Это было 26 сентября 1907 г. Густая пелена тумана с утра лежала над Рейном, но на берегах реки царило необычное оживление. Собралось множество жителей Кобленца. Группами и в одиночку расхаживали люди в фуражках со значками спортивных клубов Германии и других стран Европы — участники предстоящей большой гонки моторных судов. Гонщики должны были пройти дистанцию более 153 км по маршруту Кобленц — Кельн — Дюссельдорф.
Часы на городской башне пробили девять, а судейская комиссия все еще задерживала старт — по-прежнему мешал туман. Волнение участников гонки и многочисленных болельщиков, нетерпеливо вглядывавшихся в сторону закрытого туманом солнца, все нарастало. Но вот туман как будто начал редеть, и ровно в десять над Рейном прогремел приглушенный выстрел — долгожданный сигнал начала гонки. Первыми стартовали небольшие «быстроходы», за ними вышли каютные суда — катера. Скоро они скрылись из вида, поглощенные серым туманом, все еще висевшим над рекой.
Берег пустел. Только на пристани, против линии старта, еще оставалась довольно большая группа оживленно разговаривавших людей. Это были члены судейской комиссии, команда большого катера — главного претендента на первое место — и несколько провожающих. Рядом покачивался и сам катер, обращавший на себя внимание изяществом форм и необычной по тем временам величиной: его длина составляла 15 м.
Последние наставления гонщикам давал создатель этого катера русский инженер Б. Г. Луцкой.
Виднейшие спортсмены-гонщики и инженеры Европы отдавали должное заслугам Б. Г. Луцкого и лишь на родине его знали очень немногие. С юных лет Луцкой проявил себя талантливым конструктором. Еще будучи студентом он создал первый газовый двигатель с вертикальным цилиндром, послуживший прототипом для всех четырехтактных вертикальных двигателей; одновременно этот газовый двигатель был и одним из первых четырех- и шестицилиндровых двигателей внутреннего сгорания с вертикальным расположением цилиндров. Б. Г. Луцкой первым в мире — еще в самом начале XX века — выдвинул идею применения двигателей внутреннего сгорания в качестве главных судовых двигателей (в частности — для военных кораблей). Он же был и первым конструктором первого мощного (6000 л. с.) двигателя внутреннего сгорания для боевого корабля — одного из строившихся тогда русских миноносцев.
Непризнанный на родине, тяжело переживающий моральное поражение в борьбе с чиновниками Морского Министерства, конструктор был вынужден жить и продолжать свою работу в Германии. Здесь он занимался, прежде всего, конструированием двигателей для небольших судов. К 1904 г. он построил свою первую большую прекрасно оборудованную моторную лодку и создал для нее двигатель мощностью 50 л. с. Эту лодку конструктор назвал чисто русским именем «Лукерья».
Участвуя в первой гонке Германского моторно-яхтенного клуба, состоявшейся в 1904 г. в Киле, эта моторная лодка, поражавшая всех своими огромными размерами (длина 15 м при ширине 2,5 м), показала скорость 19,5 км/час — очень большую по тем временам!
Пока «Лукерья» успешно конкурировала со двоими иностранными «соперниками», ее создатель работал над чертежами корпуса новой лодки и производил расчеты еще более мощного мотора.
Слава конструктора росла: из-за границы все чаще приходили сведения об его поразительных успехах. Оставаться глухими к этим выдающимся достижениям не смогли даже чиновники из российского Морского Технического Комитета. Оправдывая свою недальновидную позицию, они начали всячески порочить Луцкого как специалиста, пытаясь создать мнение о нем, как о «шарлатане в области техники»; его успехи они не замечали, а малейшие неудачи, неизбежные во всяком новом деле, усиленно раздували.
Поэтому суда конструкции Луцкого на первых международных гонках моторных судов в России не участвовали. Кстати говоря, незадолго до гонок на Рейне, в июне, состоялись гонки в Петербурге, Гонки на короткую дистанцию проводились на Большой и Средней Невках (вокруг Елапина о-ва, с двумя крутыми поворотами и проходом под тремя мостами), а гонки на дальнюю дистанцию — 28 миль — на заливе по маршруту: Крестовский о-в — Кронштадт — Петергоф — Крестовский о-в. Старт и финиш были на Средней Невке, против яхт-клуба, на месте которого сейчас находится водно-спортивная станция «Водник». В гонках участвовало 14 судов, из которых только одно было иностранным— французская гоночная лодка (длиною более 8 м) «Лорренн-2»; важно отметить другое—ни одно из судов под русским флагом не имело моторов русских конструкторов.
Победу тогда одержала «Лорренн-2», поразившая зрителей своим «невероятным» ходом. С ужасающим ревом, высоко подняв нос и осев кормой, она носилась кругом Елагина о-ва, то скрываясь за несуществующей теперь острой косой елагинской Стрелки, то вылетая из-под 2-го Елагинского моста. «Лорренн-2» была победительницей на всех дистанциях гонок. И нет ничего удивительного, что в Петербурге долго не было конца разговорам об этой лодке и ее невиданной скорости. На дальней гонке по заливу «Лорренн-2» показала «ошеломляющую» скорость — около 37 км/час!
Вот на фоне такого достижения Луцкой готовился показать на Рейне свой новый моторный катер «Царицу». На гонках 26 сентября Б. Г. Луцкой надеялся еще раз продемонстрировать возможности своих мощных моторов и превысить скорость, показанную «Лоррен-2». Но совершенно неожиданное обстоятельство чуть было не сорвало расчеты Луцкого. Все суда, участвующие в гонке, давно уже вышли по маршруту вниз по течению Рейна, а его детище — красавец-катер «Царица» — все еще стояло у пристани в Кобленце: лоцман, видевший катер на ходу (четырьмя днями раньше, на прикидке), решительно отказался вести такой быстроходный и большой катер, пока туман не рассеется окончательно...
Только через два с половиной часа после начала гонок, когда погода прояснилась, лоцман согласился вести катер, а судейская коллегия разрешила выход. Отдана команда «отваливать»; взревел мощный шестицилиндровый двигатель, и «Царица» отошла от пристани, на которой остался бледный от пережитого волнения конструктор. Развив полную скорость, катер скрылся из виду буквально через несколько секунд. Разрезая заостренным носом воду, узкий и очень красивый катер с невысокой рубкой в кормовой части корпуса стремительно понесся вниз по течению, привлекая всеобщее внимание огромной скоростью хода. Знатоки особо отмечали, что волны за его кормой были небольшими.
Ровно через час «Царица» прошла Дахенфельс, и впереди показались другие участники гонок, вышедшие из Кобленца в 10 утра. Их скорость (15—20 км/час) была настолько ниже скорости хода «Царицы», что вопрос о победителе гонок, по существу, уже был» решен.
Дистанция была разбита на два этапа: Кобленц — Кельн и Кельн — Дюссельдорф. Поэтому с промежуточного старта «Царица» вышла одновременно со всеми. Как пишет очевидец, «подобно кровному рысаку, она стрелою отделилась от множества своих соперниц и через несколько минут уже одиноко неслась чудным ходом к далекой цели».
Второй этап катер прошел за 61 мин. 7 сек.
Приветствуемая пушечными выстрелами и ракетами, под гром аплодисментов и ликующие крики десятков тысяч зрителей, заполнивших берега Рейна в Дюссельдорфе, «Царица» блестяще закончила гонку. Далеко опередив всех своих соперников, катер прошел всю дистанцию гонки за 2 часа 46 мин. 18 сек., т. е. со средней скоростью 55 км/час.
Результат «Царицы» на Рейне был на целых 13 км/час выше достижения «Лорренн-2» и, к тому же, он был показан на почти втрое большей дистанции!
Как писали газеты того времени, «нигде в мире даже приблизительно не было такого результата и вероятно он сохранится еще надолго». И они не ошиблись — в течение 18 лет результат «Царицы» оставался абсолютным мировым рекордом.