Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Моторные суда / 1977 год / Сопротивление мотолодки при ходе на волнении
    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Как улучшить работу водомета при ходе на волнении?
    Ходовые испытания дюралевой мотолодки «Казанка-5»
    Постройка мотолодки типа «Акула»
    Трейлер для перевозки мотолодки
    О ходе катамарана с большими углами крена
    Дуралюминовые мотолодки «Обь» и «Иня» из Новосибирска
    Проект мотолодки-катамарана «Парис»
    Фанерный вариант мотолодки «ПК-5»
    Пермский судостроительный завод начал выпуск мотолодки «Кама»
    Лодка «Южанка» на основе прогулочной мотолодки «Казанка»
    Пластмассовые мотолодки «Лилия» и «Юг»
    Готовятся к выпуску пластмассовые мотолодки
    Электросхема оборудования мотолодки
    Приближенный расчет скорости мотолодки


    Сопротивление мотолодки при ходе на волнении

    Год: 1977. Номер журнала «Катера и Яхты»: 68 (Все статьи)
              0


    Гидродинамические характеристики большинства серийных прогулочно-туристских мотолодок достаточно полно обследованы лишь при движении на тихой воде. Объективные данные о поведении их на волнении до последнего времени отсутствовали, хотя всем им разрешен выход в плавание при высоте волны до 0,5—0,75 м, и практически значительная часть общего времени эксплуатации лодки приходится на движение в условиях волнения.

    Информация об изображенииЗависимости сопротивления от скорости движения на волнении и на тихой воде
    Зависимости сопротивления от скорости движения на волнении и на тихой воде
     
    Мореходность мотолодок оценивается приблизительно и субъективно («лодка на волне движется весьма уверенно», «не зарывается», «почти не забрызгивается»).

    Прогнозирование поведения проектируемого малого быстроходного судна на волне представляет сложную задачу. Из числа многих факторов, определяющих поведение его при ходе на волнении (таких, как характер вертикальной, килевой и бортовой качки; перегрузки, являющиеся следствием периодических ударов; ухудшение управляемости; заливание и т. п.), выделим имеющий важное, значение для оценки возможной скорости хода прирост сопротивления на волнении, по сравнению с движением на тихой воде.

    Для определения конкретной величины дополнительного сопротивления движению, возникающего на волнении, а также оценки достоверности результатов проведенных ранее модельных экспериментов, были выполнены натурные испытания серийной мотолодки «Днепр». Это лодка типичных для наших условий размерений (4,40X1.64 м), рассчитанная на мощность мотора 30 л. с. и считающаяся одной из наиболее мореходных (угол килеватости днища на миделе 16,5°). Водоизмещение лодки составляло 480 кг (водитель и два пассажира), а отстояние центра тяжести от транца xg=1,45 м, что соответствовало значениям коэффициентов статической нагрузки СΔ=0,108 и центровки xg=xg/L=0,32. Испытания проводились с 30-снльным подвесным мотором «Москва-30Э».

    В ходе испытаний производилась регистрация скорости движения; упора, развиваемого гребным винтом подвесного мотора; числа оборотов двигателя, а также параметров ветра и волнения1. Скорость определялась при помощи трубки Пито, которая была предварительно проградуирована в опытовом бассейне (полученная градуировка затем корректировалась при испытаниях мотолодки на мерной миле).

    Упор замерялся гидравлическим упоромером — мессдозой, расположенной на транце лодки под упором на дейдвуде подвесного мотора. При работе мотора упор от винта передавался на упругую мембрану, прогиб которой вызывал повышение давления в гидравлической магистрали, регистрируемое по показаниям образцового манометра. Манометр был проградуирован в процессе швартовных испытаний, предшествовавших описываемым мореходным испытаниям.

    Информация об изображенииЗависимости отношения дополнительного сопротивления к водоизмещению
    Зависимости отношения дополнительного сопротивления к водоизмещению
     
    Число оборотов двигателя контролировалось по электрическому тахометру.

    Скорость ветра определялась при помощи ручного анемометра.

    Высота волны регистрировалась при помощи специального волномерного буя.

    Испытания проводились в два этапа. На первом этапе в Ленинградском гребном канале была получена зависимость полного сопротивления от скорости движения на тихой воде — т. е. Rтв. При этом для исключения влияния ветра бралось среднее арифметическое сопротивлений, замеренных при ходе по ветру и против ветра.

    Вторая и основная часть испытаний проводилась в восточной части Финского залива. Средняя скорость ветра в это время составляла 6,5 м/с. Как показала обработка записи, полученной при помощи волномерного буя, высота волн (с 3%-ной обеспеченностью) равнялась 0,75 м.

    Замеры полного сопротивления Rв и скорости производились при ходе на различных курсовых углах а по отношению к направлению бега волн, за которое было принято направление ветра. На каждом из курсов движение происходило на четырех режимах работы двигателя: при числе оборотов 3000, 3500, 4000 и 4500 об/мин.

    Дополнительное сопротивление на волнении Rдоп определялось как разность


    где Rветр — ветровое сопротивление.

    Результаты замеров сопротивления мотолодки «Днепр» показывают, что дополнительное сопротивление на волнении при ходе по волне (α=180°) существенно — почти в полтора раза — больше, чем при ходе против волны (α=0). Испытания подтвердили известное положение, что наихудшими с точки зрения заливаемости мотолодки являются косые курсы, в особенности на попутном волнении (т. е. при α=135°); на этих же курсовых углах отмечаются резкое ухудшение управляемости лодки и плохая устойчивость ее на курсе.

    Результаты натурного эксперимента были сопоставлены с данными испытаний модели мотолодки «Днепр», проведенных в опытовом бассейне на искусственном нерегулярном волнении, масштаб которого подбирался в соответствии с масштабом модели по высоте волны 3%-ной обеспеченности. Это сопоставление дает основание считать, что проведение модельного эксперимента на искусственном нерегулярном волнении соответствующего масштаба в опытовом бассейне позволяет со вполне удовлетворительной точностью определять сопротивление малых судов, движущихся с умеренными относительными скоростями FrΔ≤2,0.

    Примечания


    1. Методика замера отдельных характеристик была идентична изложенной в статье «Натурные испытания: лодка» мотор, винт» в сборнике №54.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Исследование гидродинамических характеристик глиссирующих катамаранов
    Устройство надувных мотолодок
    Подводный носовой бульб для яхты
    Испытания модели яхты с бульбкилем
    Опыт любительской постройки морских саней Уффа Фокса
    Частично погруженные гребные винты
    Особенности и конструктивные решения винтов «мульти-питч»
    Исследование гидродинамических характеристик саней Фокса
    Катера с аэрокрылом воздушной разгрузки
    Самовосстанавливающаяся спасательная лодка
    Из опыта проектирования разборных байдарок с мягкой обшивкой
    Буксировочные испытания моделей парусных яхт
    Электрооборудование малого судна
    Выбор обводов остроскулого глиссирующего катера
    Гоночные суда глазами японских конструкторов

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Сопротивление мотолодки при ходе на волнении

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Парусная яхта с топовым стакселем
    Постройка малых судов из армоцемента
    Как определить сечение мачты?
    Некоторые гидродинамические особенности катеров-катамаранов
    Тензометрическое исследование характеристик рангоута
    Сопротивление выступающих частей быстроходного судна
    Что такое остойчивость судна?
    Эффективность новых зарубежных экранопланов
    Экранолетный спасательный катер-амфибия «ЭСКА-1»
    Последние работы по проектированию парусников завтрашнего дня
    Обводы «Морского ножа» для катеров общего назначения
    Подводные крылья на катерах-катамаранах
    Парусное вооружение крейсерско-гоночных яхт
    Новые паруса фирмы «Миллер и Уитворт»
    Гидробионика — изучение гидродинамики морских животных и рыб


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 11 + 38 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории