Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Судостроение / Моторные суда / 1992 год / Гребной винт для быстроходного катера
    Подкатегории раздела
    Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Гребной винт водоизмещающего катера
    Гребной винт из стеклопластика
    Гидравлическая передача на гребной винт
    Правильно ли расположен гребной винт?
    Гребной винт с регулируемым шагом «мульти-питч»
    Оптимальный гребной винт для мотора и лодки
    Самодельный гребной винт «мульти-питч»
    Насадка на гребной винт подвесного мотора
    Улучшенный самодельный гребной винт «мульти-питч»
    Идея быстроходного катера для выхода в море
    Полезные мелочи: гребной винт, заменитель шпиля, фал...
    Как изготовить гребной винт для мотолодки
    Педальный привод на гребной винт лодки
    Новый вариант обводов быстроходного катера


    Гребной винт для быстроходного катера

    Год: 1992. Номер журнала «Катера и Яхты»: 156 (Все статьи)
              0


    Читатели уже ознакомились в «КиЯ» №149 с методикой проектирования гребных винтов тихоходных водоизмещающих катеров. Теперь мы хотим помочь тем любителям, которые столкнулись с выбором гребного винта для быстроходного судна.

    Эта статья посвящена проектированию полностью погруженных кавитирующих гребных винтов катеров, скорости которых лежат в пределах 50—80 км/ч.

    Известно, что при скоростях хода катера vк=50÷80 км/ч гребные винты работают в основном в начальных стадиях кавитации и в режиме развитой кавитации на верхнем пределе указанного диапазона скоростей1. В этом случае добиться наиболее эффективной отдачи мощности двигателя можно с помощью полностью погруженных гребных винтов, у которых оптимально выбраны диаметр, шаг и профилировка лопастей. Для катеров со скоростью хода выше 80 км/ч рационально применение частично погруженных гребных винтов (ЧПГВ).

    Расчеты показывают, что на скоростях 50—60 км/ч развитая кавитация гребного винта с дисковым отношением АE/А0=0,8 наступает лишь при относительно малых его шаговых отношениях (H/D<1,3); на скоростях 60—80 км/ч гребные винты работают в режиме развитой кавитации. При этом рациональная величина площади лопастей (дисковое отношение) с ростом скорости также возрастает, т. е. для каждого конкретного соотношения скорости и нагруженности гребного винта величина его дискового отношения для достижения наивысшего КПД оказывается различной. При этом в диапазоне скоростей 50—60 км/ч, как показывают расчеты, зависимость КПД гребного винта от величины дискового отношения, как и для некавитирующих винтов, относительно мала.

    С наступлением развитой кавитации при скоростях свыше 60 км/ч влияние величины дискового отношения возрастает. Однако проектирование кавитирующего гребного винта с выбором помимо основных геометрических элементов также и оптимальной величины дискового отношения оказывается достаточно трудоемким, требующим использования большого количества эмпирических зависимостей.

    Для упрощения выбора геометрии гребных винтов можно заранее установить постоянную компромиссную величину дискового отношения для принятого диапазона скоростей, пойдя на некоторое снижение КПД вблизи верхнего диапазона скоростей (70—80 км/ч). Как показали предварительные расчеты, эту величину целесообразно принять равной 0,80. При заданном дисковом отношении гребного винта процедура выбора его геометрии может быть сведена к снятию искомых величин с простых диаграмм.

    Информация об изображенииРис. 1. Построение профиля лопасти
    Рис. 1. Построение профиля лопасти
     
    На катерах со скоростью хода 60—80 км/ч целесообразно устанавливать трехлопастные гребные винты серии СК (см. упомянутую ранее книгу), модели которых диаметром 200 мм были испытаны в кавитационной трубе с измерением гидродинамических характеристик при различных числах кавитации. Результаты испытаний свидетельствуют о высоких пропульсивных качествах винтов этой серии, которые имеют симметричную форму контура лопасти и линейный закон изменения ее толщины вдоль радиуса.

    У гребных винтов, рекомендуемых для катеров, для повышения надежности и долговечности кромок концы лопастей несколько утолщены; все остальные геометрические характеристики сохранены, как на испытанных моделях винтов серии СК. Построение профилей сечений лопасти (рис. 1) выполняется для нагнетающей и засасывающей сторон соединением трех точек, рассчитанных по табл. 1, плавной кривой. В таблице приведены размерения лопасти на десяти относительных радиусах.


    Рациональные величины диаметра и шага гребного винта в зависимости от мощности двигателя, частоты вращения гребного вала и скорости натекания воды на гребной винт ока определяются с помощью диаграмм (рис. 2—6).

    Информация об изображенииРис. 2. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 55 км/ч
    Рис. 2. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 55 км/ч
     
    Информация об изображенииРис. 3. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 60 км/ч
    Рис. 3. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 60 км/ч
     
    Информация об изображенииРис. 4. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 65 км/ч
    Рис. 4. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 65 км/ч
     

    Информация об изображенииРис. 5. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 70 км/ч
    Рис. 5. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 70 км/ч
     
    Информация об изображенииРис. 6. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 80 км/ч
    Рис. 6. Диаграмма при скорости обтекания гребного винта 80 км/ч
     

    Каждая диаграмма построена для определенного значения скорости от 55 до 80 км/ч. По оси абсцисс диаграммы даны значения диаметра гребного винта, а по оси ординат в верхней части — рациональная частота вращения гребного винта n, в нижней — удельный упор гребного винта Т/РD (в Н/кВт) и шаговое отношение винта H/D; линии на диаграмме соответствуют заданной мощности, которая изменяется в пределах от 2 до 100 кВт.

    Пунктирные линии в верхней и нижней частях диаграмм проведены через точки оптимальных значений диаметра и частоты вращения гребного винта, обеспечивающих при заданной мощности максимальную его тягу, а следовательно, и КПД:


    Если диаметр и частота вращения гребного винта меньше оптимальных величии, удельный упор гребного винта при заданной мощности резко снижается (см. нижнюю часть диаграмм). В меньшей степени удельный упор снижается при увеличении диаметра гребного винта по сравнению с оптимальным. Можно считать, что при увеличении диаметра на 30—40% удельная тяга остается практически постоянной.

    Скорость натекания воды на гребной винт отличается от скорости катера на величину попутного потока:


    При использовании подвесного мотора можно принять w=0,04, а при установке винтов под днищем катера за кронштейнами валов (при стационарных двигателях) w=0,06.

    Рассмотрим последовательность действий при проектировании гребного винта для конкретного судна, например, мотолодки «Винни-Пух» (см. «КиЯ» №145). Полное водоизмещение ее с одним пассажиром составляет 220 кг; на мотолодку предполагается установить подвесной мотор мощностью 30 л. с. (22,05 кВт) при частоте вращения гребного вала 2916 об/мин. Для расчета или необходима кривая буксировочного сопротивления судна, или должна быть известна его ожидаемая скорость vк по близкому аналогу. Рассмотрим первый случай задания на расчет винта.

    Скорость мотолодки на основании имеющегося опыта (или по прототипу) ожидается около 50—60 км/ч. Для определения геометрических элементов гребного винта и достижимой скорости используем три диаграммы для скоростей vкА=55, 60 и 65 км/ч, сняв с них искомые значения D. Н/D и T/PD при РD=22,05 кВт и n=2916 об/мин. Коэффициент попутного потока w=0,04. Расчет удобно выполнить в табличной форме (табл. 2).


    Чтобы определить тягу винта (в кгс), необходимо из величины упора вычесть силу засасывания корпуса гребным винтом:


    где t — коэффициент засасывания. Для быстроходных глиссирующих катеров величину t принимают равной коэффициенту попутного потока: t=w.

    Тогда для трех расчетных значений скорости получим:


    Значения буксировочного сопротивления R снимаем с кривой зависимости R от vк, полученной расчетным путем.

    Информация об изображенииРис. 7. Диаграмма к числовому примеру
    Рис. 7. Диаграмма к числовому примеру
     
    Далее строятся кривые зависимости D, Н/D и Т'E от скорости катера vк; там же наносится кривая буксировочного сопротивления R (рис. 7). В точке пересечения кривых Т'E(vк) и R(vк) снимаются значения достижимой скорости катера vк≈56 км/ч; диаметр винта получается равным 215 мм и его шаговое отношение 1,69.

    Элементы гребного винта определены и можно переходить к его вычерчиванию с использованием приведенных выше рекомендаций и таблицы, а затем и изготовлению по любой известной технологии.

    Если буксировочное сопротивление катера неизвестно, искомые значения геометрических элементов гребного винта снимаются с полученных на рис. 7 кривых при заданной ожидаемой скорости хода, а расчет тяги ТE не требуется.

    В заключение следует отметить, что, как показали поверочные расчеты, разработанные диаграммы обеспечивают достаточно высокую точность определения геометрических элементов гребных винтов и их тяговых характеристик.

    Примечания


    1. См., например, книгу М. А. Мавлюдова и др. «Движители быстроходных судов», Судостроение, Л., 1973.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Развитие технологий строительства скоростных парусных судов
    Амфибийные легкие катера на воздушной подушке (ЛКВП)
    Гребной винт водоизмещающего катера
    Аккумуляторы с пастированными электродами
    Новый композитный материал дюракор
    Полимерный композиционный материал углепластик
    Исследования движителей хвостовых плавников
    О точности центровки валопровода
    Некоторые критерии для выбора размерений малых лодок
    Поточная постройка армоцементных корпусов
    Советы мастера Владислава Прохорова по шитью парусов
    Суда на динамической воздушной подушке (СДВП)
    Опыт создания катамаранов с «воздушной смазкой»
    Испытания катамарана «Альбатрос» в аэродинамической трубе
    Применения водяного балласта на яхтах и катерах

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Гребной винт для быстроходного катера

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Частично погруженный гребной винт со стреловидной формой контура лопастей
    Рассекающие волны катамараны (РВК)
    Скоростные возможности моторного катамарана
    Ротоплан механика Кузьмина
    Глиссирующие катера под парусами
    Виды и свойства пенопластов
    Ремонт декоративного покрытия корпусов из стеклопластика
    Подруливающее устройство — излишество или насущная необходимость
    Шитье парусов по технологии «3DL»
    Винилэфирные смолы эпоксивинилэфир Norpol CorVe
    Некоторые пути экономии топлива на моторных лодках
    Новая технология при серийном производстве углепластикового рангоута
    Жесткий управляемый щелевой парус
    Новый вид парусного вооружения «АэроРиг»
    Многокорпусные яхты микро-класса сегодня


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 46 + 49 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории