Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Спорт / Водномоторный спорт / 1972 год / VI водно-моторные гонки 1972 года на приз «Катеров и Яхт»
    Подкатегории раздела
    Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    V Всесоюзные водно-моторные гонки на приз сборника 1971 года
    Водно-моторные гонки на Большой приз Бристоля 1983 года
    Водно-моторные гонки на Большой приз Бристоля 1984 года
    X Всесоюзные водно-моторные соревнования на приз сборника 1976 года
    Водно-моторные гонки на «Кубок Америки» 1971 года
    Водно-моторные гонки чемпионата РСФСР 1973 года
    XVI водно-моторные гонки в Пярну 1982 года
    Водно-моторные гонки на «Гран-При Эмбасси»1982 года
    22-е водно-моторные гонки «Шесть часов Парижа» 1976 года
    Зарубежные гонки спортсменов-водномоторников 1972 года
    Гонки водномоторников на приз Багамских островов 1984 года
    Гонки водномоторников на приз Хэрмсворта 1985 года
    XXI соревнования водномоторников на приз «Катеров и яхт» 1987 года
    Водно-моторные гонки на призы ОАО «Волжские моторы» в 2003 году


    VI водно-моторные гонки 1972 года на приз «Катеров и Яхт»

    Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 39 (Все статьи)
              0


    Очередные VI Всесоюзные соревнования по водно-моторному спорту на приз нашего сборника собрали небывалое количество участников — около 300 человек, свыше 200 судов. Более 200 сильнейших спортсменов (кандидатов в мастера и мастеров спорта) от 20 городов страны вышли на этот раз на гоночную трассу. Среди них рекордсмены и чемпионы Союза А. Раудва, А. Шлапикас, В. Ридер, призеры наших соревнований Ю. Некрасов, Е. Радько и другие. По количеству и составу участников гонки на приз «Катеров и Яхт» уже давно превратились в неофициальный чемпионат страны на судах с подвесными моторами, которые в наших соревнованиях представлены даже шире, чем на первенствах СССР.

    Информация об изображенииПеред стартом кольцевой гонки
    Перед стартом кольцевой гонки
     
    Но самым примечательным был тот интерес, который проявили в этом году к нашим гонкам заводы — изготовители лодок и моторов. Для участия в соревнованиях в Ленинград прибыли представители 28 предприятий, в том числе все ведущие фирмы страны.

    Примечательно, что на этот раз пять заводов — Черноморский судостроительный, Куйбышевский моторостроительный им. М. В. Фрунзе, Пермский моторостроительный им. Я. М, Свердлова, Ржевский АТЭ-3 и Ленинградский экспериментальный завод ДОСААФ — выставили спортивные команды в полном составе и соревновались со сборными городов. Заводские спортсмены весьма успешно провели эти заезды и смогли добиться неплохих результатов. Вплотную к командам признанных мастеров Ленинграда, Тарту и Минска подошли гонщики из Ржева, занявшие 5 место; не последние места заняли и другие заводские коллективы.

    Среди постоянных участников соревнований мы, к сожалению, не увидели на этот раз полной команды гонщиков Ульяновского моторного завода, демонстрировавших в прошлые годы высокие результаты. В спортивной части программы основная продукция завода — моторы «Ветерок» могли быть представлены только в 250-кубовом классе мотолодок, на которых выступали юноши. Согласно положению в классах скутеров ОВ-350 и ОС-500 допускалась установка только моторов, изготовленных на базе серийных двигателей «Нептун», «Вихрь», «Москва-25». Таким образом, ульяновские моторостроители не имели возможности показать в действии свои новые модели гоночных моторов «ГЛМ-3» и «ГЛМ-4», над созданием которых последние годы трудится инициативная группа работников завода. Зато в гонках судов народного потребления представители УМЗ смогли продемонстрировать свою самую новую продукцию — 14-сильный «Ветерок» — на наш взгляд один из наиболее перспективных моторов, представленных на соревнованиях.


    Информация об изображенииВ перерыве между гонками
    В перерыве между гонками
     
    В общей сложности на трассы маршрутной и кольцевой пятимильной гонок вышло около 60 судов народного потребления. На соревнования были доставлены практически все типы мотолодок и моторов, выпускающихся нашей промышленностью, и экспериментальные модели. Впервые широко были представлены пластмассовые мотолодки; на трассе гонок можно было видеть лодки типов «Юг-2500», «Кафа-2500», «Ладога», «Нептун», «Темп». Моторные заводы привезли 23-сильный «Нептун», серийный «Вихрь-30», опытный мотор «Вихрь-40» и самый маленький из выпускаемых моторов двухсильный «Спутник» со складной дейдвудной частью. На катере «Крым-3» можно было видеть водометную установку «Амур-25».

    В отличие от прошлых лет гонки проводились без гандикапа — все суда были разбиты на четыре класса в зависимости от рабочего объема цилиндров установленных на них моторов: 250, 350, 500 и свыше 500 кубических сантиметров. Принимая такое решение оргкомитет соревнований имел в виду выявить на гонках наиболее оптимальные сочетания корпусов и моторов. Результаты гонок должны были также показать, насколько соответствуют новые модели лодок существующей моторной базе.

    Информация об изображенииФиниширует В. Вейнберг на экспериментальной мотолодке
    Финиширует В. Вейнберг на экспериментальной мотолодке
     
    Наиболее многочисленную группу в 31 судно, как и ожидалось, составили лодки с 500-кубовыми моторами «Вихрь», «Вихрь-М», «Москва-25». Занятое место определялось непосредственно по порядку на финише в каждом классе, а командные места — по сумме очков, показанных двумя зачетными лодками от каждого предприятия в обеих гонках.

    Маршрут большой гонки протяженностью 132 км был проложен по Неве до ее истока у Ладожского озера и обратно. Для судов с моторами до 250 см3 поворотный знак стоял у Ивановских порогов; дистанция Для этой группы составляла 80 км.


    Информация об изображенииЛенинградская водная станция спортивно-технического клуба ДОСААФ
    Ленинградская водная станция спортивно-технического клуба ДОСААФ
     
    Обычно неспокойная, с сильными свальными течениями у мостов Нева 17 июня радовала глаз своей голубой гладью — к большому неудовольствию конструкторов некоторых новых лодок с килеватыми обводами. При такой погоде их суда не могли проявить свои основные качества — высокую скорость и комфортабельность на волнении. Но быстрее всех дистанцию прошла именно килеватая лодка, управляемая ее конструктором мастером спорта В. В. Вейнбергом (Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения ДОСААФ). На 132 км В. Вейнберг затратил 2 часа 49 мин. 17 сек., показав среднюю скорость 46,8 км/час. Эта, пожалуй, самая маленькая лодка на наших соревнованиях (ее длина 3,20 м; ширина 1,60 м; высота борта 0,80 м; вес около 80 кг) разработана в качестве разъездной лодки для тренеров по гребному, парусному и водно-моторному спорту. Обладая рациональной конструкцией корпуса с минимальным количеством набора и незначительными затратами материалов, эта лодка вполне может претендовать на массовый выпуск. Однако до освоения для широкой продажи населению в качестве прогулочной и туристской лодки она должна пройти весь комплекс испытаний, в процессе которых могут быть установлены безопасная нагрузка, предельная мощность двигателя, район плавания и другие параметры. Отсутствие же результатов таких испытаний не позволило включить эту, безусловно, интересную конструкцию в общий зачет — она заняла первое место в группе экспериментальных лодок.

    Информация об изображенииПереходящий приз заводской команде
    Переходящий приз заводской команде
     
    К слову сказать, В. Вейнберг выступал с мотором «Москва-25А», отлично показавшим себя и в маршрутной гонке и (на второй день соревнований) на спортивной трассе. Это — результат большой работы опытного гонщика с мотором, проведенной им при подготовке к соревнованиям. Результаты выступления других участников, выступавших с ржевскими моторами (их, к слову сказать, было немного; большинство экипажей отдало предпочтение «Вихрям»), оказались значительно хуже. На 30-м километре дистанции из-за неполадок в моторе вынуждены были отказаться от гонки представители ЦКБ «Нептун». Невысокую скорость показали и сами изготовители моторов «Москва», выступавшие на лодке «Прогресс» с новой моделью — «Москвой-30»; в маршрутной гонке средняя скорость у них составила всего 36 км/час.

    В официальном зачете в классе А-500 в маршрутной гонке победил экипаж Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова в составе Г. П. Федорова и М. Д. Нейчева, выступавший на мотолодке «Обь» с мотором «Вихрь-М» и финишировавший через 8 минут, вслед за В. Вейнбергом. Отлично провели маршрутную гонку также спортсмены Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова. Из-за пустяковой неисправности — буквально в 200 метрах от финиша вышел из строя конденсатор — не удалось продемонстрировать всю мощь серийного 30-сильного «Вихря» представителям завода им. Фрунзе: их итоговая скорость 43 км/час против 45,3 на прошлогодних соревнованиях.


    Информация об изображенииСтарт маршрутной гонки мотолодок
    Старт маршрутной гонки мотолодок
     
    В этом же классе (А-500) участвовали и спортсмены Ульяновского моторного завода, поставившие на лодки «Обь» и «Крым» по два 250-кубовых «Ветерка-14». Разумеется, рассчитывать на победу среди 25-сильных моторов с подобной спаренной установкой было нельзя, учитывая двойное увеличение сопротивления подводной части моторов, которое, кстати сказать, на скорости около 40 км/час составляет почти треть общего сопротивления воды движению лодки. Тем не менее, ульяновским моторостроителям удалось занять середину результатов таблицы (37 км/час мотолодка «Обь» и 35,6 км/час «Крым»), Зато на следующий день соревнований в пятимильной гонке А. В. Великанову и В. И. Меламеду удалось развить скорость 40.5 км/час и занять третье место.

    Информация об изображенииФиниш победителей в классе А-350 В. Коньшина и В. Федченко
    Финиш победителей в классе А-350 В. Коньшина и В. Федченко
     
    Лучших командных результатов в гонках на мотолодках народного потребления добилась команда Московского машиностроительного завода «Красный Октябрь», выступавшая на фирменных моторах «Нептун». В. Н. Коньшин и А. С. Федченко стали победителями в классе А-350, развив на «Оби» под «Нептуном-М» 40.5 км/час в маршрутной и 38.5 км/час в пятимильной гонке.

    Первенствовали спортсмены «Красного Октября» и в гонках двухмоторных судов с суммарным объемом двигателей свыше 500 см3. Их «Крым» с двумя «Нептунами» развил скорость в маршрутной гонке 45.5 км/час. В пятимильной же гонке лучший результат в этом классе показан на новой пластмассовой мотолодке «Темп», шедшей с двумя «Вихрями» — 47,75 км/час. На соревнованиях это была единственная лодка, снабженная рубкой-убежищем. К сожалению, в маршрутной гонке выступить по-настоящему представителям завода не удалось: когда все суда уже стартовали, на «Темпе» еще лихорадочно навешивали моторы — лодку только что сняли с автомашины.


    Информация об изображенииЭкипаж пластмассового «Темпа» торопится выйти на дистанцию
    Экипаж пластмассового «Темпа» торопится выйти на дистанцию
     
    Также неудачным был и дебют на наших гонках 40-сильного «Вихря», под которым выступал на большой «Казанке-2М» призер гонок 1970 г. представитель Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова О. Семенов с механиком А. Старшевым. В стоящем на якоре буксире он не опознал поворотный знак и сделал лишних 12-15 км в Ладожское озеро. В результате — низкая зачетная скорость 38,3 км/час и только шестое место. Не удалось реализовать преимущества мощной одномоторной установки и в кольцевой гонке, где была показана скорость всего 37,2 км/час. В общем — те же показатели, что были достигнуты О. Семеновым на той же лодке в 1970 г. в Бирштонасе под 22-сильным «Приветом». По-видимому, спортсмен еще недостаточно освоил мотор, а может быть и не хотел рисковать пока что одной из немногих «сороковой». Важно, однако, что впервые можно было посмотреть новый «Вихрь» в деле и опытная конструкция показала свою жизнеспособность.

    Информация об изображенииФото мотолодки «Крым-3»
    Фото мотолодки «Крым-3»
     
    Большой интерес у участников и зрителей вызвало выступление в этой группе лодки «Крым-3», оснащенной 640-кубовым двигателем «Амур» мощностью 25 л. с. с водометом. Корпус катера — стандартная мотолодка «Крым» (длина 4,7 м; ширина 1,6 м; высота борта 0,65 м), полный Вес — 250 кг. В маршрутную гонку катер повели его конструктор В. И. Нелипа и конструктор водомета А. М. Поздняков. Дистанция была пройдена со скоростью 40 км/час — пятый результат в группе двухмоторных судов. И по скорости и, как потом можно было убедиться на кольцевой трассе, по поворотливости водометный «Крым» нисколько не уступал лодкам с подвесными моторами. Жаль только, что выступавший на соревнованиях катер в ближайшие годы останется в единственном числе: «Дальдизель», выпустивший опытную партию двигателей, не имеет производственных возможностей продолжить работы по доводке и освоению «Амура-25». Очевидно нашим планирующим органам следовало бы учесть в ближайших планах завода освоение серийного выпуска этих перспективных комплексов, так нужных на мелководных реках Союза.

    Информация об изображенииДвухместная разборная «Калужанка» с моторчиком «Спутник»
    Двухместная разборная «Калужанка» с моторчиком «Спутник»
     
    И, наконец, в сравнительно немногочисленном классе А-250 (8 лодок) были показаны очень плотные результаты — скорость призера 32,4 км/час всего на 2 км/час отличалась от финишировавшего пятым на резиновой лодке уфимца Р. Еникеева.

    Система зачета в соревнованиях этого года, на наш взгляд имела существенный недостаток — единственным показателем была скорость, которую суда смогли развить а гонках. Хотя для прогулочных и туристских мотолодок есть и другие, не менее важные характеристики, такие как объем кокпита, вместимость, мореходные качества и т. п. Недаром водители и конструкторы , больших комфортабельных лодок, таких как «Днепр», «Прогресс», высказывали после гонок мнения о необходимости вернуться к гандикапу, где наряду с показанной скоростью как-то учитывались размерения лодки и фактическая мощность мотора; о введении дополнительных призов за элегантность конструкции, за комфортабельность; о проведении гонок в штормовую погоду...


    Информация об изображенииФиниширует победитель в классе SB-350 минчанин Г. Черненко
    Финиширует победитель в классе SB-350 минчанин Г. Черненко
     
    Но получить объективные данные, необходимые для сравнения различных конструкций, можно, по-видимому, лишь для близких по размерениям и назначению судов. Например, на прошедших гонках можно выделить группу прогулочных четырехместных мотолодок, к которой относятся старая «Казанка», «Обь», «МКМ», «Ока», «Кама», «Ладога», «Нептун». Все эти лодки рассчитаны на один подвесной мотор мощностью 20—25 л. с.; наивысшие скорости среди них показали «Обь» и «Кама», причем «Обь» была быстрейшей и с «Нептуном», и с «Вихрем-М». Обе лодки имеют полный вес 130 кг, ширину днища около 1,3 м и обводы с малой килеватостью днища у транца,— все это способствует достижению высоких скоростей на гладкой воде. Отметим, однако, что даже на необычно спокойной Неве гонщики явно ощущали недостаточную комфортабельность этих сравнительно плоскодонных и легких лодок. Конечно, турист никогда не шел бы на такой скорости, но — гонки есть гонки... Новые пластмассовые более килеватые «Ладога» и «Нептун» весят, к тому же, на 70 кг больше, что равноценно дополнительному пассажиру в лодке. Соответственно ниже получены и скорости (лучший результат — 39,6 км/час показан на «Ладоге» с экипажем из ленинградских судостроителей Рябкина и Фокина).

    Информация об изображенииОдин из немногих катамаранов и его конструктор Ю. Зимин
    Один из немногих катамаранов и его конструктор Ю. Зимин
     
    В группе больших туристских мотолодок с двумя моторами в наших гонках дебютировали пластмассовые «Кафа-2500», «Темп» и «Дракон». Экипажи этих высокобортных мореходных лодок с повышенной килеватостью днища (17° на транце) смогли конкурировать с более легкими и плоскодонными лодками, такими как «Крым», «Ладога» и «Нептун». Это свидетельствует о том, что уже сейчас имеются предпосылки для серийного выпуска высококачественных глиссирующих судов для морских побережий и больших внутренних водохранилищ.

    В гонке по пятимильной спортивной трассе многие спортсмены на лодках народного потребления смогли выполнить разрядные нормы единой всесоюзной спортивной классификации по водно-моторному спорту в классах мотолодок А-250, А-350 и А-500. Впервые норматив второго разряда выполнил В. Коньшин (А-350, з-д «Красный Октябрь»), третьего разряда — Г. Кручинин (А-350, Ленинград), В. Морин (ЦКБ по судам на подводных крыльях) и другие.

    Информация об изображенииЭкспериментальная «трехтонка» конструкции В. Вейнберга
    Экспериментальная «трехтонка» конструкции В. Вейнберга
     
    Приятной неожиданностью для зрителей было участие в соревнованиях надувных мотолодок. Можно уверенно сказать — впервые в истории нашего водно-моторного спорта. Если за границей в соответствии с правилами УИМ на «пневматических» лодках регулярно проводятся большие и малые гонки, есть и соответствующие чемпионы и рекорды, то у нас, в связи с отсутствием промышленного выпуска надувных лодок для подвесных моторов до сих пор не о чем было и разговаривать. Не подготовленными к гонкам на надувных мотолодках оказались даже организаторы соревнований: программа для них не была четко отработана из-за отсутствия данных о лодках. Тем не менее инициатива Ярославского завода «Резинотехника» и Уфимского РТИ, доставивших в Ленинград опытные образцы подготовляемых к производству лодок, как нельзя лучше отвечала духу наших соревнований, являющихся смотром массовой продукции перспективных моделей. Зрители и участники имели возможность видеть на ходу одновременно шесть разных надувных мотолодок. Кстати сказать, даже на ВДНХ их экспонируется вдвое меньше.

    Информация об изображенииНадувная мотолодка «Стриж»
    Надувная мотолодка «Стриж»
     
    По числу представленных моделей на первом месте Уфимский завод, зато ярославцы привезли лодки, две из которых уже можно назвать серийными. Как сообщил представитель завода «Резинотехника» А. И. Гусев, в этом году будет выпущено по 500 штук «Ориона-3» под моторчик «Салют» и «Ориона-5» под «Прибой». Этот завод, в отличие от Уфимского, своей команды не выставлял, поэтому в конце концов спортивное значение имело только единоборство ульяновского перворазрядника — известного испытателя моторов Ю. Гаранина на предоставленной ему ярославцами лодке «Орион-15» с уфимцем Р. Еникеевым на «Стриже». Обе эти надувные лодки в числе восьми официально заявленных в классе 250 см3 судов приняли старт в маршрутной 80-километровой гонке по Большой Неве, обе успешно финишировали, обогнав «Обь» с «Ветерком».

    Информация об изображенииЮ. Гаранин на надувной лодке Ярославского завода «Резинотехника»
    Ю. Гаранин на надувной лодке Ярославского завода «Резинотехника»
     
    Голубой «Орион-15», прошедший дистанцию — до Ивановских порогов и обратно с довольно высокой средней скоростью 30 км/час, финишировал (4-е место) всего на 12 минут позже победителя гонки. Ярославская лодка, ведомая опытной рукой, неплохо вела себя на невской волне, хотя казалось, что для таких скоростей и условий плавания не мешало бы увеличить ей килеватость в носу.

    По мнению представителя Уфимского завода Э. Пласкевича, «Стриж» (5-е место) имел все шансы финишировать первым, но... подвели непредвиденные обстоятельства и необычная форма лодки: ее дважды останавливала милиция, принимая за какую-то «самоделку», мешающую участникам соревнования. Эта лодка, действительно, необычна по конструкции. Представьте себе ящик, поставленный на поплавки. Ход размышлений авторов «Стрижа» был примерно таким. Если уж надувная лодка из весельной превратилась в моторную и приходится по суше таскать не только самое резину, но и дерево (транец, киль, пайол) и «железо» (мотор, канистры), то есть смысл делать ее уже не переносной — укладываемой в рюкзаки, а «перевозной — укладываемой (вместе с мотором) в неразборный ящик, который одновременно служит кокпитом лодки. Пока ящик-кокпит получается слишком громоздким, чтобы можно было возить его в «Волге», и слишком тесным, чтобы можно было влезть в лодку вдвоем.

    Информация об изображенииНадувная мотолодка «Агидель»
    Надувная мотолодка «Агидель»
     
    Вне зачета на Неву вышла «Агидель» с водителем В. Ергиным. Это — настоящий катамаран, который так и хочется назвать тримараном: днище в носу распирает жесткий и довольно развитый килек, успешно справляющийся со всеми обязанностями форштевня. Получились килеватые носовые обводы при плоском глиссирующем днище в корме,— вариант, обеспечивающий высокую скорость при вполне приемлемых для такой лодочки мореходных качествах. Во всяком случае те, кому довелось видеть, как «Агидель»-большая справлялась с беспорядочной толчеей волн под невскими мостами, отзываются о ней неплохо.

    Мы назвали ее «Агидель»-большая потому, что на Неве можно было видеть еще и «Агидель»-малую, рассчитанную не на 10-15 л. с., а на 5-сильный «Прибой». Вероятно, именно эта лодка ближе всех других уфимских моделей к запуску в производство; к сожалению, из-за случайных неполадок в моторе она не смогла продемонстрировать свои возможности. А жаль, — было бы интересно сравнить ее скорость на 5-мильном кольце со скоростью нарядного ярославского «Ориона-5».

    Остается еще сказать о желтом подковообразном «Буруне» — самой большой из показанных в Ленинграде надувных мотолодок. Собственно, и это — «Агидель», только самая первая. Уфимцы готовили ее к участию в гонках с 20-сильным «Вихрем», но не успели своевременно наладить технику.

    Информация об изображенииКатамаран из двух байдарок «Салют»
    Катамаран из двух байдарок «Салют»
     
    Завершающим номером программы соревнований был показательный заезд надувных и разборных лодок с моторами малой мощности. Собравшиеся смогли видеть в действии еще один вариант для групповых дальних туристских походов — новую продукцию московского машиностроительного завода «Салют» — надежный моторный катамаран, легко трансформируемый (а необходимость в этом возникает не так уж редко) в две обычные байдарки. Кстати говоря, очень жаль, что, из-за увлечения катамараном, завод до сих пор не выпускает приспособления для навешивания своего моторчика на собственные же байдарки, так сказать, по отдельности. Думается, это сразу расширило бы возможности применения «Салюта» (ныне — «Спутника») и упростило проблему его сбыта.

    В программу спортивных гонок были включены от каждой команды города: по одному участнику в классах скутеров ОВ и ОС; 1 участник в классе мотолодок SA (юноша); 1 — в классе мотолодок SB; 2 — в классе мотолодок SC. В отличие от предыдущих соревнований, зачет проводился по международной очковой системе, что придало гонкам еще более спортивный характер: если первый финишировавший получал 400 очков, то пришедший вслед за ним на какие-нибудь полметра сзади получал 300, а третий — только 275 очков.

    Информация об изображенииНа трассе опытно-экспериментальная лодка «Неман»
    На трассе опытно-экспериментальная лодка «Неман»
     
    На всех спортивных судах согласно положению о соревнованиях спортсмены могли использовать только серийно выпускаемые отечественные подвесные моторы (на мотолодках — без каких-либо переделок, на скутерах — форсированные силами спортсменов в рамках действующих правил). В классах скутеров ОВ и ОС преобладали трехточечные корпуса серийного производства Ленинградского опытно-экспериментального завода ДОСААФ типа «Сокол» и производства ГДР типа «Даниш», на которых обычно выступают на гоночных «Кенигах» и «Дельфинах». Трехточечные корпуса прочно утвердились и в классе мотолодок SC — на них выступали все три призера наших соревнований. Корпуса с традиционными плоско-килеватыми обводами уступали им и в скорости, и в мореходности. На мотолодках SB с «Нептуном» пока, видимо, еще не найден Оптимальный вариант трехточечных обводов: лучшие результаты достигаются на корпусах с традиционными обводами. Вероятно и мощности мотора в 20 л. с. для «трехточек» мало.

    Спортивную программу открыли юноши на мотолодках SA-250. В обеих гонках 17 и t8 июня уверенно победил прошлогодний чемпион СССР ленинградец А. Ишутин; стабильные результаты показал Н. Чистяков (г. Москва, 3 место). Из 16 участников в этом классе не смогли стартовать или сошли с дистанции только четверо. Менее надежной оказалась техника в классе скутеров ОВ-350 с форсированными моторами «Нептун». Мастер спорта Е. Радько из Минска (напомним, в прошлом году он победил на наших гонках в классе ОС-500, выступая на 350-кубовом «Нептуне») на этот раз в обоих заездах не смог дойти до финиша. Всего в каждом заезде из 15 участников девять не получили очков. Уверенной победы добился В. Бурак, первым финишировавший оба раза.

    Информация об изображенииПобедитель соревнований в классе SC-500 Алдур Раудва
    Победитель соревнований в классе SC-500 Алдур Раудва
     
    Неудачно выступили на скутерах ОС-500 признанные мастера каунасец А. Шлапикас и киевлянин В. Ридер: на первом же круге первой гонки их «Вихри» вышли из строя. Первым финишный створ пересек Н. Козлов из Ржева. Как представитель завода — изготовителя «Москвы-25» он, естественно, выступал на «фирменном» моторе и показал неплохую скорость — 79,978 км/час. Во второй гонке блестяще выступил А. Шлапикас — 82,860 км/час. Вторым финишировал минчанин Ю. Жданов (82,249 км/час). Н. Козлов был третьим, но запаса очков ему хватило, чтобы стать абсолютным победителем.

    Сошедших с дистанции и неуложившихся в контрольное время в этом классе также много: из 18 первую гонку окончили только пятеро, вторую — девять. В чем же дело? Ведь в этих классах сейчас применяются хорошо себя зарекомендовавшие серийные моторы. Видимо, спортсмены, желая добиться максимальных скоростей, при форсировке двигателей дошли до такого предела, когда коэффициенты запаса, заложенные конструкторами при проектировании и доводке двигателей, стали менее единицы. И теперь гонщикам следует поработать не только над скоростью, но и над надежностью, благо правила разрешают заменять многие детали серийного двигателя.

    Информация об изображенииНа надувную лодку можно поставить и «Вихрь»
    На надувную лодку можно поставить и «Вихрь»
     
    Обе гонки на мотолодках SB с большим преимуществом выиграл минчанин Г. Черненко, показав в одной из них скорость на 5 км/час выше, чем у абсолютного победителя V гонок Е. Семенова. Высокие скорости показали также ленинградцы В. Сорокин и А. Щербинин, спортсмен из Перми А. Шаламов.

    Наибольшее количество участников — 37 спортсменов — выступило в классе мотолодок SC-500. И это понятно — в зачет для каждой команды шли результаты двух гонщиков. Заезды проводились двумя группами: первая с четными и вторая с нечетными стартовыми номерами.

    В первую группу вошел прошлогодний абсолютный победитель ленинградец Ю. Некрасов, во вторую А. Раудва — абсолютный победитель гонок 1968 г. Лидером в первой группе оказался, однако, не ленинградский спортсмен, а Т. Хааге из Тарту. Вновь, как это уже не раз бывало, борьбу за победу вели представители этого эстонского города. После первой гонки лидер Т. Хааге — 400 очков, скорость 64,923 км/час, второй А. Раудва (400 очков; 63,722 км/час) и третий Ю. Некрасов (300 очков; 60,883 км/час).

    Вторая гонка. Порядок финишей тот же: первый Т. Хааге, первый и А. Раудва. Но на этот раз скорость у А. Раудва выше, чем у Т. Хааге — 65,067 км/час. Абсолютным победителем при одинаковом количестве очков становится А. Раудва, показавший наивысшую скорость. На втором месте в серии Т. X. Хааге; третьим становится И. X. Хааге, Ю. Некрасов занимает только четвертое место.

    Информация об изображенииНа надувной лодке с новым «Ветерком-14» ульяновец Ю. Гаранин
    На надувной лодке с новым «Ветерком-14» ульяновец Ю. Гаранин
     
    Все призеры выступали на моторах «Вихрь-М». Лучшее место, занятое на «Москве-25», только пятое (скорость 59,409 км/час). Да и то, видимо, благодаря великолепному корпусу конструкции В. Вейнберга (о нем мы писали в четвертом номере сборника). Следующее место «Москвы-25» — только 24-е — досталось ржевскому гонщику В. Мишину, показавшему невысокую скорость 53,055 км/час. Отметим еще раз, что на маршрутной гонке В. Вейнбергом на экспериментальной лодке показана скорость всего лишь на 3 км/час ниже. Если учесть, что в маршрутную гонку необходимо было брать 60 литров топлива и водитель выступал с механиком, то напрашивается вывод, что гонщики на спортивных лодках с «Москвой-25» еще далеко не исчерпали всех возможностей этого мотора.

    Спортивные гонки были на редкость результативны: 35 спортсменов превысили нормативы мастера спорта СССР, из них 23 — впервые.

    Командная борьба между сборными городов на этом закончилась. Первое место и переходящий приз редакции, как и пять предыдущих лет, снова завоевала команда Ленинграда.

    Результаты соревнований (спортивные суда)


    Скутера ОВ-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. В. Бурак, Л-д II (800 очков; 72,095 км/час); 2 — к. м. с. В. Жалялов, Л-д I (600; 69,971); 3 — к. м. с. В. Вилливальд, Новгород (394; 68,709).

    Скутера ОС-500. Серия 2X5 миль; 1 — I разр. Н. Козлов, Ржев (625; 81,280); 2 — м. с. М. Таниэл, Тарту (469; 77, 372); 3 — к. м. с. В. 8олков, Брест (420; 74,638).

    Мотолодки SA-250 (юноши). Серия 2X5 миль: 1 — к. м. с. А. Ишутин. Л-д I (800; 47,723); 2 — 3 разр. С. Духин, Новгород (320; 41,148); 3 — к. м. с. Н. Чистяков, Москва (317, 44,197);

    Мотолодки SB-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. Г. Черненко, Минск (800; 60,175); 2 — к. м. с. В. Сорокин, Л-д II (469; 55,072); 3 — м. с. В. Никоменко, Москва (352; 53,784);

    Мотолодки SC-500. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. А. Раудва, Тарту (800; 65,067); 2 — к. м. с. Т. Хааге, Тарту (личн.; 64,923); 3 — к. м. с. И. Хааге, Пярну (525; 61,268).

    Командные результаты: 1 — Ленинград-I (2598); 2 — Тарту (2102); 3 — Минск (1949); 4 — Ленинград-II (1869); 5 — Ржев, з-д АТЭ-3 (1522); 6 — Москва (1366); 7 — Новгород (1199); 8 — Киев (1184); 9 — Пермь з-д им. Свердлова (1165); 10 — Каунас (1096); 11 — Таллин (744); 12 — Брест (640); 13 — Куйбышев, з-д им. Фрунзе (611); 14 — Опытный завод ДОСААФ г. Ленинград (345); 15 — Николаев, Черноморск. з-д (305); 16 — Лиепая (274); 17 — Сосновка (39); 18 — Пярну (5).



    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Соревнования фигуристов воднолыжников РФ 1971 года в Сочи
    Гонки. Рекорды. Моторы. Тридцать пятый выпуск
    Вокруг Кубка памяти Сэма Грифитса
    Соревнования на «Однотонный кубок» 1971 года
    Наши главные парусные силы накануне XX Олимпиады
    Рекорды спортсменов водно-моторников 1971 года в Москве
    Океанские соревнования «Каус — Торки — Каус» 1971 года
    Обзор гоночных моторов водно-моторных чемпионатов 1971 года
    Обзор сезона водного слалома на байдарках 1971 года
    Матч по технике водного туризма 1971 года на речке Зеленчук
    Чемпионат мира на судах с подвесными моторами 1971 года
    Водно-моторные гонки на «Кубок Америки» 1971 года
    Предстоящий водно-моторный марафон Лондон — Монте-Карло
    Короткая и яркая история соревнований на реке Амата
    XII воднолыжный чемпионат мира 1971 года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    VI водно-моторные гонки 1972 года на приз «Катеров и Яхт»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Зарубежные гонки спортсменов-водномоторников 1972 года
    Десять лет советского воднолыжного спорта
    XIX чемпионат СССР по водно-моторному спорту
    Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Кубок Балтики 1972 года
    XX Олимпиада 1972 по парусному спорту — расстановка сил
    С чего начались скоростные соревнования водно-лыжников?
    Соревнования клубных команд России на реке Исети 1972 года
    Гонки. Рекорды. Моторы. Сороковой выпуск
    III лично-командные соревнования водномоторников Ржева
    Гонки на приз клуба «Водяной» среди судоводителей-любителей
    Водно-моторный марафон вокруг Европы 1972 года
    IV Трансатлантическая гонка яхт-одиночек 1972 года
    XX Олимпийские парусные гонки 1972 года
    Юношеский чемпионат мира в классе швертботов «420» 1972 года
    II Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Волге 1972 года


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 19 + 16 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории