Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Технологии / 1982 год / Как уменьшить ходовой дифферент?
    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Как уменьшить дифферент моторной лодки?
    Как уменьшить вибрацию и улучшить управляемость катера
    Как уменьшить осадку яхты?
    Риск на воде можно уменьшить
    Полезные мелочи: дифферент, бензиновая плитка, термометр...
    Как облегчить запуск мотора «Ветерок»
    Как установить новое магнето МБ-22 на моторы «Вихрь»?
    Как изготовить матрицу с применением материалов Norpol
    Как два одинаковых по длине катамарана могут быть столь разными?
    Как продлить жизнь моторов семейства «Вихрь»
    Как устроена двухступенчатая коробка передач
    Как стать законным судовладельцем?
    Как строят поморские лодки карбасы
    Как купить подержанную мотолодку с мотором в США


    Как уменьшить ходовой дифферент?

    Год: 1982. Номер журнала «Катера и Яхты»: 95 (Все статьи)
              0


    При эксплуатации водоизмещающего судна следить за ходовым дифферентом так же важно, как и на глиссирующем.

    Далеко не всегда удается скомпоновать судно при проектировании и загрузить при выходе в плавание так, чтобы обеспечивались оптимальная центровка и оптимальный дифферент. Как известно1, чрезмерный ходовой дифферент приводит к потере скорости, ухудшает экономические показатели.

    Я столкнулся с указанной проблемой, когда стал проводить испытания своей водоизмещающей лодки «Утенок», переделанной из малой (№ 1) спасательной шлюпки (длина — 4,5 м; ширина — 1,85 м). Как только я давал полный газ двигателю «СМ-557Л», дифферент на корму сразу же возрастал до величин, явно превышающих допустимые 5—6°: увеличивалось волнообразование, а скорость не прибавлялась.

    Информация об изображенииУдалось уменьшить дифферент и увеличить скорость лодки «Утенок»
    Удалось уменьшить дифферент и увеличить скорость лодки «Утенок»
     
    Стал искать способ уменьшить ходовой дифферент. По аналогии с быстроходными катерами решил применить транцевые плиты. Вырезал из бакелизированной фанеры две транцевые плиты разной формы с изменяемым углом наклона и по очереди испытал их на «Утенке». Первые же выходы показали, что при малых углах наклона плиты неэффективны, а при больших — дифферент, действительно, уменьшают, но одновременно начинают работать как тормоз. При ходе на попутной волне из-за плит появляется сильная рыскливость; на заднем ходу плита преграждает поступление воды к гребному винту. Как бы там ни было, но имея мощность 13,5 л. с., развить скорость выше 10 км/ч не удавалось ни с плитами, ни без них. Относительная скорость — число Фруда по длине — колебалась где-то около 0,4.

    После неудачных испытаний транцевых плит я решил попробовать установить на гребной винт специально спрофилированную кольцевую насадку. Насадка, отклоняющая струю от винта вниз, по моим расчетам, должна была не только создавать на корпусе дополнительную подъемную силу, уменьшающую ходовой дифферент, но и одновременно повышать КПД гребного винта, поскольку двигатель «СМ-557Л» развивает слишком большое число оборотов для возможной скорости.

    Информация об изображенииСхема действия сил при установке профилированной насадки на гребной винт
    Схема действия сил при установке профилированной насадки на гребной винт
     
    Гребной вал «Утенка» имеет наклон относительно КВЛ около 8°. Передняя часть насадки — от носовой кромки до плоскости диска гребного винта — выполнена соосно с гребным валом. В плоскости диска гребного винта осевая линия насадки имеет излом — наклонена вниз на 8° (здесь угол наклона к КВЛ уже равен 16°).

    Как видно из схемы, за плоскостью диска винта в верхней части насадки ее внутренняя образующая имеет вид прямой. Результирующая сила Рс раскладывается на силу упора и подъемную силу. Сила упора была замерена динамометром и оказалась равной 200 кгс. Подъемная сила Рп, непосредственно уменьшающая ходовой дифферент, примерно равна 57 кгс.

    Теперь об изготовлении насадки. Из пенопласта были нарезаны рейки трапецеидального сечения, которые затем склеивались в цилиндр при помощи эпоксидного клея. Обработка велась острым ножом и рашпилем с проверкой профиля по шаблонам. Снаружи готовая насадка была оклеена двумя слоями стеклоткани на эпоксидном клее. Внутренняя поверхность насадки покрыта эпоксидной шпаклевкой, в которую для уменьшения трения втерт чешуйчатый графит.

    Информация об изображенииЭскизное изображение насадки — вид с кормы
    Эскизное изображение насадки — вид с кормы
     
    Сверху и снизу закреплены по два алюминиевых угольника, стягиваемых болтами М6. Эти болты и круговые стропы из стального троса 0 2 мм надежно скрепляют в одно целое насадку и угольники. Передние концы угольников прикреплены к ахтерштевню, задние—к стойке руля (рудерпосту).

    Концы лопастей гребного винта обрезаны по внутреннему диаметру насадки с кольцевым зазором 2—3 мм.

    С насадкой «Утенок» успешно проходил уже две навигации. За этот срок установлено следующее:
    • скорость увеличилась с 10 до 12 км/ч (число Фруда ок. 0,5);
    • ходовой дифферент практически отсутствует;
    • даже на крутой попутной волне лодка хорошо слушается руля, а гребной винт почти не оголяется;
    • лодка надежно идет и удовлетворительно слушается руля на заднем ходу.

    Таким образом, профилированная насадка не только устранила дифферент и увеличила скорость на 17%, но и улучшила управляемость, несколько повысила мореходные качества. Уверенно можно сказать, что установка подобной насадки даст положительный эффект на всех малых водоизмещающих судах, имеющих достаточную мощность двигателя, но не развивающих расчетной скорости из-за чрезмерного ходового дифферента на корму. Специалисты считают, например, что есть смысл установить насадки на новых лоцманских ботах (пр. № 1459), имеющих запас мощности двигателя.

    Установка подвесного мотора на любую водоизмешающую лодку, будь то фофан, тузик либо четырехвесельный ял, всегда вызывает сильный дифферент на корму, увеличивающийся с увеличением скорости. В сборнике №83 в статье о лодке «Пелла» отмечалось, что скорость ее под мотором «Ветерок» (8 л. с.) составляет 9,16 км/ч, когда водитель сидит на кормовой банке, и 11,2 км/ч, когда он сидит в носу. Вот четкий показатель, того, как сказывается ходовой дифферент на скорости. Но есть и другие минусы такой посадки. Достаточно на фотоснимке «Пеллы» мысленно провести прямую линию от глаз рулевого, сидящего на корме, вперед через верхнюю точку форштевня, чтобы убедиться: предметы, находящиеся на воде впереди, ему не видны. С таким плохим обзором по курсу эксплуатация любого судна запрещается. Можно предложить два выхода; уложить в носовую часть лодки балласт либо установить на гребной винт насадку.

    Если заводы, выпускающие подвесные моторы, освоят и выпуск профилированных антидифферентных насадок, будет сэкономлено немало бензина, а главное — улучшатся условия эксплуатации лодок, повысится безопасность плавания; во всяком случае — уменьшится опасность столкновения с плавающими препятствиями.

    Примечания


    1. См., например, статьи Л. М. Кривоносова в вып. №6 и Е. А. Морозова (советы начинающему) в сборнике №87.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Непотопляемость надувной лодки
    Пути снижения сопротивления трения корпуса
    Вопрос об оценке качества парусных тканей
    Как сшить паруса для малой лодки
    Выбор оптимальных характеристик глиссирующего корпуса
    Штормовые паруса яхт класса Л6
    Использование на современных грузовых судах энергии ветра
    Преимущества и недостатки различных схем спортивных скутеров
    Протекторы для защиты металлической лодки от коррозии
    Требования эргономики при проектировании малого судна
    Лодки с воздушным крылом
    Новое о зарубежных малых крылатых катерах
    Долговечность надувной лодки
    Совершенствование мотолодок с обводами типа «Морской нож»
    Двадцать лет катамаранам класса С

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Как уменьшить ходовой дифферент?

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Ключи к снижению расхода горючего
    Повышение гидродинамического качества саней Уффа Фокса
    Выбор геометрических характеристик гребного винта
    Построение чертежа гребного винта
    Использование газа вместо бензина на лодочных моторах
    Как изготовить гребной винт для мотолодки
    Оптимальный тип водоизмещающего катера
    Оценка профиля паруса гоночного швертбота
    Изготовление сварного гребного винта
    Современный этап возрождения паруса
    Любительские аппараты на воздушной подушке
    Суда проа на подводных крыльях
    Каким должен быть киль у яхты?
    Гидролет — воздушные винты вместо подводных крыльев
    Роторные ветряные движители для судов


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 31 + 35 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории