Очередной Чемпионат мира 1971 г. на судах с подвесными моторами собрал на берегах озера Гавасу свыше 65000 зрителей. Героем дня снова стал молодой гонщик Уильям Сиройс, прошлогодний победитель этих соревнований. Он выступал на катамаране постройки Ренато Молинари, оснащенном двумя новыми подвесными моторами «Твистер» фирмы «Меркюри» мощностью более 160 л. с. каждый. За восемь часов гонки (она проводится два дня по 4 часа) Сиройс прошел 162 круга по стандартной четырехмильной трассе, т. е. всего 1042 км со средней скоростью 130,26 км/час. Это намного выше результата, показанного им в предыдущем году — 116,74 км/час. Сиройс обновил и рекорд скорости прохождения одного круга — 143,94 км/час.
Гонку Сиройс выиграл достаточно уверенно, хотя и не обошлось без инцидентов. Так, в первый день его катамаран задел борт судна, которое он обгонял. В результате — пробоина в обшивке; ее наскоро заклеили пластырем.
Во время старта второго дня, едва катер отошел от пирса, неожиданно заглохли моторы. Зрители, «болевшие» за спортсмена и команду «Меркюри», безнадежно махнули рукой, но неожиданно вновь взревели «Твистеры», и катер Сиройса устремился вперед. (Старт на этих гонках дается не с ходу, как обычно, а от берега. Подобный старт, в частности, применяется и в маршрутных гонках на приз сборника «Катера и яхты»). Ренато Молинари, который тоже участвовал в чемпионате, прошел на второй день 82 круга — на один больше, чем Сирой с. Но это уже не имело значения, так как в первый день марафона итальянцу удалось сделать только 73 круга из-за неполадок в технике.
В гонках приняли участие 94 судна, из них успешно закончила оба дня соревнований только половина. Хорошая солнечная погода, стоявшая оба дня на Гавасу, способствовала достижению высоких скоростей. Жесткая борьба на дистанции привела, однако, к авариям, едва не стоившим жизни некоторым гонщикам. На 30 круге во второй день соревнований на крутом повороте взлетел на воздух катамаран Дона Прутта. Спортсмену, выброшенному в воду, раздробило бедро и он срочно был доставлен в госпиталь. Серьезная авария произошла также при столкновении двух судов — один гонщик остался совершенно невредимым, другой попал в больницу.
В самом конце гонки взлетел в воздух еще один катамаран со 115-сильным «Эвинрудом». Катер на лету перевернулся и стал на ровный киль, а гонщик Мак Коннел, очнувшись через пару секунд от шока, подплыл к своему судну, сумел завести мотор и благополучно закончил гонку, заняв весьма почетное седьмое место.
В общем за два дня соревнований произошло 48 более или менее крупных неполадок и поломок.
Особенно острая борьба развернулась между двумя командами, представляющими концерн по производству подвесных моторов «ОМС» (моторы «Эвинруд» и «Джонсон») и предприятие «Меркюри». Победа в гонках была наилучшей рекламой выпускаемой ими продукции, поэтому каждая фирма доставила на Гавасу опытнейших механиков и гонщиков, с избытком снабдила их запасными частями и моторами. Фирменные заправочные передвижные станции с компрессорными устройствами заправляли (конечно, только «свои»!) катера в считанные минуты.
Как и в прошлом году наибольшее число призов досталось моторам «Меркюри», — гонщики, выступавшие с ними, заняли 1—4 и 6-е места. Концерн «ОМС», ориентировавшийся на этот раз на одномоторные установки, просчитался. Теоретически дублированная силовая установка на гонках не дает больших преимуществ — удваиваются затраты мощности на преодоление сопротивления воды, возрастает расход горючего. Но значительно большая мощность сдвоенных установок (на катере Сиройса было не менее 300 л. с !) позволила достичь и более высоких скоростей. С одиночными моторами в первую десятку вошли пять гонщиков (4, 5, 6, 7 и 10 места). На двух судах было установлено по три мотора; они заняли лишь 46 и 71-е далеко не призовые места! Всего на гонках было представлено 145 подвесных моторов (92 «Меркюри»; 35 «Эвинруд»/«Джонсон» и 18 «Крайслер»). Меньше 100 л. с. моторов вообще не было.
Было бы наивно думать, что результаты этих гонок абсолютно объективны. Помимо спортсменов и техники в «Гавасу-71» незримо участвовали и кошельки. Любители и энтузиасты-спортсмены, участвовавшие в гонках, конечно, не располагали возможностями, которые предоставили своим гонщикам фирмы. Например, фирма «Меркюри» раздала гонщикам бесплатно свои новые «Твистеры», которые еще не были выпущены на общий рынок.
Эти вопросы стали предметом обсуждения и споров по окончании марафона. Мнения сошлись на одном; необходимо каким-то образом уравнять шансы любителей и гонщиков профессиональных команд.
Предполагается, что к следующим гонкам будут допускаться только серийные моторы, которые можно приобрести в магазинах.