Если в 1970 г. почти на всех больших гонках преобладали количественно и побеждали подвесные моторы концерна «ОМС», то в 1971 г. картина существенно изменилась. На К-Т-К единственное финишировавшее судно с подвесными моторами шло с четырьмя «Меркюри». В США на больших гонках «Хеннесси Гран-При», состоявшихся в июле, Хеннесси — Ки-Вест в ноябре, как и на «Багаме-500», господствовала продукция этой фирмы. «Черные ангелы», как по цвету моторов называют среди гонщиков фирменную команду «Меркюри». выиграли в прошедшем сезоне европейский чемпионат «одномоторных» судов в Клостере (Швеция), гонки в классе ON (1500—2000 см3) в Ауронцо (Италия), известные английские гонки «Чэзво-тер-500» и трехчасовой марафон в Амстердаме.
Наконец, спортсмены, выступавшие на судах с моторами «Меркюри», были основными призерами и очередных. 17-ых по счету тонок «6 часов Парижа», которые, несмотря на противодействие муниципалитета. все же состоялись в столице Франции 10 октября на прежней 4.7-километровой трассе вокруг острова Лебедей, почти напротив Эйфелевой башни.
В первый раз за всю историю этого марафона па время соревнования было закрыто движение грузовых барж в районе трассы, но, скажем прямо, против ожидания это не уменьшило количества печальных инцидентов на воде. По-видимому, почувствовав свободу, гонщики стали выжимать все, на что способна техника, забывая об осторожности.
В марафоне участвовали скутера OI (1000—1500 см3) и ON (1500—2000 см3), мотолодки SE (750—850 см3) и катера S3 (с двигателями 1500—2000 см3). Поскольку эти суда значительно дешевле и доступнее. чем большие 1000-сильные мореходные катера для океанских гонок, а сами соревнования проходят на глазах у жителей огромного города, все моторные фирмы считают парижский марафон лучшей ареной для показа техники, выпускаемой на широкий рынок. Показа и, добавим, проверки! Итак, в Париже, как обычно, встретились не только лучшие гонщики, которых неизменно привлекает самая сложность марафона (призы невелики!), но и конкурирующие концерны.
Показательно, что привезенные новинки — «секретное оружие» фирм — до норы до времени держались в тайне. Только за несколько минут до старта были сняты чехлы и стало известно, что козырем «Меркюри» на этот раз будет «Твистер» — гоночный вариант 140-сильного «Мерк-1400», форсированный, по слухам, чуть ли не до 200 л. с. Сняли брезент и с новинки «ОМС» — четырехцилиндрового гоночного «Эвинруда» — «Стринглер», мощность которого также остается неизвестной и поныне. А «Крайслер» и «Карнити», наоборот, широко рекламировали свои гоночные моторы, используя предстартовый ажиотаж...
Как и ранее, число участников было ограничено. На этот раз фактически стартовали 76 гонщиков (из 80 допущенных) и только 28 из них удалось довести гонку до конца.
Победу одержала команда, составленная из итальянца Джиованни Пеллолно и американца Майка Довнарда. Выступая в классе ON на деревянном катамаране «Молинари» с мотором «Твистер», они за 6 часов совершили 158 кругов, пройдя 746,9 км с великолепной среднем скоростью 124,48 км/час (т, е. почти на 6,5 км/час выше, чем у победителя предыдущей гонки Молинари). Только на два круга от них отстал 55-летний южноафриканский спортсмен Д. Кандкотас. Не в пример прочим, он шел без сменщика, т. е. все 6 часов сам сидел за рулем. И это при средней скорости 122,6 км/час! Его катамаран, практически мало отличающийся от катера победителей, был оснащен «Стринглером». Такое распределение мест в основном классе и было расценено как явная победа «Меркюри» в единоборстве с «ОМС».
Второй из участвующих в марафоне «Эвинрудов» был установлен также на южноафриканском судне — занявшей 3-е место в своем классе мотолодке SE. Здесь победили итальянцы: Дель Орто — Вассена (96,7 км/час) и Радаэлля — Баджиоле (96,4 км/час), выступавшие с 65-сильными «Карнити».
В классе OI первое место завоевали итальянцы Бодега и Молинари, сделавшие 146 кругов, а второе — хозяева гонок, братья Жуссом (142 круга). Все суда этого класса были оснащены моторами «Меркюри». Точнее — все, успешно закончившие гонку. Дело в том, что знаменитый Чезаре Скотти выступал (любопытно отметить — на самодельном скутере!) не с «Меркюри», а с мотором «ОМС» — «Джонсоном». И выступал великолепно: он лидировал, развив очень высокую скорость (рекорд марафона — 143,5 км/час на 43-м круге), но... столкнулся с английской мотолодкой. К началу четвертого часа лидерство в классе 01 перешло к другому итальянскому асу — Карло Разини, однако н его постигла неудача: на крутом вираже скутер зарылся в воду. К исходу этого четвертого часа на плаву осталось меньше половины стартовавших судов...
В единственном классе катеров наибольшее число кругов успели сделать Хорст и Маубрехт (ФРГ), показавшие на своем судне с двигателем «ВМВ» очень высокую скорость 102,91 км/час.
Добавим, что лучших результатов в Париже добились итальянские гонщики, занявшие 5 из 12 призовых мест; по три призовых места достались французам и южно-африканцам.
Трехчасовой амстердамский марафон (он был несколько проще для участников) также выиграли гонщики с моторами «Меркюри», причем в основном это были уже серийные «Твистеры». Что же это за мотор? Что в нем осталось от «Мерк-1400»?
Технические данные «1400-Twister» пока неизвестны. Можно только отметить, что рабочий объем его шести цилиндров 99,8 куб. дюймов (1630 см3) — чуть больше, чем четырехцилиндрового «Стринглера» (99,6 куб. дюймов). Он имеет девять специальных гоночного типа карбюраторов, снабженных двойным соплом; считают, что по эффективности каждый такой карбюратор заменяет два обычных. Полностью модифицирована головка цилиндров. Совершенно по-новому решена система выхлопа. Мотор имеет бесконтактное электронное зажигание «Сандерболт», стандартное для всех мощных моторов фирмы.
Ряд подвесных моторов «Меркюри» 1972 года включает 10 базовых моделей мощностью от 4 л. с. (один цилиндр; 5,5 куб. дюймов) до 140 л. с. Наиболее примечательны моторы в 140 и 65 л. с. В «Мерк-1400» применены новый блок цилиндров и настроенная система выхлопа, скрытая в дейдвудной трубе. Бесконтактное зажигание «Сандерболт» за несколько микросекунд развивает напряжение до 40000 в, подаваемое к свечам; это обеспечивает надежный запуск при любых погодных условиях. Рекомендуемое максимальное число оборотов «Мерк-1400» 5800 в минуту; отношение редуктора — 14:28.
Совершенно переработана трехцилиндровая модель «Мерк-650» номинальной мощностью 65 л. с. при рабочем объеме 49,8 куб. дюймов (820 см3). Как и «Мерк-1400», она имеет новую конструкцию камеры сгорания, уменьшающую возможность детонации, к чему вообще склонны двухтактные моторы с «козырьковой» дефлекторной продувкой. Новая камера сгорания применена также в 80 и 115-сильной моделях.
Новое оформление моторов, рекламируемое под трудно переводимым названием «клем шэлл» (нечто вроде «морской ракушки»), несколько изящнее, чем «старое», но основной цвет кожухов по-прежнему черный. Облегчен доступ к карбюраторам и системам зажигания и питания. Упрощено снятие кожуха.
Как и раньше, все моторы мощностью свыше 40 л. с. снабжены электростартером; для 20-сильного он поставляется по желанию заказчика. Фирма особо рекламирует множество различных мелких усовершенствований. В качестве примера можно отметить, что только в одной модели «Мерк-402» (40 л. с.) применено свыше 20 конструктивных улучшений.
В сборнике уже сообщалось о том, что приняты особые меры, делающие моторы совершенно «безвредными», не загрязняющими водную среду. В этом году рекламируется повышение устойчивости против коррозии при эксплуатации в морских условиях моторов малой мощности. Любопытно, что поскольку в некоторых штатах на самых малых озерах ввели ограничение мощности применяемых моторов до 6 л. с., фирма немедленно выпустила специальные легко монтируемые приставки для своих серийных 7,5-сильных «Мерк-75», снижающие их максимальную мощность на 1,5 л. с.
Упоминая в общих выражениях о повышенной экономичности и меньшем весе моторов новой серии, фирма по-прежнему не приводит каких-либо фактических данных о расходе топлива и не укатывает веса, т. е. как раз тех показателен, которые оказываются «невыгодными» при сравнении с моторами европейских фирм. В то время, как концерн «ОМС» — главный конкурент — начинает переходить на более прогрессивные системы продувки, корпорация Кнкхейфера не считает нужным менять технологически хорошо отработанные конструкции.
Фирма особое значение придает участию своих моторов на всех больших и малых соревнованиях, где на вес и экономичность, естественно, никто не обращает внимания. Весьма показательные демонстрирующие исключительную надежность моторов победы в гонках, усиленная реклама и великолепный фирменный сервис (независимо от года выпуска мотора и срока гарантии) обеспечивают сбыт продукции, хотя цена моторов существенно выше, чем «Эвннрудов» и «Джонсонов» концерна «ОМС» и, тем более, моделей европейских фирм.
Кроме подвесных моторов, корпорация Кнкхейфера уже много лет изготовляет стационарные восьмицилиндровые двигатели мощностью 215, 270 и 323 л. с., а также (по лицензиям известной шведской фирмы «Вольво-Пента») откидные колонки «Меркруйзер», Специальные гоночные агрегаты «Меркруйзер» на 500 л. с. очень надежны и широко применяются па скоростных катерах Дона Аронау и других конструкторов. В 1972 г. к выпускавшимся ранее добавлен новый двигатель типа «М/С-888», развивающий 188 л. с. и предназначенный для катеров длиной от 5,18 до 7.01 м.
Как почти все крупные фирмы, связанные с производством лодочных моторов, корпорация уже несколько лет выпускает хорошо раскупаемые зимой сани («мотонарты») нескольких типов. На мотонартах «250Н» применен двигатель мощностью 25 л. с. с рабочим объемом 439 см3, снабженный электростартером и аварийным ручным запуском. Другая модель «Мерк-200» оснащена 20-сильным двигателем объемом 292 см3. Вес этих саней 150 кг. Габариты: длина 244 см, ширина — 86 см. Скорость свыше 60 км/час. Стоимость саней 1000—1500 долларов. Попутно отметим, что «санно-моторный» спорт получил в США и Канаде очень большое распространение. Достаточно сказать, что лишь за зимний сезон 1969—1970 гг. здесь продано более 505 тысяч таких саней!
Как бы то ни было, фирма лихорадочно борется за новые рынки сбыта, особенно в Европе, где в большинстве стран количество находящихся в эксплуатации лодок, моторов и мотосаней значительно ниже «американских норм». Как недавно заявил президент К. Б. Абернэти (сменивший 64-летнего Карла Кикхейфера, который десять лет назад продал предприятие корпорации «Брунсвик» за 34 млн. долл., но оставался президентом вплоть до 1970 г.). фирма приступает к возведению третьего зарубежного филиала — нового завода в Бельгии, недалеко от города Вервье. Предполагаемая стоимость 8 млн. долл. Запланировано также устройство испытательной базы площадью около 3 га на реке Меус вблизи Льежа.
Как известно, именно в Бельгии уже действует завод концерна «ОМС». Теперь, с появлением здесь же завода корпорации Кикхейфера, — как по старой памяти продолжают называть эту фирму, борьба двух моторостроительных гигантов с новой силой разгорится на европейской почве.