Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Моторные суда / 1989 год / Технические характеристики и описание гидроциклов
    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Технические характеристики моторов «Suzuki» «DF40» и «DF50»
    Гидродинамические характеристики спортивных гребных лодок
    Общие технические требования на прицепы для автомобилей
    Описание турбонаддува подвесного мотора японских инженеров
    Технические возможности парусного судна сегодня
    Влияние изменения размерений судна на его характеристики
    Описание легендарного судна «Фрам»
    Три проекта гидроциклов из Донецка
    Описание катера «Джентри Игл» обладателя «Голубой ленты Атлантики»
    Типы и характеристики GPS приемников
    Описание наших яхт на кругосветной гонке «Around Alone 98/99»
    Технические вопросы по подвесным моторам «Ветерок»
    Транспортные характеристики подвесного мотора
    Описание швертового устройства швертбота «Лучина»


    Технические характеристики и описание гидроциклов

    Год: 1989. Номер журнала «Катера и Яхты»: 139 (Все статьи)
              0


    «Я не умею писать с «подходом», пишу прямо «в лоб». У меня есть огромное желание построить водный мотоцикл, который отвечал бы мировым стандартам; есть материалы, кое-какие навыки в постройке, но я ничего не знаю об устройстве. Прошу опубликовать хотя бы краткую характеристику такого мотоцикла, чертеж, рекомендации по постройке. Думаю, что меня поддержат многие мои сверстники, которые, как и я, сидят на «голодном пайке». Надежды на минавтопром или минсудпром никакой. У них все ответы сводятся к перечислению виновных, а мы остаемся «с носом», без качественных моторов и мотолодок. Пусть это будет нашим ответом нерасторопной промышленности».

    Александр Петров, 18 лет, пос. Васильево Татарской АССР.



    Это короткое письмо нашего юного читателя до удивления четко смогло обозначить круг проблем, связанных с таким еще новым явлением в водно-моторном мире, как рождение водного мотоцикла. Его популярность стремительно растет во многих морских странах, уже проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира!

    Информация об изображенииГидроциклы
    Гидроциклы
     
    Действительно, в силу своей высокой маневренности и скорости этот аппарат притягающе действует, в первую очередь, на молодежь. Действительно, наша промышленность ничего подобного не выпускает, и в ближайшее время, насколько нам известно, делать не собирается. И в последнем Александр прав: чтобы поскорее сесть за руль гидроцикла, самое реальное — рассчитывать на собственные силы. Для этого, конечно, необходимо знать об особенностях «реактивного снаряда», его конструкции, тонкостях управления и мерах безопасности. Понимаем, что для нашего читателя наибольший интерес представило бы подробное описание конструкции какой-либо подходящей зарубежной модели, а еще лучше — ее чертежи. Но, к сожалению, ни одна из фирм, по понятным соображениям, такой информации не публикует.

    Если быть объективными, то надо сказать, что о гидроциклах, гидрокартах, мотороллерах на воде наши читатели узнали давно. Еще в «КиЯ» №27 рассказывалось о водометном мотороллере на монолыже итальянца Чепани, развивавшем спорость до 60 км/ч; в №73 опубликовано краткое описание «Ветбайка» из Скандинавии, который до сих пор остается одним из самых спортивных снарядов. Не раз описывались и отечественные гидроциклы (см., например, №129 и №131), построенные любителями.


    Информация об изображенииСпортивная двухместная модель гидроцикла «Ямаха WR-500»
    Спортивная двухместная модель гидроцикла «Ямаха WR-500»
     
    Первая мощная волна увлечения гидроциклами поднялась в начале 70-х годов и захватила в основном США с их теплым климатом, свободным выходом к океанам, высоким уровнем жизни, а главное — демократичным духом самих американцев и традиционной тягой их ко всему новому и быстроходному. Но отраженная от берегов американского континента волна Атлантику не пересекла и берегов Старого Света тогда не достигла. В Европе, которая фактически была родиной гидроцккла, теперь восприняли этого гудящего «шмеля» настороженно, сочли пустой, а главное слишком дорогой забавой.

    Неожиданно живо откликнулись японцы. Компания «Кавасаки» одна из первых по достоинству оценила возможности новинки. Уже в 1972 г. большая часть выпущенных японцами гидроциклов попала к американцам. Повторился старый сюжет: европейцы придумали, японцы сделали, а американцы превратили это в факт своей жизни. По уже завоеванной популярности «ватербоб», так гидроцикл называют американцы, не уступает, пожалуй, виндсерферу! Заводы «Кавасаки» изготовляют ежегодно по 40 тысяч гидроциклов с маркой «Джет Ски», подавляющее большинство которых, как и прежде, реализуется в Америке.

    За «Кавасаки» последовала другая известная японская фирма — «Ямаха», которая также десятками тысяч продает свои «Джетботы» в Америке и Европе.

    Надо сказать, европейский рынок еще молод. Например, в Англии рост интереса к гидроциклам стал проявляться лишь в течение последних пяти лет, в Нидерландах — в течение трех. Однако гидроцикл все глубже проникает на европейский континент, становится модным видом отдыха на воде. Это дает основание говорить о новой, более мощной, чем когда-то, волне интереса — своего рода втором рождении гидроцикла.


    Информация об изображенииЭскиз устройства гидроцикла «Кавасаки Джет Ски-550»
    Эскиз устройства гидроцикла «Кавасаки Джет Ски-550»
     
    И этому сегодня есть веские причины. Статистика говорит, что в современном мире нарастает повальное увлечение тем, что мы называем физической активностью. Жажда здоровья, потребность в движении породила такие увлечения, которых мы не знали раньше или знали, но далеко не в таких масштабах. Альтернативой автомобилю стал велосипед, авиалайнеру, в котором человек из летящего существа превратился в объект доставки, — хрупкий дельтаплан, чопорной и роскошной яхте — демократичная парусная доска. Современный комфортабельный катер с его мощностью и чудовищной прожорливостью машины такой альтернативы долгое время не знал. Ею становится, пожалуй, джеттинг (от слова «джет» — реактивный, водометный), как называют на Западе езду на водометном гидроцикле.

    Быстрый рост массового увлечения одно-двухместным гидроциклом стал возможным еще и потому, что открыл гигантский рынок, на котором находят сбыт десятки всевозможных моделей гидроциклов, минискутеров, мотосерферов. Фирмы, традиционно выпускающие подвесные лодочные моторы и мотоциклы, получили широкую возможность сбыта своих двухтактных двигателей.

    Все многообразие выпускаемой техники условно можно разбить на три класса.

    К первому можно отнести относительно дешевые глиссирующие минимотолодки или миннскутеры, оборудуемые обычными подвесными моторами. Их корпуса по обводам напоминают традиционные глиссирующие лодки. А вот посадка водителя может быть совершенно необычной — как на карте. Важно подчеркнуть, что владелец лодки по собственному желанию навешивает на транец тот или иной подвесной мотор, выбирая его из широкого диапазона по мощности и, в лучшем случае, подбирая и нему оптимальный гребной винт.


    Ко второму классу следует отнести мотосерферы. Они практически представляют собой корпус парусной доски, оборудованный водометом и не имеющий рулевого управления: водитель выполняет эволюции при помощи наклона тела в ту или иную сторону, держась за специальную ручку, закрепленную тросом к корпусу и имеющую сектор газа.

    И, наконец, третий — это собственно гидроциклы. От минимотолодок они принципиально отличаются тем, что двигатель и движитель — водомет встроены в корпус, образуют с ним одно целое. Поэтому технически характеристики мотора и движителя очень жестко увязаны с параметрами корпуса.

    Массовому производству гидроциклов способствовал прогресс, достигнутый в семидесятые годы в конструкции водометного движителя. На гидроциклах, рассчитанных на одного-двух человек, гребной вал соединяется с валом двигателя напрямую, без всякого редуктора. Ротор вращается с той же частотой, что и бензиновый двигатель, — 5—6 тыс. оборотов в минуту. Ротор, имеющий три или четыре лопасти, отпивается с высокой точностью из бронзы или стали. Водометный движитель имеет обычно более высокий КПД, чем гребной винт подвесного мотора равной мощности. При этом максимальный упор (для 30-сильного двигателя около 110 кгс) развивается, в отличие от ПМ, за очень короткое время. Именно этой особенностью водомета объясняется «резвый» старт гидроцикла с места и хорошая приемистость после головокружительного пируэта.

    Информация об изображенииЭскиз устройства гидроцикла «Ямаха WR-500»
    Эскиз устройства гидроцикла «Ямаха WR-500»
     
    В высокой эффективности движительного комплекса не последнюю роль играет выгодное расположение водозаборного отверстия: оно находится в носовой половине смоченной длины днища, где велико гидродинамическое давление. Поджатие струи после спрямляющего аппарата обеспечивается коническим соплом, за которым струя попадает в поворотную рулевую насадку. При повороте (с помощью тросовой тяги) этой насадки отклоняется и водяная струя, что дает тот же эффект, что и перекладка руля.

    Как правило, на гндроциклы ставятся двухтактные двухцилиндровые двигатели, хотя могут быть и исключения. Например, «Уэю Рэйдер» — гидроцикл итальянской фирмы «Кастольди», оборудован четырехтактным двигателем мощностью 55 л. с., но сделано это потому, что этот же гидроцикл широко используется для буксировки воднолыжников.


    Приведем попутно основные данные этого относительно крупного трехместного аппарата, оборудованного водометом «Кастольди 03-джет». Длина габаритная — 3,9 м, по корпусу — 3,25 м. Ширина — 1,5 м. высота по ветровому стеклу — 1,15 м, осадка на ходу — 0,08 м. Вес — 285 кг, полное водоизмещение — 465 кг. Скорость с одним водителем — 58,5, с полной нагрузкой — 53,7 км/ч.

    Чаще всего двигатели устанавливают в передней части аппарата с горизонтальным расположением коленчатого вала, который через резиновую муфту соединяется непосредственно с гребным валом. Сам двигатель крепится к корпусу на резиновых амортизаторах, благодаря чему вибрация от его работы практически неощутима.

    Мощность моторов в зависимости от веса и «спортивности» аппарата колеблется от 27 до 60 л. с. при 5—6 тыс. об/мин, а рабочий объем — от 400 до 798 см3. Двигатели работают на смеси бензина с маслом в соотношении 50:1. Не редкость, когда вообще не требуется заранее готовить топливную смесь — двигатели оборудуются системой непосредственного впрыска масла в картер. Съемный масляный бак размещает! рядом с бензиновым. Это удобно, поскольку какое-то время можно наполнять только бензиновый бак, не заботясь о масляном. Такая система применена, например, на гидроцикле «Кавасаки Х-2».

    Все моторы оборудуются системой электрозапуска, в также настроенного выхлопа в воздух, что делает их работу похожей на шум мотоцикла. Кстати, шумность гидроцикла весьма высока — достигает 80 Дб (А). Одновременно с запуском двигателе начинает работать трюмная осушительная помпа, так как, несмотря на все меры герметизации моторного отсека, вода, особенно при опрокидывании гидроцикла, через воздухозаборники и резиновые уплотнения все же проникает внутрь.

    Информация об изображенииГидроцикл «Кавасаки Джет Ски-440»
    Гидроцикл «Кавасаки Джет Ски-440»
     
    Изготовители гидроциклов отлично понимают, что нельзя на большой скорости вытворять хитроумные трюки безнаказанно, поэтому они позаботились о мерах безопасности. Например, если водитель выпадет из «Ямахи» или «Ветбайка» в воду, то в тот же момент прерывается электрическая цель системы зажигания двигателе, гидроцикл останавливается. Конструкторы «Кавасаки» нашли другое решение для подобного случая: двигатель автоматически сбрасывает обороты до самых малых и гидроцикл начинает описывать циркуляцию, рассчитанную таким образом, чтобы он вернулся обратно в точку падения водителя. Однако на практике волнение нарушает циркуляцию лодки и случается, что гидроцикл медленно удаляется от незадачливого «джигита».

    Для плавающих в воде людей гидроцикл безопаснее, чем мотолодка с подвесным мотором: у него нет вращающегося гребного винта с острыми лопастями, выступающего за габариты корпуса.


    Центр тяжести аппарата максимально смещен вниз, поэтому перевернуть его вверх дном практически невозможно. Конечно, это не избавляет от необходимости выходить на прогулку обязательно в спасательном жилете и желательно в гидрокостюме.

    Познакомимся с особенностями конструкции гидроциклов на примере наиболее популярных моделей.



    Корпус гидроцикла «Кавасаки Джет Ски-550», выклеенный из стеклопластика, состоит из двух частей: собственно корпуса и секции «палубы» с моторным капотом (в виде «полубака»), рулевой колонкой и продольным сиденьем, на котором водитель располагается верхом. Соединяются эти две секции герметично при помощи фланца. Корпус имеет остроскулые глиссирующие обводы с центральной дельтавидной лыжей, в которую вклеена решетка водозаборного отверстия водомета; края гидролыжи сопрягаются с глиссирующими участками днища в виде двойного «крыла чайки». Внутренние пустоты заполнены вспенивающимся пенополиуретаном. который не только обеспечивает запас плавучести, но и придает безнаборному корпусу необходимую прочность и жесткость. Невысокий фальшборт открытого с кормы «кокпита» в какой-то степени уберегает водителя от брызг и имеет мягкую, травмобезопасную обшивку.

    Рулевая консоль, на которой закреплен руль мотоциклетного типа, может подниматься вокруг горизонтальной оси или опускаться в выемку на моторном капоте. Благодаря этому можно управлять гидроциклом из разных положений: сидя, стоя на коленях или на ногах в полный рост.

    Эта одноместная модель считается трюковой и довольно сложна в управлении. Освоение ее начинается с упражнений в «старте из воды». Процедура эта выглядит так. Сначала вы ложитесь прямо в воду, широко раскинув ноги и держась за руль. С помощью кнопки на левой ручке электростартером запускаете двигатель, а большим пальцем правой руки, нажимая на рычажок, постепенно прибавляете газ. Как только аппарат наберет скорость и станет более остойчивым, не него уже можно взобраться через корму, как в отплывающее каноэ.

    Информация об изображенииМомент старта из воды на «Ветбайке»
    Момент старта из воды на «Ветбайке»
     
    Управляют аппаратом, как обычным мотоциклом, т. е. помогая рулю наклоном тела в сторону поворота. Когда спортсмен освоится, можно попытаться встать на колени. Нескольких дней занятий оказывается достаточно, чтобы вставать во весь рост, выполнять на ходу всевозможные трюки. Асы с завидной легкостью выделывают невероятные прыжки с волны на волну, проносятся на скорости свыше 50 км/ч, положив ноги на штурвал или стоя на одной ноге. Но это уже высший пилотаж.

    Мнение тех, кто хоть несколько часов провел на гндроцикле, единодушно: вы получите «колоссальное удовольствие», надо лишь «не бояться промокнуть» и быть готовым к тому, что, по крайней мере сначала, придется провести больше времени не «на коне», а рядом с ним.



    Похожим характером обладает и одноместный гидроцикл «Ямаха WJ-500». Рулевая колонка у него закреплена стационарно, однако ее конструкция также позволяет кататься сидя, стоя на коленях или во весь рост. На умеренно-килеватом днище с плоской площадкой в корме имеются четыре продольных редана. В случае падения спортсмена закрепленный на его руке шнур выдергивает чеку аварийной остановки и мотор глохнет. При малых габаритах и сравнительно небольшом весе «Ямаха WJ-500» имеет высокую энерговооруженность.

    Описанные аппараты больше предназначены для молодежи с ее азартом и стремлением к риску. Для тех же, кто считает их чрезмерно спортивными, фирмы предлагают более «спокойные» машины. Например, та же «Ямаха» выпускает двухместную модель «WR-500», которая имеет большие размерения и соответственно большую динамическую остойчивость. Любой начинающий «гидроциклист» может на него спокойно сесть (даже не из воды!) и поехать. На нем можно, не снижая скорости, проделывать замысловатые пируэты без риска перевернуться. Можно даже <а полном ходу повернуть руль поперек движения: при таком маневре нос на мгновение зарывается в воду, потом судно делает поворот на 90° и сразу же, благодаря хорошей приемистости, вновь выходит на глиссирование. Здесь установлен такой же двигатель, что и на одноместной модели.



    Гидроцикл «Кавасаки Х-2» также предназначен для более спокойных прогулок вдвоем. Положение руля регулируется по высоте. При размерениях 2,22X0,98X0,9 м этот аппарат весит 132 кг. Его 52-сильный двигатель объемом 635 см3 обеспечивает скорость до 56 км/ч. Упор — 210 кгс. Расход топлива — 16 л, ч.



    «Ветбайк» — это, пожалуй, самый спортивный снаряд, очень напоминающий мопед, только колеса заменены двумя широкими пластмассовыми пыжами. Управление по курсу производится поворотом более короткой носовой лыжи, связанной со штурвалом. В кормовую пыжу вмонтировано выпускное сопло водомета. Шестидесятисильный двигатель выводит аппарат на пыжи уже на скорости около 18 км/ч. Для прогулок на «Ветбайке» мало быть мужественным человеком, нужно еще и обладать хорошим чувством равновесия.



    Выше говорилось в основном о технических характеристиках гидроциклов н эмоциональных переживаниях катающихся на них. Для полноты картины следует, наверное, упомянуть и о других аспектах такого увлечения, с которыми рано или поздно можем столкнуться и мы. Очевидно, что опыт других стран, особенно тех, в которых «джеттинг» делает первые шаги и чей климат похож на наш, может быть очень полезен.

    Информация об изображенииНаиболее спортивный гидроцикл «Ветбайк»
    Наиболее спортивный гидроцикл «Ветбайк»
     
    Обратимся, например, к опыту Голландии на акваториях которой гидроциклы появились совсем недавно. К настоящему времени здесь продано приблизительно 100 аппаратов Джет Ски» и столько же «Джетботов». Что касается парка «Ветбайков» и «Серфджетов», то их количество пока не превышает нескольких десятков. Главной преградой на пути распространения «джеттинга» является высокая цена: отнюдь не каждый выложит в среднем около 10 000 гульденов (около 3 тыс. руб.) за удовольствие пропахать водную гладь со скоростью 50 км/ч и при этом вымокнуть с головы до ног. Климат страны не позволяет долгое время находиться в морской воде без гидрокостюма. Здесь, наверное, та же проблема, что и для виндсерфинга.

    «Всякий раз, когда в погожий выходной день на воде рядом с оживленным пляжем появляется гидроцикл, у купающихся замирает сердце: его

    молниеносно приближающийся силуэт производит тот же эффект, что и спинной плавник акулы в фильме «Челюсти», — так эмоционально начал с ой репортаж в воскресной газете один из ярых противников нового спортивного снаряда.

    Конечно, если гонять среди купающихся, то вряд ли пловец, на которого налетит гидроцикл, успеет рассказать о своих ощущениях а тот трагический момент. Можно или запретить этот аппарат, или не замечать его. Истина же, как всегда, лежит между полярными точками зрения. Здесь дело даже в другом: страна оказалась не готова определить его место среди других «водоплавающих», не смогла быстро выработать правила плавания.

    — Являются ли подобные аппараты мотолодками или нет? Ибо до тех пор, пока гидроцикл никак не классифицирован, на него не может и распространяться действие существующих правил.

    После жарких дебатов большинство специалистов пришло к выводу, что «реактивные скутера» (так в Голландии называют гидроциклы) — это те же скоростные мотолодки, и правила движения малых моторных судов вполне применимы и к ним. Правда, потребуются некоторые изменения. Например, будет излишне требовать обязательного наличия на борту огнетушителя и аптечки, а вот аварийный выключатель зажигания, надетый спасательный жилет, регистрация — сугубо обязательны. Организации, наблюдающие за безопасностью плавания малых судов, ратуют за выделение для «джеттинга» уже с этого года специальных трасс вдоль побережья, удаленных от пляжей. В любом случае они справедливо считают, что, коль скоро существует интерес к гидроциклам, совершенно необходимо найти место и для этого аппарата, позаботиться о том, чтобы гидроджеттинг занял равноправное положение среди других видов водного спорта. Такую позицию можно только приветствовать.

    Каждый, кто сегодня в Голландии сталкивается с новым снарядом — от полиции до самих водителей, приходит к убеждению, что гидроцикл — это великолепно, но только в том случае, если сидящий за рулем всегда руководствуется здравым смыслом.

    Ситуация, согласитесь, похожа на проблему обычного мотоцикла, когда он из сельского коня превратился в городского мустанга, на котором шестнадцатилетние «рокеры» самоутверждаются по ночам с помощью треска и лошадиных сип. Словом, все зависит от того, в чьих руках окажется руль.

    Если бы отечественная промышленность взялась освоить такую новинку, да еще так, чтобы продавалась она по умеренной цене, то проблема летнего досуга для части молодежи была бы решена. Хотелось бы в связи с этим услышать точку зрения на гидроцикл наших ведущих министерств.

    Мы говорили в основном о собственно гидроциклах. Тем снарядам, которые по нашей классификации относятся к минимотолодкам и мотосерферам, будет посвящена отдельная публикация.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +7

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Новый этап развития парусов для спортивных яхт
    Гребные винты повышенной эффективности
    Классификация и особенности парусных досок типа «Фан»
    Расчет гребного винта с помощью микрокалькулятора
    Эластичные и вспенивающиеся полиуритановые клеи
    Парусно-моторные круизно-туристские суда
    Судно на подводных крыльях без гребного винта?
    Изготовление корпуса лодок из рейки
    Нетрадиционные типы движителей судна вместо гребного винта
    Подробности о конструкции и работе гребного винта «автопроп»
    О материалах для постройки парусных досок
    Ремонт металлических корпусов с помощью термопласта
    Рождение нового класса швертботов «One Design 14» («ОД-14»)
    Как склеить надувной баллон для катамарана
    Перспективность амфибийного роллеркрафта

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Технические характеристики и описание гидроциклов

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Анаэробные клеи-герметики
    Реактивный пульсирующий водомет
    Водородные топливные элементы против бензобака
    Современные спортивные водные лыжи
    Полином Лагранжа для согласования обводов
    Вопросы гидродинамики и повышения скорости судна
    Как построить корпус катера из стеклопластика
    Создание скоростного катера для штурма «Голубой ленты Атлантики»
    Трехслойные конструкции корпусов малых судов
    Паруса китайских джонок
    Диаграммы оптимизированных характеристик глиссирования
    Ремонт металлических корпусов катеров и яхт сваркой
    Стационарный дизельный двигатель на катере
    Быстроходные катера и кевлар
    Идея адаптирующегося гребного винта


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 45 + 46 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории