Стоит напомнить, что сорок лет назад о применении этого материала (как и стекло-цемента) много писали и в нашей стране. Сошлемся, например, на книгу Бирюковичей "Малые суда из армоцемента и стек-лоцемента" ("Судпромгиз", 1960) и их же статьи в "КиЯ", где они щедро делились опытом и приводили чертежи яхт "Цементал" и "Прогресс" (см. №1, 1963 г.). В дальнейшем мы не раз упоминали о постройке армоце-ментных яхт любителями, в том числе и об идее мелкосерийного выпуска судов из этого материала (см., например, статью О. Шептунова "Поточная постройка армоцементных корпусов" в "КиЯ" №153), Наконец, киевлянин Д. Л. Бирюкович рассказал ("КиЯ" №166) об использовании армоцемента для восстановления старых стальных корпусов; так в киевском крейсерском яхт-клубе дали вторую жизнь двум промысловым судам, превратив их в шхуны.
Во многих районах страны судостроители-любители заинтересовались армоцементом и, соблазнившись кажущееся простотой дела при доступности основных материалов, заложили яхты, иногда гигантских размеров (даже до 18-20 м). Однако выяснилось, что, не имея достаточного опыта, довести постройку корпуса до конца довольно трудно. Интерес к армоцементу понемногу пропал, тем более что и в любительском судостроении появились новые материалы — например, стеклопластик.
Заслуга Богдана Малолепши в том, что он (см. "Zagle" №2, 2005) рассказывает о появлении армоцемента нового вида — модифицированного полимерами и микроволокнами. На его свойствах и останавливается в своей книге автор — известный в Польше конструктор, создатель ряда проектов яхт, предназначенных для самостоятельной постройки.
Достоинства лодок из этого "модифицированного бетона" — возможность быстрой постройки корпуса с минимальными затратами, несложная консервация, неподверженность ржавчине, высокая усталостная прочность и стойкость к осмосу, большая живучесть и долговечность. Как утверждает автор, такие яхты не тяжелее, чем изготовленные из стали, но их цена на сегодня получается выше, чем из традиционных материалов (не более чем на 40%).
Новые бетоны обладают высокой прочностью на сжатие (от 60 до 120 МПа — класс прочности до В40), а также плотностью, стойкостью к истиранию, морозостойкостью до 200 циклов в год (F400-600), водонепроницаемостью (до W8). Для сравнения — обычный тяжелый бетон для производства монолитного железобетона имеет примерно такие средние характеристики: В15, F100, W2. В аварийных ситуациях, например, при ударе о препятствие, возможно повреждение оболочки, но это приводит только к местным разрушениям бетона, образования пролома в ней не происходит благодаря большому числу слоев металлической сетки, связанной с каркасом из металлических прутков. Кроме того, в сетке остаются распушенные частицы бетона, пропускающие воду лишь в небольшом количестве, и течь может быть ликвидирована с помощью быстротвердеющих цементов. Рынок для этих целей предлагает цемент "СХ-5", в состав которого входят наполнители, используемые в строительстве для заделки строительных швов, ликвидации трещин или каверн. Можно также использовать цемент "СХ-1", который начинает схватываться через две минуты, либо еще быстрее твердеющую смесь "Renderoc Plug" — она начинает схватываться при 20°С спустя одну минуту. В Польше выпускают ремонтные смеси, например "Гидротекс В". Их вводят при приготовлении цементных смесей. Когда раствор начнет схватываться, что наступает спустя примерно 4 минуты с начала работы, берут подготовленную порцию и вдавливают в отверстие, а затем придерживают до отвердения.
Качество армоцемента новых модификаций улучшено за счет введения в них добавок и эффективных суперпластификаторов SMF или SNF, а также "Melment L10" (20%). Они повышают вязкость и плотность свежих смесей, что делает значительной сопротивляемость последних. Кстати, "Melment L10" не ухудшает прочности бетона. Добавки можно применять в виде эмульсии, улучшающей адгезию раствора к сетке.
Б. Малолепши предлагает читателям технологию постройки яхт из полимероцемента, известную как "one-off", из композита с заполнителем в виде пены и наружного обшивочного "шпона" по трем проектам яхт длиной 8.5; 9.5 и 11.4 м.
Все проекты яхт разработаны в соответствии с правилами "Det Norske Veritas" ("Rules for construction and certification of vessels less than 15 meters", 1983 г.), а также Польского Регистра судов (Polski Rejestr Statkуw).
Может, и нашим судостроителям-любителям имеет смысл обратить внимание на этот материал. Дело того стоит.
Комментарий специалиста
У нас в стране для приготовления морозостойких, водонепроницаемых, стойких к кавитации составов для гидротехнического строительства, пригодных и для постройки армоцементных судов, в настоящий момент применяют:
- пластификаторы ЛСТ — лигносульфонаты технические, ЛСТ-2 — лигносульфонаты технические модифицированные, С-3 — суперпластификатор (разжижитель);
- ПФЛХ — понизитель вязкости фенольный лесотехнический; СНВ — смола нейтрализованная, воздухововлекающая, которую, кстати, применяют совместно с добавкой МБ-012.
На настоящий момент две фирмы реально занимаются производством модифицирующих добавок для бетонов, которые доступны простому самостройщику, — это московская "Мастер бетон" (добавка МБ-01) и питерский ВНИИ гидротехники им. Б. Е. Веденеева (они производят добавки ЦМИД, ЦМИД-4).
Улучшить водонепроницаемость бетонных конструкций, а также поверхностную прочность и морозостойкость можно методом поверхностного нанесения проникающих ремонтных составов. Их на строительном рынке России представлено гораздо больше, так, группа компаний "Гидротекс" (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск) предлагает проникающие составы "Гидротекс-А", "Гидротекс-В", "Гидротекс-Б", служащие для быстрой заделки повреждений бетона (причем в условиях истекающей из повреждения воды); ВНИИ гидротехники им. Б. Е. Веденеева разработал, кроме уже упомянутых смесей, еще и ЦМИД-1, ЦМИД-3 для поверхностного нанесения, ЦМИД-2 для инъекции в бетонные конструкции, ЦМИД-6 (аналог "Гидротекс-Б" для быстрой остановки течи под водой; дальневосточная фирма "Кальмафлекс" выпускает тот же спектр ремонтных смесей.
Есть на российском рынке и смеси западных фирм "Пенетон", "Кальматрон" (США) и "SCHOMBURG" (Германия).
Примечания
1. Malolepszy B. Jachty zaglowe i motorowe. Amatorska budowa, technologie — wybуr konstrukcji, Konin, Mass Media s. c., 2004.
2. Эти добавки используют в промышленности, и для судостроителей-любителей они труднодоступны.