Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Спорт / Соревнования туристов / 1972 год / Короткая и яркая история соревнований на реке Амата
    Подкатегории раздела
    Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Катер МК-29 для тренировок и соревнований
    Гонки водномоторников на реке Висла
    Фантастическая морская история Владимира Леонидовича Дурова
    Конструкции буеров для спортивных соревнований
    История мирового рекорда скорости на воде
    История «Ордена Смелых Парусников»
    Проведение соревнований любительских судов
    История яхт-клуба имени А. Грина
    История кораблестроения — лодка, которую построил Ной
    Соревнования по слалому на байдарках «Амата-69»
    Путешествие по реке Двина с моторами «Москва-М»
    История корабля русского флота фрегата «Паллада»
    История «Маркизовой лужи»
    Из практики судейства парусных соревнований


    Короткая и яркая история соревнований на реке Амата

    Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 37 (Все статьи)
              0


    А́мата, Ама́та, Амата́. Приходилось слышать это слово со всеми возможными ударениями, но у нас в Латвии, где течет эта юркая речушка, которую летом можно перейти, не замочив коленей, ее называют только Амата. Мало найдется в стране туристов-водников, которые не слыхали бы о ней. В 1969 г. традиционные VI соревнования на бурной весенней Амате собрали больше 700 участников — со всей Прибалтики, из Ленинграда, Свердловска, Саратова, Куйбышева... Побывать на этих апрельских встречах для многих тысяч рижан стало чем-то вроде хобби. Вроде гигантской маевки, вроде обязательных праздников Ивана Купала — Лиго.

    Информация об изображенииЭмблема участника последних VI соревнований на Амате
    Эмблема участника последних VI соревнований на Амате
     
    Короткая и яркая история Аматы показательна. Начавшись с неофициальных состязаний нескольких экипажей — было это в 1964 г., за шесть лет, несмотря на все ужесточающиеся требования к участникам, соревнования «разбухли» до колоссального мероприятия межреспубликанского значения, но без должной организованности. Нет, в спортивном смысле они неизменно были организованы хорошо. Но вот болельщики! 70 тысяч вырвавшихся «на волю, в пампасы» горожан! Представьте себе многие сотни автомобилей, бесконечные костры, палатки, тропы через леса и озими. Добавьте к этому крутые берега, камни и комья, падающие из-под ног болельщиков верхних на головы болельщиков нижних, и вы получите представление об этой живописной стихии, которую так и не смог обуздать республиканский Совет по туризму и экскурсиям.

    Соревнования на Амате погибли. Погибли под бременем своей популярности, но не дряхлым, безжизненным существом, а в буйном весеннем расцвете. В памяти Амата навсегда останется удалой, такой же сильной и жизнерадостной, как ее энтузиасты — основатели, давшие начало нашему водному слалому.


    Как не вспомнить добрым словом Виктора Варну — организатора и неизменного участника всех шести Амат, руководителя семи сложнейших походов по рекам Саян, Якутии, Хибин. Виктор нелепо погиб в прошлом году. И в том же году был учрежден переходящий Приз его имени, которым будут награждаться победители Турнира пяти рек.

    Юлий Якобсон — 47-летний кандидат биологических наук, победитель первой Аматы, первый в Латвии мастер спорта по водному туризму, руководитель «водной части» республиканской маршрутно-квалификационной комиссии, которой, кстати говоря, представлено право выпускать в походы высшей категории сложности туристов всей Прибалтики. Общепризнанный вдохновитель многих наших деЛ и интереснейших путешествий, таких, как «поход кандидатов» (кандидатов наук) по Оке саянской, или поход по Каа-Хему, увековеченный на широком экране — в фильме о латвийских физиках «Дни для будущего».

    О Янисе Олдерсе ребята говорят, что это он «придумал» гребной слалом. Янис — энергичный председатель совета водной секции (вот уже десять лет), судья соревнований, начальник штаба «Туриады-71», а главное — тренер латвийской команды, «крестный отец» многих наших ведущих спортсменов.

    Информация об изображенииПрохождение ворот
    Прохождение ворот
     
    Самому молодому из ветеранов Ивару Сиполсу сейчас уже 31 год. Ездил на Кавказ инструктором-общественником, когда еще учился в 9 классе. Участник четырех походов высших категорий сложности, неизменный начальник трассы на всех крупных соревнованиях в Латвии, начальник спасательной службы всесоюзных встреч. Вспоминает об Амате:

    — Было очень много работы. Чтобы подготовить на один день трассу, работали зимой и ранней весной по субботам и воскресеньям. Видели бы вы этих интеллигентов-«бухгалтеров» и их руки после бревен, камней, ледяной воды! Ввели значки «Субботник Аматы» и «5 дней Аматы». (Кстати, Сиполс — обладатель богатейшей коллекции туристских значков.)


    — Теперь? Теперь другое дело. Я приезжаю, скажем, в Бауску, как инструктор — в белой сорочке с галстуком. Встречают, как знаменитость. Все делают сами. Слава богу, есть кому...

    И это очень важно, что ветераны не остались одиночками. Вот, Андрис Павитолс, Роланд Кемерс, Валдис Гоба, Ромуальд Трачумс, Карлис Штале (последние двое — авторы статей в «Катерах и яхтах»), Они организовали сильнейший в Латвии клуб водного туризма («Саукалны»), в разрушенном коровнике оборудовали мастерскую и изготовляют стеклопластиковые слаломные лодки. Своими руками создают республиканскую базу водного туризма, мечтают построить искусственную трассу слалома. (Подробнее об истории клуба можно прочитать в журнале «Физкультура и спорт» № 10 за 1971 г.).

    Очень показательна история двух Зариньшей. Отец Павел Зариньш — ректор Латвийской сельхозакадемии, известный горнолыжник и завзятый турист, когда только возникла идея Аматы, стал одним из оранизаторов этой затеи. Сын Янис — сегодняшний выпускник 11-го класса, приобщился к воде вместе с отцом. Годы туристских плаваний, тренировок и соревнований не прошли даром: Янис — кандидат в сборную СССР по гребному слалому.



    Да, за 8 лет после первой Аматы столько воды утекло, произошло столько событий, так изменилась шкала оценок! Бурно развиваются уже не один, а два вида спорта: водный туризм и гребной слалом.

    Сначала о туризме. Если с 1962 по 1968 г. в Латвии совершалось ежегодно по одному — по три похода высших (4—5-й) категорий сложности, то в 1969—1970 гг. их проводилось уже по 9, а в 1971 г. — 22! Латвийские водники были первыми в освоении Риони и Катуни, вторыми — на Черемоше и Мургабе, дважды побеждали на прибалтийских слетах туристов.

    В октябре 1970 г. на Риони рижане завоевали Кубок 16 городов, Кубок смешанных экипажей и общекомандное первое место.

    Информация об изображенииМарис Лайдиньш после выступления на Айвиексте
    Марис Лайдиньш после выступления на Айвиексте
     
    Конечно, бывали не только победы: в сентябре прошлого года на Большом Зеленчуке (у поселка Архиз) мои земляки были вынуждены довольствоваться третьим местом. Утешением, как шутили ребята, было только то, что «мисс Архиз» была избрана рижанка Мария Зуша!

    Число официально занимающихся водным туризмом и слаломом у нас возросло за эти годы в 7 раз и уже перевалило за 3000. Сегодня водный туризм и гребной слалом культивируют три спортобщества — «Варпа», «Даугава» и «Трудовые резервы», причем больше чем в десяти городах и поселках. Никого теперь не удивляет, например, что рыболовецкий колхоз Имени 9-го Мая проводит открытые соревнования с участием 150 экипажей. Вошли в систему поездки инструкторов для помощи низовым коллективам. Спортсмены и тренеры «Трудовых резервов» выступают в школах и ПТУ, демонстрируют фото, диапозитивы, кинофильмы. В итоге этой работы только в прошлом году в гребной слалом пришло более полусотни ребят.


    На смену Амате пришли различные соревнования по всей Латвии. Пожалуй, самое интересное — это традиционный (раз в два года) цикл соревнований — так называемый «Турнир пяти рек», в программу которого входят техника водного туризма, водно-туристский слалом, скоростной спуск и ориентирование.

    Важнейшим, этапным событием «послеаматского периода» было проведение в Карелии первой республиканской «Туриады-71». Цели и задачи ее так определены в «Положении»:
    • дать возможность индивидуальным туристам, не объединенным в группы по месту работы, участвовать в походах соответствующей категории, повысить спортивный разряд, хорошо отдохнуть;
    • собрать материал о маршрутах по Карелии;
    • обменяться опытом.

    Водной секции Совета по туризму и экскурсиям пришлось проделать громадную работу по организации групп, разработке маршрутов, созданию необходимых инструкций и оформлению документов. Участником мог стать любой значкист «Турист СССР» или разрядник водного туризма, но прежде он должен был показать, на что способен, на одном из весенних соревнований.

    Информация об изображенииЭмблема участников первой «Туриады»
    Эмблема участников первой «Туриады»
     
    С 31 июля по 22 августа участники «туриады» (20 групп — 208 человек) совершили походы 3 ч 4-й категорий сложности. Одна из групп состояла из 37 инструкторов-общественников; их подготовке у нас уделяется большое внимание (примерно 2/3 физколлективов уже имеют инструкторов по водному туризму и гребному слалому). Другая группа участников прошла маршрут 4-й категории на самодельных надувных катамаранах конструкции К. Херцова-Херцберга (см. сборник» № 6, 1971 г.). Автор проекта зимой вел специальный семинар, итогом которого были 35 новеньких катамаранов, созданных руками слушателей, а затем и первые республиканские соревнования катамаранов на реке Огре.

    Все маршруты пройдены в предусмотренные сводным планом сроки. Не было ни одного несчастного случая. Полностью освоен бассейн реки Кемь. Что особенно ценно — впервые в Союзе накоплен опыт организации массовых водных туристских выездов. В перспективе — освоение рек Памира и Тянь-Шаня, туриады на Дальнем Востоке.




    Теперь о «чистом» слаломе, только что выделившемся из водного туризма. Произошел переход из одного качества в другое. Из бурлящей массы туристов ветеранов и зеленых новичков (правильнее сказать «синих» — по цвету кожи после непременных «оверкилей» в вешних водах) у нас довольно быстро выкристаллизовалось ядро энтузиастов нового вида спорта.

    Неслучайно на первых же всесоюзных соревнованиях по гребному слалому (Риони, октябрь 1970 г.), в которых стартовало 50 спортсменов, во всех четырех олимпийских классах в числе призеров оказались слаломисты Латвии. Б. Херцова-Херцберга, М. Лайдиньш, К. Иесалниекс, А. Крузе и А. Кузьмин вошли в состав первой сборной СССР.

    Было это, кажется, совсем недавно. А с тех пор советские слаломисты уже соревновались друг с другом на 2 и 3-й Всесоюзных личных встречах, выступали на трех международных состязаниях, включая XII Чемпионат мира в Мерано. Безусловно, прошлый год — о нем писал в сборнике тренер сборной А. Д. Слесарев — дал очень много для роста мастерства спортсменов. Чего стоит, например, трехнедельный сбор на Риони совместно с командой ГДР — сильнейшей в мире! Или, скажем, дружба М. Лайдиньша с чемпионом мира 3. Хорном!

    Информация об изображенииМастерская в бывшем коровнике
    Мастерская в бывшем коровнике
     
    Конечно, нет особого смысла снова писать о нашем скромном дебюте в Мерано, но, действительно, надо же учесть, что в спорте чудес не бывает. Первенства мира проводятся с 1949 г., а мы выступали на них впервые! При нашем самом первом выезде за границу рижанин Марис Лайдиньш оказался 41-м из 49 участников (Цвиккау, 1970 г.). А ведь в Мерано, где состав был сильнее, он стал уже 48-м из 74! И это отнюдь не было легким шагом.

    Несколько слов о том, как началось знакомство Лайдиньша со слаломом. На первую Амату уехал его старший брат, а Мариса — 16-летнего болезненного паренька — мать туда не пустила. Он послушно лег спать, но встал до рассвета и на попутной машине добрался до Ама-ты вовремя. Он — в одном экипаже с Я. Олдерсом. Проходит несколько лет упорного труда и сегодня Марис — один из опытнейших слаломистов, тренер «Трудовых резервов». Кстати говоря, 6—7 лет тренировок — это, по чемпионским меркам, мало. Например, экс-чемпион мира Юрген Брэмер в свои 33 года имеет 16 лет слаломного стажа, а о нем говорят — начал поздно! Считается, что самый подходящий возраст для начала занятий гребным слаломом 8—12 лет.


    Информация об изображенииГруппа латвийских спортсменов-водников, членов клуба «Саукалны»
    Группа латвийских спортсменов-водников, членов клуба «Саукалны»
     
    Когда в Мерано спортсменки из Англии узнали, что наша Бирута Херцова-Херцберга, успешно прошедшая трассу, только год назад впервые села на байдарку, они сказали: «Ну, тогда вы еще будете плавать хоть вниз головой!» И здесь надо добрым словом вспомнить Карпаты, Памир, Саяны. Ведь до байдарки Бирута много плавала с мужем на катамаране. . Сидела всегда впереди, первой проходила вздыбленные валы, первой неслась на камни и пороги. Отвечая на вопрос, почему у нас еще мало способных слаломисток, она говорит — «Наверное, негде учиться хладнокровию». А причину своего увлечения слаломом объясняет коротко — «Люблю стихию».

    Не меньше любит стихию и ее муж. Однако когда серьезно заняться гребным слаломом одновременно предложили и ему, Карлис, подумав, отказался: ведь это значило бы изменить своему второму хобби — живописи, а в какой-то мере и любви к «бродяжничеству» по горам и рекам (у него была тогда на очереди Камчатка!)...



    Проблемы, проблемы, проблемы. Ведь трудности с обеспечением материальной частью (новыми стеклопластиковыми лодками, снаряжением) — это только малая часть из числа проблем, которые надо решать у нас на местах. Думается, например, что нельзя рассчитывать на повышение мастерства спортсменов без решения проблемы подготовки тренеров и судей, издания учебной литературы, выпуска кинофильмов и методических пособий. К. Штале и другие наши энтузиасты переводят для себя статьи с чешского и немецкого, но без публикации подобная работа малоэффективна. То, что уже делается в этом отношении в Москве, еще не стало общим достоянием.

    Всему миру известны успехи японских гимнастов. Но не секрет и то, что многое им дал оперативный и тщательный анализ кинограмм выступлений советских спортсменов. По темпу выступления, по сложности комплексов движений вполне уместно сравнивать гребной слалом с гимнастикой. И как не посетовать, что в Mepawo некому было фиксировать на пленку бесценный опыт мировых мастеров. Хорошо, что в Шови удалось наладить съемки.

    Скоростной спуск на специальных лодках включается в программы чемпионатов мира, но у нас в стране таких лодок нет, подобные соревнования не проводятся. Хочется верить, что в ближайшие год-два мы подойдем вплотную и к этому этапу.

    Проявляются уже и «болезни роста». Например, чтобы, согласно недавно утвержденным разрядным требованиям, стать мастером спорта, нужно занять 1—2-е места на первенстве СССР. Но такие первенства не проводятся, новый вид спорта не включен и в программу спартакиад, международные соревнования в Союзе не проходят, — естественно, многие спортивные руководители на местах относятся к нему, как к пасынку.

    Еще предстоит большая работа по организационному укреплению гребного слалома «в низах» — первичных коллективах, секциях, по всемерной его популяризации. Ведь от массовости развития водного туризма и особенно — еще мало известного у нас в стране гребного слалома будут зависеть наши завтрашние успехи.

    Плохо, что до сих пор не проводятся всесоюзные юношеские соревнования, не используются энтузиазм и возможности молодежи (на 1972 г. в Латвии запланированы такие соревнования).

    У нас в республике есть и специфические трудности, связанные с географией: хотя мы и проводим соревнования с апреля по ноябрь, но подходящие для этого участки рек или каналов можно пересчитать на пальцах одной руки. Выход: сооружение искусственной трассы на базе строящейся Рижской ГЭС, однако эта проблема настолько сложна, что нужна помощь Совета Министров республики. Приходится думать и о создании тренировочных баз — в том числе простейшего типа для работы по субботам и воскресеньям, и о массовом выпуске инвентаря, и о транспортировке лодок. Ведь 4-метровые слаломные лодки «Аэрофлот» в багаж не берет; с трудом принимают их и на железной дороге. Хорошо, если куда-нибудь недалеко едет команда из 10—12 человек, можно отрядить автомашину с обычным прицепом для академических лодок. А что нам делать, когда на соревнования выезжают 2—3 человека?

    Итак, проблем немало. Особенно — местных. Чем «взрослее» новое дело, чем шире его размах, чем больше у него свершений и успехов, тем больше возникает все новых трудностей и проблем. Диалектика. Будем надеяться, что вскоре вступит в действие и другой закон диалектики — переход количества в качество.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Первенство страны по водно-лыжному спорту в Киеве 1971 года
    VI соревнования воднолыжников на приз Ю. А. Гагарина
    Соревнования фигуристов воднолыжников РФ 1971 года в Сочи
    Гонки. Рекорды. Моторы. Тридцать пятый выпуск
    Вокруг Кубка памяти Сэма Грифитса
    Соревнования на «Однотонный кубок» 1971 года
    Наши главные парусные силы накануне XX Олимпиады
    Рекорды спортсменов водно-моторников 1971 года в Москве
    Океанские соревнования «Каус — Торки — Каус» 1971 года
    Обзор гоночных моторов водно-моторных чемпионатов 1971 года
    Обзор сезона водного слалома на байдарках 1971 года
    Матч по технике водного туризма 1971 года на речке Зеленчук
    Чемпионат мира на судах с подвесными моторами 1971 года
    Водно-моторные гонки на «Кубок Америки» 1971 года
    Предстоящий водно-моторный марафон Лондон — Монте-Карло

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Короткая и яркая история соревнований на реке Амата

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    XII воднолыжный чемпионат мира 1971 года
    VI водно-моторные гонки 1972 года на приз «Катеров и Яхт»
    Зарубежные гонки спортсменов-водномоторников 1972 года
    Десять лет советского воднолыжного спорта
    XIX чемпионат СССР по водно-моторному спорту
    Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Кубок Балтики 1972 года
    XX Олимпиада 1972 по парусному спорту — расстановка сил
    С чего начались скоростные соревнования водно-лыжников?
    Соревнования клубных команд России на реке Исети 1972 года
    Гонки. Рекорды. Моторы. Сороковой выпуск
    III лично-командные соревнования водномоторников Ржева
    Гонки на приз клуба «Водяной» среди судоводителей-любителей
    Водно-моторный марафон вокруг Европы 1972 года
    IV Трансатлантическая гонка яхт-одиночек 1972 года
    XX Олимпийские парусные гонки 1972 года


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 47 + 30 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории