Гонки катамаранов класса С на «Малый кубок Америки», превратившиеся в последние годы по сути дела в дуэль американских и английских спортсменов, по-прежнему остаются в центре внимания всего парусного мира. Напомним, что с 1961 г., когда Род Дауни на «Хеллкэт-III» оказался на дистанции впереди «Уайлдкэта» и, таким образом, решил в пользу Англии первый розыгрыш «Кубка», американцы так ни разу и не добились успеха.
В 1962 г. молодые английские спортсмены Норрис и Поун на «Хеллкэт-I» обгоняют «Беверли» — катамаран, построенный по проекту известного в США конструктора Р. Гарриса и считавшийся одним из самых быстроходных парусников мира.
В 1963 г. «Хеллкэт-III» выигрывает гонку у австралийского «Квеста». С этой победы восходит звезда Рега Уайта — английского рулевого, ставшего спортсменом № 1 среди всех гонщиков мира, когда-либо садившихся за руль катамарана. Два следующие года англичане выигрывают «Кубок», выступая на катамаране «Эмма Гамильтон» против американского «Си лайэна» (1964 г.) и австралийского «Квест-II» (1965 г.).
Гонки 1966 г. ознаменовали новый этап в розыгрыше «Кубка» — на дистанции впервые появились катамараны, вооруженные аэродинамическими мачтами-крыльями. С этого же года начинается и история «Леди Хелмсмен» — катамарана, который в Англии известен так же хорошо, как клипер «Катти Сарк» или «Джипси Мот» Френсиса Чичестера.
На соревнования 1968 г. «Леди» вышла, будучи уже двукратным обладателем «Кубка». А за рулем ее, как и оба предыдущих года, сидел Per Уайт.
Американцы выставили свое новое судно — «Янки Флайер», победителя отборочных соревнований, в которых участвовало еще пять катамаранов. Лучшие результаты «Летающий янки» демонстрировал в слабый ветер. Его корпуса многослойной конструкции спроектированы Р. Гаррисом. Парусное вооружение, отличающееся очень большим удлинением, по площади на 43% состоит из огромной аэродинамической мачты-крыла, максимальная ширина которой достигает 1,1 м, а вес 70 кг. Основу мачты составляют жесткие нервюры из пенопласта, опираюш,иеся по передней кромке на трубу из легкого сплава диаметром 150 мм, а по задней — на брус из красного дерева с укрепленным в нем алюминиевым профилем, образующем ликпаз. Обшивка выклеена из краснодеревой авиационной фанеры толщиной 1,5 мм. Опорой служит труба, по которой мачта может подниматься на высоту до 1 м (приспособление, явно рассчитанное на гонку в слабый ветер).
Корпуса «Янки» соединены двумя трубчатыми балками из легкого сплава, имеющими небольшой подъем к средней части мостика. Передняя балка, на которую опирается мачта, подкреплена шпрюйтом. И последняя, несколько непонятная особенность конструкции американского катамарана: швертовый колодец на нем установлен только на левом поплавке.
Конструкция «Леди» практически осталась без изменений (см. вып. 10). Единственное, что английские конструкторы нашли необходимым усовершенствовать, — это мачта, Новое крыло, выбранное после продувки в аэродинамической трубе Саутгемтонского университета, имеет площадь 11,6 м2 (из 27,8 м2 общей парусности) вместо прежних 9,75 м2. Теоретически это должно было увеличить тягу примерно на 2%.
Первая гонка. Ветер 3 балла. «Леди» заканчивает дистанцию первой с отрывом от «Янки» в 5 мин.
Вторая гонка. Ветер еще более слабый, временами совсем штилевой, временами налетают легкие шквалики. Вместо лавировки получается длинный галс острым галфвиндом. Американский рулевой Три Эллис поднимает мачту на фут выше. Цепляясь за верхний ветер, он финиширует на минуту раньше англичан. Per Уайт берет тайм-аут — в течение следующего дня он исправляет вооружение «Леди».
Третья гонка. Ветер 3 балла. «Янки» задерживается на старте — на повороте фордевинд сорвало блоки гика-шкота. Практически, судьба гонки решена, однако судьи разрешают американцам, исправившим такелаж, выйти на дистанцию. «Леди» без труда приходит к финишу первой с отрывом 5 минут.
Четвертая гонка. Ветер 4 балла. «Леди» отлично берет старт, но уже на первых метрах дистанции на катамаране ломается руль. Уайт направляет судно к берегу. «Янки» продолжает гонку в одиночестве. Ничто, казалось бы, не может помешать победе американцев, но неожиданно передняя балка «Янки» теряет устойчивость, под давлением мачты катамаран складывается пополам. К катамарану спешит буксир. А тем временем на дистанции появляется «Леди» — немногим больше десяти минут потребовалось англичанам, чтобы исправить поломку, но... все напрасно. Судьи дисквалифицируют Уайта на эту гонку, так как замена руля после предварительного стартового сигнала запрещена правилами. Счет остается 2:1 в пользу англичан.
Четвертая гонка повторяется на следующий день. Ветер усиливается до 6 баллов. «Леди» показывает в этих условиях неоспоримое преимущество, выиграв у американцев 16 мин.
Пятая гонка. Ветер опять падает, и теперь очередь американцев продемонстрировать свое преимущество. Счет 3:2.
Шестая гонка. Вновь усиление ветра до 6—7 баллов. «Леди» уверенно лидирует, но выходит из строя устройство для регулировки угла установки мачты. Пока экипаж устраняет неисправность, вперед выходит «Янки». Но американцы тоже не смогли использовать достигнутое преимущество — на их катамаране ломается поперечная тяга руля... «Леди» финиширует первой. Конечный счет 4:2. «Кубок» вновь у англичан.
Результаты гонок и их перипетии дают обильную пищу для размышлений. Главное заключается в том, что, по-видимому, конструкторы в погоне за скоростью перешли разумные границы в отношении веса и прочности. Очевидно, дальнейший прогресс самого быстроходного класса парусных судов должен идти, помимо частных усовершенствований, за счет повышения их надежности.