Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Спорт / Парусные соревнования / 1969 год / III трансатлантические гонки яхт-одиночек в 1968 году
    Подкатегории раздела
    Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Гонки яхтсменов-одиночек на Киевском море
    Гонки. Рекорды. Моторы в 1963 году
    Гонки швертботов-одиночек на Золотой Кубок
    Водно-моторный чемпионат России в 1968 году
    Третье первенство мира в классе «Кадет» в 1968 году
    Пятый чемпионат мира США на судах с моторами в 1968 году
    Кто поедет в Мексику на Олимпиаду в 1968 году?
    18-е гонки «Шесть часов Парижа» в 1972 году
    Новые рекорды американских воднолыжников в 1968 году
    Гонки яхт на Минитонный кубок в 1978 году
    IX Всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Волги в 1978 году
    Двадцать первые гонки на «Кубок Америки» в 1970 году
    Парусные гонки вокруг Британии в 1970 году
    6-часовые гонки мотолодок на реке Клязьма в 1977 году


    III трансатлантические гонки яхт-одиночек в 1968 году

    Год: 1969. Номер журнала «Катера и Яхты»: 17 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииДж. Вильямс идет к победе
    Дж. Вильямс идет к победе
     
    Кругосветный рейс Френсиса Чичестера затмил не только предшествовавшие подвиги мореплавателей-одиночек, но и последующие. Описание торжественной встречи «Джипси Мот IV» в Плимуте заняло на страницах мировой прессы больше места, чем сообщения о всех походах, совершенных за целый год после этого памятного дня.

    Между тем в истории одиночных мореплаваний 1968 год был богат событиями, как никакой другой.

    Алек Роуз, как тень следовавший за Чичестером по дороге клиперов, доказал, что даже такие плавания не являются уделом избранных. «Лайвели леди» — яхта, на которой он плыл, не отличается совершенствами, которыми так щедро была наделена «Джипси Мот IV». Построенная 20 лет назад по проекту, разработанному еще в тридцатые годы известным яхтенным конструктором Фредом Шеппардом (которому, кстати сказать, исполняется в этом году 100 лет), она представляет собой классический тип крейсерских яхт довоенных времен: тяжелые, плохо идущие в лавировку, они предназначались для долгих неторопливых плаваний и никоим образом не годились для рекордных переходов и, тем более, гонок.

    Информация об изображенииСэр Алек Роуз
    Сэр Алек Роуз
     
    Роуз приобрел яхту в 1963 г. Лишь незначительно изменив ее вооружение, он на следующий год участвовал на ней в трансатлантических гонках одиночек и финишировал четвертым. Подготовка к кругосветному плаванию потребовала более серьезной реконструкции судна. Пришлось сменить часть набора (тиковая обшивка сохранилась полностью), поднять на 150 мм борт, чтобы компенсировать увеличение осадки после установки более тяжелого балластного киля и дополнительного оборудования. «Лайвели леди» получила двухмачтовое, или, правильнее сказать, полуторамачтовое вооружение. Короткая бизань предназначалась только для несения апселя площадью 21,2 м2, который в штилевую погоду, особенно на мертвой зыби, должен был устанавливаться взамен грота. Основная парусность увеличилась незначительно — с 50,7 до 54,7 м2 (грот 26,5; кливер 11,3; стаксель 16,9 м2).

    Окончательно основные данные «Лайвели леди» получились такими: наибольшая длина 10,97 м; длина по ватерлинии 9,45 м; ширина 2,79 м; осадка 1,98 м; водоизмещение 13.75 т. Почти все работы по переделке яхты, а также подготовка к плаванию были выполнены Роузом собственными силами. Он принципиально отказывался от любой финансовой поддержки, которая могла бы отразиться на независимости его положения.


    Информация об изображении«Лайвели леди»
    «Лайвели леди»
     
    Чтобы дать некоторое представление о том, во сколько обходится проектирование и постройка новой яхты специально для такого путешествия, упомянем, что стоимость яхты Чичестера «Джипси Мот IV» составляла 35000 фт. ст. Чичестер не был богатым человеком, и деньги на постройку судна ему достал миллионер Далвертон. Он выпустил 64 акции стоимостью 500 фт. ст. каждая, причем большую часть акций оставил у себя, а около 30 штук продал нескольким английским промышленным компаниям (сам Чичестер смог приобрести всего семь акций). После окончания плавания Далвертон скупил все акции и теперь является единственным владельцем знаменитой яхты.

    Информация об изображенииФренк Шеппард
    Френк Шеппард
     
    В то время, когда Чичестер стартовал, ремонт «Лайвели леди» еще не был закончен, и Роуз вынужден был отложить свой выход на следующий год. Это послужило поводом для ехидных высказываний в прессе о том, что «Леди», по-видимому, никогда не расстанется с набережной Плимута. Потом о Роузе забыли. Но он и не жаждал известности. Позже, когда «Лайвели леди» уже успела пройти большую часть своего долгого пути, о необычайной скромности ее капитана стали рассказывать истории. Человек далеко не морской профессии (Алек Роуз — владелец овощного магазина), он, по собственным словам, не собирался «доказать своим плаванием что-нибудь кому-нибудь, кроме самого себя».

    Только обогнув мыс Доброй Надежды, Роуз отправил по радио первое сообщение о себе, в котором поздравил с днем рождения дочь и передал приветы жене и друзьям. В Индийском океане ему пришлось подниматься на мачту, чтобы завести лопнувший такелаж, но и об этом стало известно уже после того, как «Лайвели леди» пришвартовалась в Мельбурне.


    Роуз финишировал в Плимуте 4 июля — через 354 дня после старта. «Лайвели леди» и ее капитал выглядели так, словно не было позади «ревущих сороковых», где Роуз встретил свое 59-летие, словно это не они одолели 28500 миль океана, обогнув три мыса, пройти которые считается честью для каждого мореплавателя.

    Информация об изображении«Вуртреккер»
    «Вуртреккер»
     
    Пышная встреча и посвящение в рыцарский сан также не изменили ни характера, ни привычек Роуза. Сэр Алек вернулся к своим «мирным» занятиям. Какими путями поведет он «Лайвели леди» в будущем, никому не известно.

    За месяц до того, как прозвучал салют в честь благополучного возвращения Алека Роуза, Плимут стал свидетелем другой, не менее торжественной церемонии — старта третьей трансатлантической гонки яхт-одииочек. По количеству участников они не шли ни в какое сравнение с предыдущими. В 1960 г. звание чемпиона Атлантики оспаривали пять капитанов, в 1964 — пятнадцать, а на этот раз к выходу в море было готово 35 яхт (еще 13 яхтсменов, ранее сделавших заявку, не явились на старт).

    Информация об изображенииПобедный финиш Дж. Вильямса
    Победный финиш Дж. Вильямса
     
    Трудно представить более пеструю парусную эскадру, чем та, которая выстроилась 1 июня в гавани Плимута. Суда длиной от 6 до 20 м; килевые яхты (шлюпы, кэчи, иолы), катамараны, тримараны и даже лодка с аутригером; флаги 10 стран (больше всего среди участников было англичан — 14 и французов — 10).

    Еще более неоднородным был уровень подготовки претендентов. Чтобы быть допущенным к гонке, не требовалось удостоверять свою квалификацию. Единственное, что было необходимо, это пройти на яхте до старта 500 миль в одиночку. Но, как выяснилось, и это условие соблюдалось формально. Немка Эдит Бауман — единственная женщина, принявшая участие в гонках, прошла, например, весь испытательный маршрут в сопровождении галантного француза Ваке.


    Весьма «либерально» проверялось и состояние судов. «А что оставалось делать, — говорил позднее главный организатор гонок полковник Хаслер. — Представьте, какова была бы. например, реакция французов, если бы Британский комитет запретил выход их самого большого тримарана по той причине, что конструкция его недостаточно надежна? Они сказали бы — «коварный Альбион» мстит за поражение в 1964 г.!»

    Информация об изображении«Коала-III» — тримаран Эдит Бауман
    «Коала-III» — тримаран Эдит Бауман
     
    Французы на этот раз, действительно, настроились агрессивно. Тримаран, о котором говорил Хаслер, — знаменитый «Пан Дюик IV» — был их главной надеждой. Опушенный на воду незадолго до начала гонки, он успел доказать, что является одним из самых быстроходных парусников мира. Во время испытаний при ветре 4 балла и умеренном волнении он развивал в бакштаг скорость до 20 узлов. Но и 25 узлов, по словам компетентных специалистов, для него не являлись пределом.

    «Пан Дюик IV» был самым большим судном из представленных на гонке. Напомним его основные данные: наибольшая длина главного корпуса 20.55 м. ширина 2,02 м; длина поплавков 17 м, ширина 0,6 м; общая ширина тримарана 10,5 м; водоизмещение 5 т; площадь парусности 115 м2. Наиболее близким прототипом французского тримарана является «Тория», на которой Дерек Келсел выиграл гонки вокруг Англии. Но по конструкции «Паи Дюик» с его трубчатыми поперечными связями, гнутыми погонами для блоков гика-шкотов, аэродинамическими мачтами напоминает скорее гоночным катамаран класса С. В процессе постройки, от асимметричной формы поплавков решено было отказаться. Для увеличения поперечного сопротивления их просто поставили с небольшим наклоном к главному корпусу.


    Информация об изображенииСамая упрямая из женщин — Эдит Бауман
    Самая упрямая из женщин — Эдит Бауман
     
    Но еще больше, чем замечательным качествам этого тримарана, французы верили его капитану: Эрик Табарли, не знавший за последние два года поражений в крупнейших крейсерских гонках, пришел в Плимут в отличной боевой форме.

    Другим фаворитом французов был Ален Гликсман — 36-летний редактор французского яхтенного журнала «Нептун», чемпион крейсерских гонок 1963 и 1964 гг., член экипажа «Пан Дюика III», победившего на гонках RORC в 1965 г. 17,5-метровын кэч «Раф», на котором стартовал Гликсман, как и «Пан Дюнк», имел корпус из легкого сплава.

    Информация об изображении«Чиэз» — «Многократное ура»
    «Чиэз» — «Многократное ура»
     
    У англичан, в связи с тем, что Чичестер в гонках не участвовал, назвать сильнейшего было трудно. До самого старта ни один представитель «коварного Альбиона» не обмолвился словом о своих намерениях (французы и другие участники на этот счет не скупились; например, Жоан де Кат заявил, что его тримаран «Якша» будет в Нью-Йорке через 15 дней после выхода, Эдит Бауман рассчитывала уложиться в 20 дней).

    При определении вероятного победителя имена английских гонщиков фигурировали реже остальных.

    Однако действительность опрокинула все прогнозы. Первая сенсация пришла буквально через несколько часов после того, как стартовавшие яхты исчезли в густом тумане, спустившемся в тот день на море: Эрик Табарли, идя правым галсом, врезался наветренным поплавком в борт сухогрузного судна. Поперечные связи тримарана согнуло, нос поплавка едва не приткнулся к главному корпусу. Только благодаря огромному запасу плавучести (корпус и поплавки «Пан Дюика» разделены на несколько водонепроницаемых отсеков, из которых носовые заполнены пенопластом) тримаран смог своим ходом вернуться в Плимут. Табарли с бешеной энергией ремонтирует судно и через 50 часов после первого старта вновь выходит в море. И снова неудача. На этот раз из строя выходит автоматическое подруливающее устройство. Приходится еще раз вернуться. «Пан Дюик» стартует третий раз, но неудача оказывается сильнее воли человека: вторая поломка руля, и Табарли объявляет о своем решении покинуть дистанцию.


    Информация об изображенииСлева направо: А. Гликсман, Т. Фоллет, Б. Хауэл
    Слева направо: А. Гликсман, Т. Фоллет, Б. Хауэл
     
    Неудачи преследуют и других французов. В результате столкновения тримаран «Якша» пошел на дно (де Ката взяли на борт судна). Сходит с дистанции любезный Ваке.

    14—16 июня над Атлантикой проносится циклон Бренда. Скорость ветра местами достигает 60 узлов. Аварии выводят из строя еще несколько яхт. Когда после повторной поломки руля гонку покидает Гликсман, французам уже надеяться не на что — из десяти яхт плавание продолжают только три, но от лидеров их уже отделяет не одна сотня миль.

    26 июня примерно в центре Атлантики французское судно подобрало Эдит Бауман, которая перед этим сообщила по радио, что один из поплавков ее тримарана грозит отвалиться. Трудно сказать, чему больше надо удивляться — упрямству спортсменки или полному отсутствию у нее всяких познаний в морском деле, если учесть, что еще при выходе из Плимута она ухитрилась дважды врезаться в мол, ограждающий гавань.

    Информация об изображении«Пан Дюик IV»
    «Пан Дюик IV»
     
    Становятся известными и лидеры. Это англичанин Джефри Вильямс н представитель ЮАР Брюс Даллинг. 25 июня ночью первый из них финиширует в Нью-Йоркском порту с новым рекордом гонок — 25 дней 20 часов 30 минут. Собравшиеся утром, чтобы приветствовать победителя, застали его отдохнувшим, отлично выбритым. Впечатление было такое, будто он совершил не плавание через океан, а небольшую прогулку.

    — Ураган 14 июня? Мне его удалось почти избежать, — сообщил он журналистам. — Вычислительная машина отлично справилась со своим делом. Какую цель я преследовал, отправляясь в плавание? Видите ли, в Оксфорде я не сумел преуспеть в регби, и решил попробовать себя в другой области...

    В шутливых ответах Вильямса есть и доля истины. Он был единственным из участников гонок, который имел возможность получать не только прогноз погоды, но и рекомендованные курсы, из которых только оставалось выбирать лучший. В 8 утра каждый день «Дейли Телеграф» принимала от него координаты, а уже через час Национальная метеорологическая служба сообщала ему точные данные об ожидаемой погоде в данном участке Атлантики. Насколько получение такой информации отвечало самой идее одиночных гонок, сказать трудно. Во всяком случае специальных правил на этот счет не существовало, впрочем, как и любых других, не считая разве запрета приставать к земле или подниматься на борт судна во время плавания.

    Информация об изображении«Золотой петушок» в океане
    «Золотой петушок» в океане
     
    Яхта Вильямса «Сэр Томас Липтон» была одной из самых крупных среди участвоваших в гонках. Ее длина 17,37 м. Парусное вооружение — кэч. Яхта построена в 1967 г. по проекту Р. Кларка.

    Финишировавший вторым Даллинг отставал от Вильямса на 17 часов. Если бы он пришел на 5 часов раньше, то официально мог бы быть признан победителем,так как английский гонщик имел 12 штрафных часов за то, что не предъявил судейской коллегии для осмотра спасательные средства. Яхта Даллинга «Вуртреккер» была построена специально для трансатлантических гонок по проекту Ван дер Стадта — признанного специалиста по созданию легких быстроходных яхт. Знатоки признали «Вуртреккер» лучшей из яхт, рассчитанных на одиночное управление. Корпус ее обшит клееной фанерой толщиной всего 15 мм. Наибольшая длина яхты 15 м, длина по КВ Л 12,2 м; ширина 3,5 м; осадка 2,5 м; водоизмещение 6,5 т. Парусное вооружение — кэч площадью 85 м2 плюс стометровый спинакер — обеспечило «Вуртреккеру» высокую скорость в любой ветер.

    Информация об изображении«Гелуэй Блейзер» на ходу
    «Гелуэй Блейзер» на ходу
     
    Третьим закончило гонку одно из самых удивительных парусных судов, которые когда-либо пересекали Атлантику.

    «Чиэз», — что можно перевести как «Многократное ура», — является прямым наследником аутригерных лодок проа, на которых плавали полинезийцы. Разница только в том, что поплавок у «Чиэза» всегда располагается не с наветренной, а с подветренной стороны и, таким образом, откренивает судно не за счет тяжести, а силой плавучести. Но, как и проа, «Чиэз» лавирует, поворачиваясь вперед кормой, которая, впрочем, в равной степени может считаться и носом, так как корпус абсолютно симметричен относительно миделя. «Чиэз» имеет наибольшую длину 12,2 м, длину по KBЛ 11 м; ширину 5,1 м; осадку 1,3 м. Площадь парусного вооружения (название ему трудно подобрать, что-то вроде шхуны-кэт) 64 м2. Жилое помещение, расположенное в одном из поплавков, имеет очень ограниченный объем, в котором мореплаватель едва сумел разместить, кроме самого себя, минимальные запасы.

    Сомнительно, чтобы даже либеральные судьи взяли на свою душу ответственность выпустить такое судно в океан, если бы капитан «Чиэза» американец Том Фоллет не сумел предъявить убедительное доказательство в свою пользу — до того как отправиться через Атлантику с востока на запад, пересек ее в противоположном направлении. Фоллету — 50 лет, оба плавания он перенес без всякого ущерба для здоровья.

    Информация об изображении«Инглиш Роуз» и «Дистикус»
    «Инглиш Роуз» и «Дистикус»
     
    Места, занятые остальными участниками гонок, можно видеть в таблице. Хочется обратить внимание на два судна, которые упоминаются в ее нижней части. Это «Фион» и «Гудвин» — две шведские пластмассовые яхточки, самые маленькие нз всех участвовавших. Их капитаны В. Энбом и А. Матсон, отправляясь в гонку, практически не имели шансов прийти среди первых. Но как настоящие спортсмены они, тем не менее, отлично справились со своей задачей и закончили путь, который оказался не под силу многим лучше оснащенным соперникам. Как и Алек Роуз, они, по-видимому, не ставили перед собой задачу «доказать что-нибудь кому-нибудь, кроме самих себя».

    Цель одиночных плаваний — этот вопрос неожиданно снова оказался в центре внимания спортивной прессы. Непосредственным поводом явилось сообщение об учреждении газетой «Санди Таймс» приза «Золотой глобус» и денежной премии 5000 фт. ст. яхтсмену, который первым и в лучшее время обойдет на яхте вокруг света без остановок.

    Информация об изображении«Сухали» и «Джошуа»
    «Сухали» и «Джошуа»
     
    «Это уже не спорт, — заявил редактор американского яхтенного журнала «Yachting» Билл Робинзон, — а бессмысленное испытание человеческих возможностей ради сенсации и престижа».

    Организаторы кругосветных гонок (среди них Чичестер, Хаслер и другие известные мореплаватели) смотрят на это иначе. «Стремление пересечь в одиночку океан или обойти вокруг света, — считают они, — как и совершить любое другое рискованное предприятие, всегда будет свойственно людям. Запрещать это бесполезно. Лучше объединить их усилия, оказать помощь в достижении цели, даже если она исчерпывается желанием человека посмотреть, на что же он, собственно, способен».

    Информация об изображении«Капитан Браун» и «Гелуэй Блейзер»
    «Капитан Браун» и «Гелуэй Блейзер»
     
    Так или иначе, но самые грандиозные из когда-либо проводившихся парусных гонок начались. О двух участниках — англичанине Биллс Кинге и французе Бернаре Муатисье — уже сообщалось в сборнике. Познакомимся кратко с остальными.

    Капитан Джон Риджуэй, 29 лет,— тот самый, что двумя годами ранее пересек Атлантику на весельной шлюпке. На этот раз он вышел в плавание на шлюпе «Инглиш Роуз» длиной 9,15 м. Опыт одиночных плаваний на яхте у него невелик, но моральная и физическая подготовка ни у кого не вызывает сомнений. Его запас продовольствия состоит из 400 одинаковых рационов.

    Бывший сержант, парашютист Чарльз Блит, 27 лет, — спутник Риджуэя по плаванию на шлюпке, вышел в океан на яхте «Дистикус», идентичной «Инглиш Роуз». Из припасов взял с собой, кроме рационов, мешок карамелек и много меду.

    Информация об изображении«Революшенер» и «Виктрис»
    «Революшенер» и «Виктрис»
     
    Капитан дальнего плавания Робин Нокс-Джонстон, 29 лет, — в отличие от названных выше яхтсменов, великолепный навигатор. Совершает плавание на кэче «Сухалн» длиной 9,75 м.

    Лойк Фужерон, 42 года, — опытный мореплаватель. Перешел Атлантику на переделанной спасательной шлюпке. Идет на гафельном тендере «Капитан Браун» длиной 9,15 м.

    Дональд Кроухарст, 35 лет, — участник более 150 дальних крейсерских плаваний. Вышел в море на кэче «Рсволюшенер».

    Информация об изображении«Ла Гитана» и «Голден Кокерел»
    «Ла Гитана» и «Голден Кокерел»
     
    Нигель Тетли, 45 лет, — морской офицер. Совершает плавание на тримаране «Виктрис» длиной 12 м.

    Ив Воллеренд, 40 лет. Ранее за пределы Средиземного моря на яхте не выходил. Его яхта «Ла Гитана» вооружена гафельным шлюпом.

    Билл Хауэлл, 42 года, — один из известнейших мореплавателей-одиночек. Занял пятое место в трансатлантической гонке 1968 г. На своем «Голден Кокерел» (в переводе «Золотой петушок») наплавал в Тихом океане более 20000 миль.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +8

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Чемпионат мира — марафон на озере Хавасу
    Чемпионат СССР по буерному спорту 1968 года
    Крейсерско-гоночные яхты (продолжение)
    Кто будет бороться за «Кубок Америки» в 1970 году?
    Крейсерские яхты на Балтийской регате
    Генуэзская парусная регата 1968 года
    Матч спортсменов городов-героев
    Яхты на Олимпийских играх 1972 года
    Юбилейная XX Балтийская регата
    Чемпионат города Ленинграда на глиссерах и катерах
    Гонки. Рекорды. Моторы. Шестнадцатый выпуск
    IV чемпионат страны по водным лыжам
    Водно-моторный чемпионат России в 1968 году
    XV Чемпионат СССР по водно-моторному спорту
    Чемпионат СССР по парусному спорту 1968 года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    III трансатлантические гонки яхт-одиночек в 1968 году

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    О прошедших и будущих чемпионатах
    Марафон на Амурском заливе 1968 года
    Соревнование воднолыжников страны на приз Ю. А. Гагарина
    Соревнования по парусному и буерному спорту в 1969 году
    Соревнования по водномоторному спорту в 1969 году
    Гонки. Рекорды. Моторы. Восемнадцатый выпуск
    Кто будет претендентом на «Кубок Америки»?
    Водный слалом на стремительных горных потоках
    Десятый чемпионат мира по водному слалому в Чехословакии
    Третье первенство мира в классе «Кадет» в 1968 году
    Новые рекорды американских воднолыжников в 1968 году
    Катамараны — новый класс гоночных судов
    Непобедимый катамаран «Леди Хелмсмен»
    Новая классификация спортсменов-водномоторников
    Соревнованиями воднолыжников США 1968 года


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 11 + 28 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории