэффициент попутного потока; для катеров с хорошим подтеканием воды к винту можно принимать w=0; тогда vp=v;
    n — число оборотов гребного винта, об/с;
    ρ — массовая плотность воды (102 кг.с2/м4);
    Np=Neηb — мощность, подведенная к винту, л. с.;
    Ne — эффективная мощность на фланце двигателя, я. с.;
    ηe — к. п. д. валопровода.

    Установка насадок становится выгодной при К'n < 2,9.

    ( По тому же графику (рис. 1), зная К'n можно определить значения относительной поступи λ и шагового отношения H/D, а затем определить диаметр винта:


    Информация об изображенииРис. 2. Увеличение к. п. д. открытого винта
    Рис. 2. Увеличение к. п. д. открытого винта
     
    и шаг для обоих случаев, т. е. для винта без насадки и в насадке. Если речь идет об уже эксплуатируемом катере, это дает возможность оценить степень соответствия элементов существующего гребного винте элементам расчетного винта с оптимальным D.

    Целесообразность установки контрвинта (НА или ВА) на данном режиме можно уточнить по графикам (рис. 2, 3, 4), построенным на основании расчетов исходя из условия полной ликвидации потерь на закрутку потока.


    Информация об изображенииРис. 3. Увеличение к. п. д. комплекса винт—насадка при установке НА
    Рис. 3. Увеличение к. п. д. комплекса винт—насадка при установке НА
     
    Пользоваться этими кривыми очень просто. Например, для винта в насадке известно H/D = 1,03 и λ = 0,5. Это значит, что (рис. 3, 4) установка НА дает в данном случае увеличение к. п. д. комплекса на 6,2%, а установка ВА — на 5%, т. е. менее выгодна.

    Информация об изображенииРис. 4. Увеличение к. п. д. комплекса винт—насадка при установке ВА
    Рис. 4. Увеличение к. п. д. комплекса винт—насадка при установке ВА
     
    Для открытого винта при H/D = 0,84 и λ = 0,48 (рис. 2) увеличение к. п. д. при установке НА или ВА составит 4,2%. При этом немаловажно, что установка контрвинта (НА или ВА) влияет на загрузку винта незначительно; благодаря этому ранее вычисленные D и Н винта можно оставлять без изменений.

    Контрвинт обычно состоит из ступицы и пяти лопастей с профилем авиационного типа. Ширина лопасти контрвинта с винтом в насадке принимается постоянной по радиусу и равной 0,2D. При открытом винте ширину лопасти можно принимать постоянной и равной 0,2D только до 0,5R (здесь R — радиус лопасти), е далее к периферии следует делать ее эллипсовидной (рис. 5).

    Информация об изображенииРис. 5. Контур лопасти контрвинта
    Рис. 5. Контур лопасти контрвинта
     
    Эффективность контрвинта зависит в основном от углов установки сечений лопасти по отношению к плоскости диска. Эти углы βk для контрвинта в насадке определяются по графику (рис. 6), полученному на основании расчетов и экспериментов для трех сечений лопасти на различном относительном радиусе г = r√R, Углы установки сечений лопасти контрвинта с открытым винтом на г = 0,5 определяются по рис. 7, а на г = 0,2 и 1,0 — по формулам:


    где индексом k помечены углы для контрвинта в насадке, снятые с рис. 6.


    Информация об изображенииРис. 6. Углы установки сечений лопасти НА и ВА в насадке
    Рис. 6. Углы установки сечений лопасти НА и ВА в насадке
     
    Изготовление насадки не вызывает больших трудностей; ее можно выточить на токарном станке из металла или сделать из стеклопластика по технологии, рассмотренной в №51 сборника в статье В. В. Вейнберга «Насадка на гребной винт подвесного мотора». Основные относительные размеры и ординаты профиля насадки показаны на рис. В. Крепление ее к корпусу катера зависит, естественно, от конструктивных особенностей кормы.

    Информация об изображенииРис. 7. Углы установки сечений лопасти НА и ВА с открытым винтом
    Рис. 7. Углы установки сечений лопасти НА и ВА с открытым винтом
     
    Изготовление контрвинта представляет более сложную и трудоемкую работу. Лопасти вырезаются из листовой стали толщиной 5—8 мм по шаблону и обрабатываются для придания переменной толщины и заданного профиля сечеиий.

    Наибольшая толщина лопасти у корня должна удовлетворять требованиям прочности, но не превышать значения ek=(0,10÷0,12)b, где b — ширина лопасти, а на кромке должна быть в 2—3 раза меньше, чем у корня: здесь ek=(0,33÷0,5)еk. В любом сечении наибольшая толщина лопасти определяется построением диаграммы наибольших толщин по рис. 9; там же приведены размеры авиационного профиля лопасти.
    Информация об изображенииРис. 8. Рекомендуемые относительные размеры и профиль насадки
    Рис. 8. Рекомендуемые относительные размеры и профиль насадки
     
    Обработанную лопасть скручивают, зажав корневой ее конец в тисках, так, чтобы каждое сечение ее было развернуто под углом β/(βk) сторону, указанную на рис. 5 по отношению к направлению вращения винта. Лопасти приваривают к ступице, обрабатывают напильником, проверяя профиль по шаблонам, и шлифуют наждачной бумагой и пастой до 7 класса чистоты.

    Ступица контрвинта должна иметь удобообтекаемую форму; диаметр ее принимается равным диаметру ступицы винта.

    Информация об изображенииРис. 9. Рекомендуемые толщины сечения и профиль лопасти контрвинта
    Рис. 9. Рекомендуемые толщины сечения и профиль лопасти контрвинта
     
    Лопастям НА придается стреловидная форма для обеспечения лучшего обтекания и отбрасывания предметов, засасываемых винтом. Контрвинт устанавливается на расстоянии ~0,320 от середины лопасти винта и жестко крепится к корпусу катера или насадке.

    Целесообразность установки ВА для водометного движителя можно приблизительно оценить по рис. 4 (НА в данном случае обычно оказывается менее эффективным), а проектирование и изготовление его аналогичны варианту с ВА в насадке. Насадка и НА, являясь средством повышения к. п. д. винта, обеспечивают также и его защиту, что особенно важно для туристских катеров, плавающих по засоренным и мелководным водоемам.



    Понравилась ли вам эта статья?
    +7

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Расчет трехточечных и двухкорпусных гоночных судов
    Обводы корпусов «кафедрал», «эйрслот», «тридин»...
    Успехи и неудачи постройки морских саней Уффа Фокса
    О «нерыскающих» катерах с трехкилевыми обводами
    Суперкавитирующие гребные винты быстроходных судов
    Проектирование катеров с разворачивающейся на плоскость обшивкой
    Натурные испытания: лодка — мотор — винт
    Стаксель вместо грота на крейсерско-гоночных яхтах
    Быстроходные самодельные моторные лодки
    Лаки и клеи применяемые для изготовления судов
    Конструкторам и строителям лодок с воздушными винтами
    Конструктивные узлы корпусов из стеклопластика
    Надувные туристские суда катамараны
    Архитектурные типы маломерных судов
    Способ предотвращения аэрации гребного винта

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Повышение эффективности гребного винта на катере

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Конструкции современных парусных тримаранов
    Технология изготовления мачт из стеклопластика
    Испытания мотолодки «Прогресс-2» с мотором «Вихрь-30»
    Гидродинамические исследования двухрежимных обводов
    Защита древесины от гниения
    Парусное вооружение байдарки и правила плавания
    Идея быстроходного катера для выхода в море
    Исследование гидродинамических характеристик глиссирующих катамаранов
    Устройство надувных мотолодок
    Подводный носовой бульб для яхты
    Испытания модели яхты с бульбкилем
    Опыт любительской постройки морских саней Уффа Фокса
    Частично погруженные гребные винты
    Особенности и конструктивные решения винтов «мульти-питч»
    Исследование гидродинамических характеристик саней Фокса


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 31 + 47 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории