Разумеется не все так просто, как кажется на первый взгляд. Обо многом автор не говорит (что совершенно естественно). Да и очень мало у нас судостроителей-любителей, работающих с напыляемым пенополиуретаном. И тем не менее...
Странное название заметки, на наш взгляд, вполне объяснимо. Где вы видели, чтобы сначала выполнялись работы по внутреннему оборудованию и обстройке судна, затем "замоноличивалась" палуба и только после этого корпус кантовали и занимались его наружной обшивкой?
Австралиец Питер Бурни, мечтая выйти в море, разработал оригинальный метод постройки корпуса малого судна.
Вначале 70-х годов я работал в фирме, занимающейся изготовлением различных макетов и моделей. Для формообразования корпусов обычно использовалась стальная сетка с квадратными ячейками, которую затем опрыскивали пенополиуретаном. Мне показалось. что эту же технику можно использовать и для постройки корпуса настоящей яхты, и я начал, занимая обеденные перерывы, экспериментировать, с разными формами и размерами. После нескольких попыток я понял, что смогу построить для себя яхту, используя знакомую мне технологию.
Начал я с того, что стал вырезать прямоугольники из бумаги и смотреть, какие формы можно из них согнуть. Я учел, что стальная сетка, в отличие от сплошного листа, может принимать форму более сложной огибающей поверхности. Затем я купил садовую сетку с ячейкой 1 дюйм и создал, изгибая ее, модель корпуса яхты в масштабе 1 дюйм = 1 футу. Модель мне очень понравилась, и я решил, что пора перейти к натурному эксперименту.
Для начала я приобрел три куска подходящей стальной сетки размерами 10x4 фута, которые соединил сваркой и получил прямоугольное полотнище размерами 30x8 футов1. Затем я вырезал 3-футо-вое криволинейное "V" для образования носа и 2-футовое прямолинейное "V" для кормы. Вскоре моя мечта была осуществлена. Десять лет я плавал на этой яхте, восемь раз пересек пролив Басса. Я был настолько очарован этой технологией, что когда ко мне в гости приехал приятель, я предложил ему на пару построить новую, 12-метровую яхту. Он согласился, и мы начали немедленно.
Остальное расскажут фотографии, но главные "вехи" следующие:
- Вырезаются куски нужного размера из стальной сетки, затем они связываются друг с другом и на стапеле их верхние края стягиваются; распорки (лекала, переборки, если нужно — шпангоуты) придают нужную форму, включая палубу, крышу рубки и кокпит. Края прутков сетки привариваются к килю, штевням, привальному брусу.
- В полученную таким образом скелетную конструкцию встраиваются узлы и детали интерьера, включая зашивку, задние стенки рундуков и т.п. На этой стадии, пока нет еще наружной обшивки корпуса, целесообразно провести все кабели и трубопроводы.
- Обшивка корпуса напыляется из пенополиуретана сквозь сетку, полностью заполняя пространство между внутренней зашивкой (деталями интерьера) и наружной поверхностью сетки. После застывания и заглаживания неровностей корпус снаружи покрывается стеклопластиком до нужной толщины, после чего грунтуется и окрашивается.
Преимущества метода Питера Бурни
- Дешевизна и быстрота, малая трудоемкость постройки. Многие материалы можно купить в ближайшем хозяйственном магазине по обычным, а не заоблачным "морским" ценам.
- Не требуется специальных инструментов и сложной оснастки, но, разумеется, необходимо располагать оборудованием для сварки, ацетилено-кислородной резки и напыления пенополиуретана.
- Корпус получается легкий и прочный. Места концентрации напряжений, такие как заделка путенс-планок и крепления киля, могут быть легко усилены введением в скелетную конструкцию корпуса соответствующих приварных стальных деталей.
- Положительная плавучесть корпуса повышает уровень безопасности.
- Материал обшивки с пенополиуретановым слоем хорошо изолирует от источников шума и тепла. Никакой внутренней конденсации влаги.
Примечания
1. Очевидная неточность. Из трех кусков 10x4 никак не получится полотнище 30x8 футов.