После 12 дней напряженных гонок яхтсмены могли наконец перевести дух, а руководители соревнований — заняться анализом результатов.
Каков главный итог гонок?
Прежде всего, по сравнению с прошлогодними — заметно улучшилась их организация. Можно сказать, что они наконец получили права, соответствующие присвоенному им высокому рангу.
Напомним, что в 1971 г. гонки, став всесоюзными, по сути дела сохранили самодеятельный характер, присущий им на протяжении двух предыдущих лет, когда редакция сборника, учредившая главный приз соревнований, могла рассчитывать для их проведения лишь на собственные силы и помощь общественности. На этот раз Комитетом по физкультуре и спорту при СМ СССР для проведения соревнований была утверждена судейская коллегия, членам которой была предоставлена возможность на время исполнения своих обязанностей получить освобождение от основной работы. Для обеспечения гонки по ходатайству Комитета в распоряжение главного судьи было предоставлено мореходное судно, которое следовало за яхтами от Ленинграда до Риги.
Судейскую коллегию, как и в прошлом году, возглавил почетный мастер спорта П. Т. Толстихин, положивший немало труда для организации соревнований. Заместителями главного судьи были назначены Г. М. Новак — также один из инициаторов проведения гонки и Д. Г. Мовчан — старейший яхтсмен, неоднократно судивший крупнейшие парусные соревнования. Обязанности главного секретаря исполняла А. М. Федорова, отлично справившаяся со своей работой. Благодаря ее заботам мы узнавали о победителях этапов с учетом исправленного по гандикапу времени уже сразу после того, как дистанцию заканчивал первый десяток яхт. Большую помощь судейской коллегии оказал представитель Спорткомитета СССР И. П. Лавров.
Более активным, чем в прошлые годы, было и участие в проведении соревнований спортивной общественности. Ощутимую помощь в организации стартов и финишей на этапах гонки оказывали представители местных парусных федераций. Как правило, с радушием встречали участников соревнований в яхт-клубах. Не обошлось, к сожалению, и без досадных инцидентов. Первый из них имел место еще до начала гонок. Как и раньше, яхты участников, прибывавшие в Ленинград, размещались по всем местным яхт-клубам. На этот раз, однако, ленинградский яхт-клуб флота (ныне — яхт-клуб № 55) по причинам, о которых можно только гадать, отказался принимать у себя кого бы то ни было, кроме своих одноклубников. Отказали в стоянке рижским катамаранам, которым пришлось покинуть клубную гавань и искать себе места у более гостеприимных хозяев. Такой случай «ведомственного» подхода к спортивному мероприятию, правда, был единственным — ни один другой яхт-клуб на Балтике, в том числе и из военно-морских, не делал различия между участниками гонки и принимал всех, независимо от клубной принадлежности.
О составе участников. Как известно, в прошлом году из 39 экипажей, выступавших на соревнованиях, 25 представляли Ленинград, 9 — Эстонию, 3 — Латвию, 1 — Литву и 1 — Москву. На этот раз предварительные заявки прислало около 50 экипажей. К выступлениям готовились яхтсмены из Севастополя, Перми, Красноярска... Не очень верилось, что все это реально. И наши опасения оправдались (хотя и не совсем).
За два дня до открытия соревнований в редакции появились бородатые парни в штормовках, на рукавах которых были нашиты эмблемы Перми. Экипаж «Фрези Грант» в полном составе прибыл в Ленинград. К сожалению, яхта, которая транспортировалась по Волго-Балту, застряла где-то в пути и не успела к старту. На мандатной комиссии решили, что после прибытия судна экипаж присоединится к остальным участникам на одном из этапов.
Таким же решением пришлось довольствоваться и красноярским яхтсменам, хотя их яхта «Фемина» была доставлена в Ленинград в день старта: ведь для того, чтобы выйти в море, а тем более выступать в гонках, ей требовалось сначала пройти технический осмотр и обмер.
В итоге, из яхтсменов небалтийского бассейна выйти в море смогли только москвичи — экипаж уже знакомой нам по прошлому году «Паллады».
Приходится признать, что участие в наших гонках яхт из городов и районов небалтийского бассейна — дело сложное и мало перспективное. И не только из-за трудностей с перевозкой судов. Чтобы экипажи могли на равных вести борьбу на дистанции, им необходимо время для освоения района плавания, проверки своих возможностей. Не случайно «Феми-ну» выпустили из ленинградского яхт-клуба только с капитаном-настав-ником из местных яхтсменов.
Более реальным представляется другое решение. Всесоюзным спортивным календарем на будущий год, кроме гонок на кубок Балтики, предусмотрены еще два больших соревнования крейсерских яхт: на Черном море и на Волге. Если заблаговременно договориться об обмене экипажами, то в каждой из этих гонок смогут принять участие не только местные спортсмены, но и иногородние, яхты которым будут предоставляться местными клубами. Это позволит сделать соревнования более массовыми и по-настоящему всесоюзными.
Всего на старт нынешних гонок вышли 43 яхты: 24 ленинградских (включая по одной яхте из Кронштадта и Выборга), 11 из Латвии, 5 — из Эстонии, 2 — из Литвы и одна московская.
Уменьшение числа участников из Таллина объясняется тем, что в Эстонии примерно в одно время с нашими гонками проводились соревнования, посвященные 25-летнему юбилею яхт-клуба «Калев». Очень досадная накладка. Предварительно, еще зимой, у нас были переговоры с федерацией парусного спорта Эстонии, при которых представители фе-ферации просили перенести наши соревнования на более поздний срок. Но было уже поздно ломать согласованный с другими республиками календарь. В результате от Таллина выступали в основном яхтсмены ВМФ.
Согласно пожеланиям, высказанным после окончания прошлогодних соревнований, участники на этот раз были разбиты на две стартовые группы. Первую, основную, составили «шестерки» (33 яхты), BCR (2 яхты) и КВ «Паллада», имевшие гоночный балл от 0,В01 до 0,8232; во вторую группу вошли «однотонники» и близкие к ним по размерениям яхты (всего четыре судна) с гоночным баллом менее 0,8000. Отдельной группой выступали четыре катамарана (все из Риги), гонка которых проводилась без гандикапа, так как способ обмера этих судов пока никому не известен.
Основные условия наших соревнований сохранились прежними. Пять этапов. На каждом этапе место, занятое участником, определяется с учетом исправленного времени, т. е. по гандикапу. Общий результат получается суммированием очков, которые начисляются экипажу в зависимости от места, занятого на этапе.
Дистанция гонки, по сравнению с прошлогодней, однако, увеличилась на 200 миль (за счет включения этапов большой протяженности от Таллина до Клайпеды и от Клайпеды до Вентспилса) и составила 840 миль по генеральному курсу. Сроки же соревнований остались без изменений. Понятно, что проходили они более напряженно, чем в прошлом году.
Первый этап: Ленинград — Таллин (189 мипь)
Старт был дан у приемного буя Петровского фарватера при северо-восточном ветре 3 балла. В эти дни в Ленинграде отмечали праздник Белых ночей и, чтобы показать нашу гонку ленинградцам, приехавшим на воскресенье в Пет-родворец, решено было сделать галс к южному берегу Невской губы, где яхтам предстояло обогнуть стоявшую на рейде шхуну «Ленинград».
Сделав поворот у шхуны, яхты привелись и курсом бейдевинд устремились к входным буям Северного фарватера, после прохода которого командиры могли самостоятельно выбирать кратчайший и безопасный путь до Таллина. По прогнозу северо-восточный ветер силой 3—4 балла должен был сопровождать яхты на всем пути следования. Ночью ожидалось ослабление, а днем усиление ветра.
Памятуя, что на прошлогодних гонках первый этап выиграли те, кто держался ближе к берегу и имел возможность использовать ночной бриз, большинство участников и на этот раз предпочло не удаляться от побережья. Лишь шесть капитанов рискнули проложить курс мористее. Это решение оказалось удачным. Яхты береговой группы заштилели (некоторые из них за 6 часов прошли не более 3 миль), морская же группа продолжала двигаться и оторвалась от соперников.
С судейского судна, которое вышло из Ленинграда утром следующего дня, первые паруса были обнаружены за островом Гогланд. Среди аутсайдеров оказались «однотонники», два катамарана, шестерка «Рассвет» и «Паллада». Основная группа участников открылась уже на подходе к маяку Мохни, а лидирующие яхты «Рига», «Фея», «Керберос» и «Енисей» в это время были еще ближе к Таллину.
Рано утром следующего дня судейская коллегия, находившаяся у линии финиша в устье реки Пирита, обнаружила на горизонте паруса. Первой вошла в реку латвийская яхта «Рига». Капитан ее, однако, допустил ошибку, слишком близко подойдя к правой кромке дамбы. Судно мягко село на мель. Пока команда пыталась футштоками вытолкнуться на чистую воду, в Пириту вошла вторая рижская яхта «Роя». Стараясь не повторить ошибок своих одноклубников, капитан «Рои» уклонился к левому берегу и тоже посадил яхту на мель.
Пока латвийские спортсмены работали футштоками, в реку вошел ленинградский «Енисей» и, миновав сидящие на мели яхты, пересек финиш первым. Следом за ним закончила гонку «шестерка» из Пярну «Керберос». После пересчета по гандикапу эта яхта и стала победителем первого этапа. Экипаж «Кербероса» завоевал первый из разыгрываемых призов — приз Балтийского морского пароходства за лучший результат на переходе Таллин — Ленинград. На прохождение этой дистанции «Керберос» затратил немногим более 40 часов. С небольшим отрывом после победителя закончила гонку вся «морская группа» (шесть яхт). Остальные стали подходить к финишу лишь спустя три часа. Последней закончила этап таллинская «Балтика-III» — яхта польской постройки, гонявшаяся во II стартовой группе. Она пришла в Пириту, когда участники соревнований уже готовились к старту следующего этапа.
Второй этап: Таллин — Клайпеда (328 миль)
На этот старт вышли только 42 яхты: «Балтика-III» осталась в Таллине.
Дул все тот же попутный, легкий, падавший порой до штилевого ветер. Несмотря на то, что впереди было 328 миль пути, капитаны стремились использовать малейшую возможность, чтобы уже со старта оторваться от соперников. Выйдя на генеральный курс, яхты поставили спинакера и под ними ушли Сурупским проходом. К 22 часам все яхты были далеко у горизонта.
Ночью вахтенные и рулевые ожидали усиления ветра, но он до утра продержался на уровне двух баллов. Ясная маловетреная погода сохранилась и на протяжении следующих суток. В такой ситуации только ходовые качества яхт да долготерпение экипажей могли принести какой-то результат.
Вторую ночь основная группа участников штилевала в море. Лишь три яхты — «Рига», «Роя» и ленинградский «Сириус» в расчете на бриз подтянулись к берегу. На этот раз их ожидания оправдались. Поймав ветер, они легли на курс и беспрепятственно закончили гонку, финишировав друг за другом. За ними линию финиша пересекли еще две яхты, а потом внезапно налетел шквал. Серое, плотное покрывало туч спустилось к самой воде, яхты легли парусами на воду. Порывы ветра доходили до В баллов, гремел гром, крупный дождь косо резал воду. Берега не стало видно, хотя до него оставалось не более четырех кабельтовых...
Шквал длился не более получаса. Из уходящей стены дождя одна за другой стали появляться яхты, многие с порванными спинакерами — результат небрежности экипажей, недооценивших силы ветра. Перед финишем спинакера уже не ставились, их заменили вынесенными на бабочку стакселями.
Среди второй группы яхт первыми закончили этап «Керберос», «Амур», «Радуга» и «Онега». Интересно, что «Амур» обошел «Онегу» только за счет того, что капитан догадался взять курс перпендикулярно линии финиша, в то время как остальные яхты продолжали идти к ней под углом, теряя драгоценные минуты.
Спустя два часа после финиша победителя пришел катамаран «МакКей». Несмотря на невыгодные для судов этого типа условия (попутный ветер) капитану «Мак-Кея» Эглайсу удалось финишировать с хорошим отрывом от многих «шестерок».
Литовская земля встретила яхтсменов гостеприимно. К приходу яхт на пирсе яхт-клуба появились лотки с продуктами и зеленью, была привезена пресная вода.
После второго этапа в роли лидеров гонки прочно закрепились «Роя», «Керберос» и «Рига», однако в спор за призы еще могли вмешаться прошлогодние победители.
Третий этап: Клайпеда — Вентспипс (116 миль)
Стартовав в 21.00 1-го июля, яхты в галфвинд левого галса вытянулись вдоль берега курсом почти на чистый норд. В Клайпеде к участникам гонки присоединилась яхта «Балтика» из Риги.
Всю ночь суда шли вдоль берега: капитаны стремились сократить путь, так как другого способа ощутимо выиграть на одном галсе найти было трудно. До утра все шло благополучно. Яхты проходили Лиепаю, когда на море опустился плотный туман, видимость упала до ста метров. Исчезли ориентиры. Начал капризничать, менять направление ветер. Временами он усиливался, и скорость яхт достигала 8—9 узлов, но затем стихал, и яхты едва продвигались 2—3-узловым ходом.
Не имея возможности точно определить свое место и боясь проскочить в тумане Вентспилс, многие капитаны в поисках ориентира проложили курс слишком близко к берегу. Это не осталось безнаказанным. Экипаж кронштадтской «Ассоли», не расслышав шума прибоя, посадил яхту на прибрежную отмель под Лиепаей. Лишь спустя три часа «Ассоль» была снята двумя рейдовыми катерами и отбуксирована в порт. Гонка для кронштадтцев на этом и кончилась: из Лиепаи они своим ходом отправились домой.
Несмотря на туман, финишировали яхты в Вентспилсе на редкость кучно. Ориентироваться они могли только по звуку наутофона на правом молу, ограждающем вход в порт. Туман стоял настолько Плотный, что с судейского судна было трудно в бинокль разглядеть номера на парусах. Он продержался весь день, а к вечеру пошел мелкий дождь, изрядно испортив и без того не блестящее настроение яхтсменов.
В Вентспилсе яхты не ждали; это был единственный случай, когда местные спортивные организации не проявили внимания к нашим соревнованиям. О месте стоянки пришлось заботиться судейской коллегии. Яхты ошвартовались в новой рыбачьей гавани, оказавшейся, впрочем, достаточно удобной (может быть даже в большей мере, чем планировавшаяся стоянка на Венте). Как говорится, «не было счастья, да несчастье помогло». И все же то обстоятельство, что председатель вентспилского спорткомитета узнал о пребывании в его городе участников всесоюзных парусных соревнований лишь в день, когда яхты выходили на старт, не может не вызвать удивления.
После третьего этапа в число лидеров вошел прошлогодний победитель — яхта «Амур», занявшая общее третье место; второе прочно удерживал «Керберос», а на первом обосновалась «Рига».
Четвертый этап: Вентспипс — Пярну (113 миль)
Как и предусматривалось планом, старт был дан в 20.00 на следующий день после финиша. Дул крепкий, до пяти баллов, вестовый ветер. Чтобы выйти из гавани, пришлось лавироваться.
К моменту открытия старта только треть участников прибыла к судейскому судну. Получив возможность начать гонку, они со скоростью 8 узлов устремились к бую, ограждающему отмель у маяка Овиши; остальные яхты, еще только выходившие в лавировку к линии старта, остались далеко позади. Дистанция между этими двумя группами так и сохранилась до конца этапа.
Судейское судно обогнало основную массу яхт лишь на траверзе маяка Колка. На экране локатора было видно, как вся армада устремилась в контрольные ворота Ирбен-ского пролива между буями № 1 и 2. Густая сеть быстро перемещающихся светлых точек напоминала гусиный караван. Стояла глубокая ночь, ветер хоть и не изменил своего направления, но посвежел до сильного. На этот раз никто из капитанов не рискнул поставить спинакер. С моря в пролив погнало крупную волну высотой до полутора метров. Новичков начала мучить морская болезнь.
И снова гонке везло. От Вентспил-са до Пярну яхты дошли не меняя галса, курсом бакштаг и галфвинд. На таких курсах должно было сказаться преимущество катамаранов. Так и случилось. Первыми, намного опередив всех остальных участников, финишировали катамараны «Мак-Кей» и «Каупо».
Килевые яхты закончили этап дружно. Одна за другой входили они в реку Пярну и после пересечения линии финиша швартовались у бонов яхт-клуба. В течение двух часов финишировали все, за исключением рижского однотонника «Мечта». На берегу уже начали беспокоиться о судьбе рижан, когда на горизонте заметили в бинокль паруса. Предполагали, что яхта запуталась в рыбацких сетях, но, как выяснилось, плавание «Мечты» проходило нормально, а опоздание объяснилось низкими ходовыми качествами судна и, очевидно, не совсем внимательной работой экипажа ночью, когда можно было выжать из яхты хороший ход.
После четвертого этапа лидеры остались те же: «Рига», «Керберос» и «Амур».
Пятый этап: Пярну — Рига (89 миль)
На старт заключительного этапа, который был дан 6-го июля в 20.00, яхты вышли дружно. Зюйд-вестовый четырехбалльный ветер обещал интересную борьбу. Началась первая за всю нынешнюю гонку лавировка. Несмотря на свежий ветер, скорость яхт по генеральному курсу не превышала 3,5 узла. Лидеры не упустили возможности стартовать первыми и возглавили гонку. Когда судейское судно, сняв стартовую вешку, медленно двинулось за армадой, впереди шли «Амур» и «Керберос». С небольшим разрывом за ними следовал «Сириус». Экипажи первых двух яхт зорко следили друг за другом. Стоило одной яхте сменить галс, как вторая проделывала тот же маневр.
Борьба шла и среди аутсайдеров. Как и на предыдущих этапах, экипажи не складывали оружия до конца гонки. Следует особо отметить старания команды московской яхты «Паллада», в прошлом году неизменно приходившей на финиш последней. Несмотря на низкие ходовые качества судна и хлопчатобумажные паруса (пожалуй, единственные на наших соревнованиях), яхтсмены на этот раз приводили свое судно на финиш впереди некоторых «шестерок».
Через несколько часов после старта ветер зашел на 40° к западу, что позволило участникам идти хоть и в крутой бейдевинд, но одним галсом. Шансы соперников (если они были рядом) уравнялись. К утру, однако, ветер стих совсем. Яхты, разбросанные по Рижскому заливу, полностью потеряли ход...
В прошлом году на этот этап было затрачено всего десять часов. Рассчитывать на подобный результат теперь не приходилось. И все же, несмотря на безветрие, спустя 20 часов после старта судьи на финише обнаружили на горизонте первый парус: это была «Ангара» — яхта ленинградского клуба «Труд» под командованием мастера спорта А. А. Яковлева.
Удача для «Ангары» большая, хотя претендовать на общее призовое место у ее экипажа шансов не было: слишком много штрафных очков накопилось за предыдущие гонки. На судейском судне всех волновал вопрос: кто же будет первым на финише из призеров. Бинокли переходили из рук в руки. Не только судьи, но и члены команды судна, которые к этому времени уже хорошо разбирались в премудростях гандикапного пересчета, искали в приближающихся парусах знакомые номера призовых яхт. Вот подходит к финишу «Енисей», «Радуга»...
Ветер почти совсем скисает, когда четвертой финишировала «Рига». Теперь ни у кого нет сомнения, что это — абсолютный победитель соревнований. С судейского судна продолжительным гудком ее авансом поздравили с победой. Как потом оказалось, «Рига» стала победителем не только по сумме очков, но и по абсолютной скорости прохождения всей дистанции гонок, т. е. заслужила звание самой быстрой яхты на Балтике. Иными словами, ее экипаж завоевал не только «Кубок Балтийского моря», но и «Хрустальный кубок» редакции «Катера и яхты» за самое короткое время прохождения дистанции.
За «Ригой», спустя полтора часа финишировали три ленинградские «шестерки»: прошлогодний призер «Сольвейг», «Паллада» и победитель гонок 1972 г. «Амур». После этого наступило полное затишье. Используя лишь редкие порывы ветра с берега, яхты еле заметно подтягивались к финишу. Уложиться в контрольное время из 35 участников, выступавших в I группе, удалось в общей сложности только тринадцати. Остальным как не финишировавшим пришлось приплюсовать к своим результатам по 40 штрафных очков. В их числе оказался и пярнусский «Керберос», который, — успей он дотянуть до финиша хотя бы 14-м, гарантированно занимал призовое место.
Первая яхта II группы «Андромеда» появилась на финише лишь глубокой ночью. Лишний раз подтвердилась старая истина: трудно проводить соревнования с участием яхт, имеющих несопоставимые ходовые качества. По-видимому, основными участниками наших гонок в ближайшие годы останутся Л6 и 8CR. Кстати о яхтах 8CR. В прошлом году они выступили неудачно, практически проиграв всем «шестеркам». Гонки нынешнего года реабилитировали этот класс. Во всяком случае одна из 8CR оказалась среди призеров. Причем это был не случайный выигрыш: «Радуга» показала хорошие результаты на всех этапах гонки.
Материал этой статьи готовился в процессе соревнований. Рождались самые различные идеи для ее названия, например, «800 миль под спинакерами» — после того, как прошли четыре первых этапа при попутных ветрах, или «Воюют не числом, а умением» — это под впечатлением удачного выступления «Кербероса» — единственной яхты, выставленной пярнусским яхт-клубом. Но под конец мы вынуждены были признать, что воюют все же и числом, а также отношением к соревнованиям. Это видно на примере латвийских спортсменов. В этом году они выставили 11 яхт против пяти в прошлом году, из которых тогда две примкнули к гонке только на III и IV этапах. Победа в обеих стартовых группах послужила рижанам заслуженной наградой. На катамаранах латвийские спортсмены оказались вообще монополистами, и, естественно, стали и победителями, и призерами в этом классе.
В отличие от прошлого года, катамараны прошли дистанцию весьма удачно и в ряде случаев финишировали раньше килевых яхт II (по IOR) группы. Если учесть, что гонки на катамаранах проводятся без гандикапа, а это намного упрощает подсчет результатов, то противопоказаний для их участия в соревнованиях вместе со II стартовой группой нет. Сам же факт присутствия катамаранов на гонках, несомненно, послужит стимулом для дальнейшего развития этого интересного класса крейсерских парусных судов.
Эстонские спортсмены в этом году выставили всего 5 яхт, тогда как в прошлом году их было девять. Отсутствовал на гонках и прошлогодний призер «Санта Мария» из таллинского клуба «Калев». Только благодаря пярнусскому «Керберосу», ставшему обладателем приза Балтийского морского пароходства, эстонским яхтсменам удалось поддержать свой престиж.
Сдали свои позиции и ленинградские яхтсмены. Кроме экипажа «Амура», никто из ленинградцев не смог пробиться в тройку победителей.
Как уже отмечалось, во II стартовой группе, Кроме «однотонника» таллинской постройки, на этот раз участвовала в гонке яхта аналогичного класса польской постройки. По качеству исполнения, по оборудованию и внутренней планировке она, безусловно, заслуживает самой высокой оценки. Однако ходовые ее качества, несмотря на дакроновые паруса, были ниже всякой критики. А вообще объективно сравнивать качества яхт отечественной и зарубежной постройки, не говоря уже об уровне мастерства спортсменов, можно будет лишь после того, как кубок Балтийского моря станет разыгрываться с участием яхтсменов всех прибалтийских стран. Это будет в полной мере соответствовать и духу соревнований, которые с момента их организации были посвящены традиционным празднованиям Недели Балтийского моря.
Обо всем этом говорилось на совещании спортсменов перед парадом закрытия соревнований в Центральном яхт-клубе Риги.
Были предложения и по улучшению организации самой гонки. В связи с неравной протяженностью отдельных этапов указывалось на целесообразность ввести коэффициенты, учитывающие трудность их прохождения. Например, за 300-мильный этап — коэффициент 2, за 150-мильный — полтора. Кроме того, этап открытого моря следует усложнить с таким расчетом, чтобы яхты действительно проходили его открытым морем, а не жались к берегу, как было на этот раз. Для этого на этапе Таллин — Клайпеда предлагается, например, огибать остров Борнхольм, а из Вентспилса в Пярну идти вокруг острова Рухну. Эти дополнительные трудности, по мнению яхтсменов, позволят экипажам более полно продемонстрировать свое мастерство в управлении яхтой на различных курсах, внесут элемент плавания с использованием мореходной астрономии. Что ж! Может быть, спортсмены и правы. Организаторам есть над чем подумать перед следующим стартом.
До новых встреч на голубых дорогах Балтики!
