Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Спорт / Новости спорта / 1972 год / Десять лет советского воднолыжного спорта
    Краткое оглавление
    Слалом Фигурное катание Прыжки с трамплина


    Подкатегории раздела
    Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Рождение советского парусного спорта
    Техническая оснастка воднолыжного спорта
    Зарождение английского воднолыжного спорта
    О технике воднолыжного спорта
    Будем учиться на ошибках спортсменов воднолыжного спорта
    Состояние воднолыжного спорта в Японии в 1972 году
    Главные события воднолыжного спорта минувшего 1975 года
    Совет Всесоюзной федерации воднолыжного спорта 1977 года
    Первые страницы истории Советского парусного спорта
    Новый вид воднолыжного спорта — акробатика
    В федерации воднолыжного спорта СССР в 1983 году
    Подборка газет о становлении советского парусного и водно-моторного спорта
    Генеральный курс советского спорта — массовость
    Пленум всесоюзной федерации воднолыжного спорта в 1988 года


    Десять лет советского воднолыжного спорта

    Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 39 (Все статьи)
              0


    Десять лет для нового вида спорта — не так уж много. Но и немало. И есть уже смысл подвести итоги, чтобы правильно оценить свои силы и возможности, видеть как слабые места, так и перспективу.

    Отрадно отметить значительный рост наших рядов. По данным Федерации воднолыжного спорта СССР сейчас у нас 30000 «организованных» лыжников, причем среди них уже 45 мастеров спорта. Залог дальнейшего роста — заметное расширение воднолыжной географии, укрепление местных федераций и секций. В семью воднолыжных республик теперь входят РСФСР, УССР, БССР, Латвия, Грузия, Эстония и Литва. Соревнования воднолыжников можно увидеть не только в традиционных воднолыжных городах, к которым заслуженно относятся Москва, Ленинград, Рига, Тбилиси, Киев, Новосибирск, но и во Владивостоке, в Вологде, Таганроге, Рыбинске, Севастополе, Николаеве, Ижевске и т. д. Только в Российской Федерации водные лыжи культивируются более чем в двадцати АССР, краях и областях.

    Информация об изображенииКрасивая водяная стена от воднолыжника
    Красивая водяная стена от воднолыжника
     
    Ведущее положение прочно занимают федерации Москвы (17 мастеров спорта) и РСФСР (10 мастеров). Можно отметить, что на трех последних чемпионатах страны, где разыгрывались в общей сложности 72 медали, москвичи завоевали 46 медалей, а спортсмены России 9. В 1970 г. в число лидеров впервые вышли украинские спортсмены: они заняли 3-е место на чемпионате страны, оттеснив команды Латвии и Ленинграда. Тогда впервые одна из золотых медалей досталась представительнице Украина Т. Геут; в следующем году она закрепила успех, выиграв два из трех видов многоборья — фигурное катание и прыжки. В Белоруссии благодаря настойчивой работе с молодежью выросли талантливые мастера Г. Артеменко, Т. Редкая и А. Кадылинский. А вот в Грузии, несмотря на благоприятные природные условия и наличие хорошего инвентаря, мастерство спортсменов растет медленно. Вообще, как ни странно, успешное развитие спорта происходит пока в основном в северных городах; многие южные центры, обладающие отличными акваториями, дальше катания так и не ушли (к ним относятся, например, Одесса, Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань, Волгоград, целый ряд городов Средней Азии и Закавказья).

    Каковы же чисто спортивные итоги первого десятилетия?

    Слалом


    Информация об изображенииДинамика результатов в слаломе
    Динамика результатов в слаломе
     
    Последние годы отмечены значительным ростом результатов у мужчин. Обнадеживает то, что мастерстве растет не только у чемпионов и призеров, но у всей первой десятки спортсменов. Это — хорошая база для дальнейшего улучшения высшего достижения страны. В 1970 г. впервые на чемпионате страны мужчины достигли скорости 57. км/час, а Г. Гусев (Москва) показал лучший результат за всю десятилетнюю историю спорта в стране: взял 2 буя при длине буксировочного фала 17 м. Правда, в 1971 г. рост результатов прекратился, но думается, что это не спад, а накопление сил перед дальнейшим движением вперед.

    Споры, которые проходили последние годы вокруг вопроса о значении места проведения соревнований и типе катера-буксировщика, можно считать решенными. Именно хорошая акватория, в которой не образуется накатная волна даже при незначительном ветре, позволила призерам последних чемпионатов показать высокие результаты. Правда, на чемпионате 1968 г. в Риге тоже была отличная акватория (и идеальная погода), но показать высокие результаты ни в слаломе, ни в прыжках тогда не удалось именно из-за резкой, жесткой волны от катера.

    Хуже дела у женщин. Хотя высшее достижение страны усилиями Г. Литвиновой (РСФСР) и Н. Воронцовой (Москва) доведено до 3 очков на скорости 54 км/час, будущее вызывает серьезные опасения, так как ведущая группа мастеров слишком малочисленна, а средний результат первой десятки страны в 1971 г ухудшился, по сравнению с предыдущим.

    Фигурное катание


    Только в 1968 г. оно было введено в программу чемпионата страны. Бурное развитие этого вида многоборья показывает, что такое промедление было ошибкой федерации: если бы мы серьезно занялись фигурным катанием раньше, то уже имели бы результаты международного класса.

    Удачным был прошлый сезон, когда удалось преодолеть два «роковых» рубежа: у мужчин — 3000 очков, у женщин — 2000. Это сделали ленинградец А. Мясников (3002 очка) и Т. Геут из Севастополя (2045 очков). Значительно возрос средний результат первой десятки у мужчин (2548 очков), вплотную подошедший к норме мастера (2600). У женщин же, как и в слаломе, разрыв между этими цифрами опасно велик.

    Прыжки с трамплина


    Информация об изображенииДинамика результатов в фигурном катании
    Динамика результатов в фигурном катании
     
    Прежде всего необходимо отметить хорошую тенденцию к росту результатов у женщин. Радует и то, что растет средний результат сильнейшей десятки, причем у мужчин он уже превысил норму мастера спорта. Но вот высшее достижение страны у мужчин за последние годы выросло крайне незначительно (с 36,6 м до 38,6 м). По предварительным результатам прошлого сезона ожидалось, что на чемпионате СССР, завершающем год, высшие достижения 1970 г. будут превзойдены и у женщин, и у мужчин, но этого не произошло: вместо текстолита трамплин был покрыт гетинаксом, покрытие оказалось очень вязким, тормозило движение спортсмена, выбивало его из нормальной стойки.

    Большое значение для дальнейшего развития спорта имеет средний возраст спортсменов, который в первые годы развития водных лыж был у нас весьма внушителен. В последнее время этот недостаток удалось несколько исправить, однако возраст призеров последнего чемпионата настораживает по-прежнему, у мужчин 25,1, у женщин 22,5. Средний возраст сильнейшей в мире американской команды никогда не превышает 20 лет, а наша сборная значительно старше (например, в 1970 г. — на 4 года).

    Работа со школьниками ведется далеко не во всех республиках и городах. Многие команды продолжают стареть, не пополняются талантливой молодежью. Особенно наглядно это видно на примере команды Ленинграда, имевшей в 1970 г. средний возраст 27,7 лет. В ее составе 34-летний абсолютный чемпион страны A. Мясников и славная плеяда ветеранов-лыжников, таких как Ю. Жуков, А. Петров, В. Медведев, Л. Цой, — но достойной смены им нет. Не моложе была на чемпионате страны 1970 г. п команда москвичей. Наиболее молодыми были команды Белоруссия (19,3 года) и РСФСР (22,2), причем в их состав входили многие перспективные спортсмены, такие, как уже упоминавшиеся Г. Артеменко и Т. Рецкая, М. Филимонова, И. Тяпкин, И. Ильина, B. Наседкин.

    Информация об изображенииДинамика результатов в прыжках с трамплина
    Динамика результатов в прыжках с трамплина
     
    В 1967 г. советские воднолыжники начали встречаться с зарубежным!» спортсменами, в основном с командами ЧССР, ПНР и ГДР. Эти команды не являются ведущими на континенте, и все же нам до сих пор не удавалось их победить (только в прыжках с трамплина представители нашей команды обычно одерживали верх). Тем не менее, советские воднолыжники все ближе подходят к такому моменту, когда можно будет принять участие н в крупных международных соревнованиях. Интересно в этой связи сравнить лучшие результаты за рубежом и у нас (табл. 1). Нет необходимости подробно комментировать таблицу. Пока, к сожалению, советские воднолыжники уступают во всех видах многоборья, однако общая тенденция к росту результатов позволяет надеяться, что через два-три года наши спортсмены уже смогут успешно конкурировать с зарубежными.

    Международные -правила проведения соревнований предусматривают предварительное выполнение участниками нормативов, причем эти результаты должны быть показаны в ответственных международных соревнованиях и занесены в специальную карточку спортсмена. Саму таблицу классификационных нормативов для участия в чемпионате мира можно посмотреть в предыдущем номере сборника (в статье А. Санадзе). Здесь же отметим, что пока только два советских спортсмена — В. Филин и Ю. Пафнутов на международных соревнованиях в 1969 г. выполнили одни из них, набрав в прыжках с трамплина более 385 очков. Но отрадно, что ряд спортсменов уже подошли вплотную к выполнению указанных нормативов.

    Участвуя в отечественных соревнованиях, А. Мясников выполнил норматив в слаломе н фигурном катании (правда, максимальная скорость в слаломе была 57 км/час, а не 58), В. Филин и Г. Гусев — в слаломе и прыжках с трамплина, А. Радушинский — в прыжках и фигурном катании; в третьем виде многоборья эти воднолыжники также близки к международному уровню. По одному нормативу выполнили И. Малютин, Е. Тицев, И. Тяпкин, В. Ожогин (все — слалом), А. Потапов (фигурное катание), А. Булатов и В. Нехаевский (прыжки с трамплина). К сожалению, ни одной нашей воднолыжнице пока достичь уровня международных нормативов не удалось.

    Постоянным предметом споров наших спортсменов и тренеров является вопрос о соотношении и важности отдельных видов многоборья. Какой вид является главным, больше других влияющим на общий результат? В табл. 2 приведены суммы очков многоборья, которые набрали соответственно первая, вторая и третья десятки сильнейших многоборцев на первенствах мира и Европы 1969 г. Таблица позволяет сделать однозначный вывод: чтобы стать сильным многоборцем, надо прежде всего быть сильнейшим слаломистом. По общему мнению зарубежных спортсменов и тренеров, слалом, несмотря на свою кажущуюся простоту и первоначальную доступность, является наиболее сложным и техничным видом многоборья.

    Сравнивая развитие у нас водных лыж и некоторых других молодых видов спорта (например, подводного плавания или стрельбы из лука), которые имеют большие успехи и даже международные победы, надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, эти новые виды спорта выросли не на «пустом» месте, а базировались на успехах старых (например, плавания, стрельбы), в то время как водные лыжи предшественников не имели. Во-вторых, для занятий воднолыжным спортом необходимы весьма сложная и дорогая материально-техническая база, подходящая акватория. И если акватории во многих районах нашей страны есть, то материально-техническая база почти всюду находится в неудовлетворительном состоянии. Ведь не секрет, что сравнительно хорошим техническим оснащением в первую очередь н объясняются спортивные успехи воднолыжников ЦВСК ВМФ, клуба «Аврора», городов Риги, Дубны, Долгопрудного, Красноярска.

    Центральным вопросом остается выпуск хороших катеров-буксировщиков. Единственный специальный катер типа «Нева-СМ» с максимальной скоростью 50 км/час выпускается Ленинградским заводом экспериментального спортивного судостроения (в 1971 г. — около 30 единиц). Воднолыжники Ленинграда и Долгопрудного устанавливают на такие катера более мощные двигатели «ЗМЗ-53». Испытания показали, что после этого скорость повышается до 57 км/час. И хотя путем тщательного подбора винта и за счет некоторых других улучшений конструкции можно достичь требуемой максимальной скорости 58 км/час, запаса мощности все-таки недостаточно для гарантированного ее выдерживания. Временное решение проблемы лежит в применении на тех же катерах еще более мощных двигателей «Чайка» или «М-41»; Главспортпром и Федерация воднолыжного спорта СССР должны принять более энергичные меры для их получения. А пока в 1972 г. будет выпущен первый десяток катеров с «ЗМЗ-53».

    Вторым по важности остается вопрос о снабжении высококачественными лыжами. Единственным выпускающим лыжи предприятием является Таллинская экспериментальная верфь, которая производит все типы лыж (прогулочные, слаломные, прыжковые и фигурные), но в таких мизерных количествах, что их невозможно найти ни в магазинах, ни на складах Главспортпрома. Испытания изготовленных по заказу Федерации двух партий опытных лыж показали, что верфь может производить лыжи, отвечающие самым высоким спортивно-техническим требованиям. Но Главспортпрому необходимо принять организационные и технические меры, которые обеспечивали бы производство лыж такого качества в требуемых количествах. Хорошо, если бы удалось подключить к производстве водных лыж еще и специализированною лыжную фабрику.

    Трамплины и слаломные трассы промышленностью до сих пор не выпускаются. Нет гидрокостюмов «мокрого» типа. Правда, Ярославский завод «Резинотехника» освоил по заказу ЦК ДОСААФ выпуск гидрокостюмов «Нептун», которые аналогичны иностранным «Калипсо», но, во-первых, Федерация получает их крайне мало, а во-вторых, — губчатая резина на них очень жестка.

    Без наличия эластичного, упругого полиэтиленового или полипропиленового фала нельзя вести разговор о высоких спортивных результатах. В декабре 1971 г. президиум Федерации утвердил первые образцы отечественных полипропиленовых фалов и сейчас выпуск их осваивается Московским нефтеперерабатывающим заводом.

    Несмотря на все трудности, энтузиасты-воднолыжники с уверенностью смотрят на перспективы развития своего любимого вида спорта.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Вокруг Кубка памяти Сэма Грифитса
    Соревнования на «Однотонный кубок» 1971 года
    Наши главные парусные силы накануне XX Олимпиады
    Рекорды спортсменов водно-моторников 1971 года в Москве
    Океанские соревнования «Каус — Торки — Каус» 1971 года
    Обзор гоночных моторов водно-моторных чемпионатов 1971 года
    Обзор сезона водного слалома на байдарках 1971 года
    Матч по технике водного туризма 1971 года на речке Зеленчук
    Чемпионат мира на судах с подвесными моторами 1971 года
    Водно-моторные гонки на «Кубок Америки» 1971 года
    Предстоящий водно-моторный марафон Лондон — Монте-Карло
    Короткая и яркая история соревнований на реке Амата
    XII воднолыжный чемпионат мира 1971 года
    VI водно-моторные гонки 1972 года на приз «Катеров и Яхт»
    Зарубежные гонки спортсменов-водномоторников 1972 года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Десять лет советского воднолыжного спорта

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    XIX чемпионат СССР по водно-моторному спорту
    Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Кубок Балтики 1972 года
    XX Олимпиада 1972 по парусному спорту — расстановка сил
    С чего начались скоростные соревнования водно-лыжников?
    Соревнования клубных команд России на реке Исети 1972 года
    Гонки. Рекорды. Моторы. Сороковой выпуск
    III лично-командные соревнования водномоторников Ржева
    Гонки на приз клуба «Водяной» среди судоводителей-любителей
    Водно-моторный марафон вокруг Европы 1972 года
    IV Трансатлантическая гонка яхт-одиночек 1972 года
    XX Олимпийские парусные гонки 1972 года
    Юношеский чемпионат мира в классе швертботов «420» 1972 года
    II Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Волге 1972 года
    Слалом на швертботах-одиночках класса «Финн»
    Финал водно-моторного сезона 1972 года


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 15 + 31 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории