Немецкие яхтсмены пришли в Ригу на пяти яхтах, уже знакомых нам по взаимным визитам: «Росток»1, «Берлинер Бёр», «Университас», «Ваппен фон Вол ген» и «Столтера». Из Литвы и Эстонии пришли признанные ходоки — «Фата моргана», «Керберос», «Карелия», «Уку». Всего стартовало 20 судов, и среди них наши рижские крейсерские катамараны. Экипаж единственного «Фолькбота», подавший заявку на участие, судейская коллегия к старту не допустила только потому, что не составилась стартовая группа. А жаль! Дистанция регаты отлично подходит для «Фолькботов»: первый этап Рига — Салацгрива, второй этап — обратный курс с финишем в устье Даугавы.
Идея регаты возникла в предварительных переговорах между председателем Латвийской комиссии по дальним спортивным плаваниям и крейсерским гонкам В. В. Мельвидом и его коллегой из Союза немецких яхтсменов Р. Бланкшайном. Ее целью было провозглашено укрепление дружеских связей между яхтсменами прибалтийских стран (отсюда и название регаты!). Положение о новом международном соревновании было согласовано с союзным и латвийским республиканским комитетами по физкультуре и спорту.
Старт первого этапа был дан в 16 часов 11 августа. Погода тихая, прогноз на следующие сутки — успокоительный. Согласно гоночной инструкции следовало оставить с правого борта о. Рухну и зюйдовую веху, отстоящую к норду от него на 3 мили. Делать это пришлось в полной темноте, когда особую опасность представляли каменистые банки, щедро окружающие остров с веста. Найти веху темной ночью, имея лишь один ориентир — маяк Рухну, конечно, нелегко. Поворот делали по счислению.
После поворота яхты пошли круто к ветру в бейдевинд правого галса. Зюйд-остовый ветер к утру стал усиливаться, пошла крутая волна. Небо заволокло тучами, затем подошел грозовой фронт. Рассветало медленно, восточный берег Рижского залива в районе Салацгривы — Айнажи не имеет ни мощных маяков, ни характерных ориентиров, поэтому при плохой видимости определиться здесь вообще очень трудно. То ли потому, что при огибании вехи у Рухну был сделан излишний запас, то ли из-за волны, бившей в скулу и сильно увеличившей дрейф, но многие яхты вышли к берегу у Айнажи и, приняв этот поселок за Салацгриву, пытались зайти в гавань. Для «Ростока» эта попытка оказалась роковой — яхта села на камни, потеряла перо руля и без посторонней помощи сняться с камней не могла. Экипаж «Кербероса» сообщил о случившемся рыбакам, два бота из Куйважи стащили «Росток» на достаточно глубокое место, где яхта и отстаивалась во время разыгравшегося вскоре шторма.
К тому времени, когда в Салацгриве финишировали первые яхты, ветер достиг силы 6—7 баллов. Поступило сообщение, что «Балтика» потеряла мачту. Главный судья соревнований Б. Б. Лобач-Жученко на буксире рыболовецкого колхоза вышел в залив, яхту удалось обнаружить и привести в гавань на буксире. Часам к 11 ветер резко повернул к весту и усилился до 9—10 баллов. Последние яхты буквально «вдувало» в гавань. На всех яхтах было много мелких повреждений — порванные паруса, обвесы, шкоты. Беспокойство вызывало отсутствие некоторых судов, но позднее стало известно, что они вернулись в Ригу, не пройдя дистанции.
Во второй половине дня ветер стал ослабевать, прекратился дождь. Выяснилось, что все яхты, кроме двух, могут продолжить регату. «Балтика» на следующий день пришла в Ригу под собственным двигателем, а «Росток» пришлось отбуксировать в Салацгриву, чтобы поднять на берег и отремонтировать. Буксировка и ремонт были оперативно организованы работниками колхоза «Бривайс вилнис» (председатель А. Н. Шлиссерс, главный инженер А. Ф. Павлов), которые вообще оказали большую помощь в проведении регаты, обеспечив удобную стоянку. Гостеприимные хозяева накормили участников регаты аппетитнейшей рыбацкой ухой.
Старт второго этапа был дан утром 13 августа при вестовом ветре силой 4 балла и волне до 2 метров. Ветер в течение дня стих, а волна улеглась, поэтому гонка закончилась спокойно.
В целом регата прошла интересно. Как недостатки следует отметить выбор дистанции с вехой в качестве поворотного знака и отсутствие должного обеспечения, затруднившее работу судейской коллегии. Жаль, что не было парада открытия регаты, а церемония закрытия прошла довольно скромно, по-домашнему — на тесной территории яхт-клуба «Моряк».
В заключение хочется подчеркнуть, что Комитет по физкультуре и спорту Латвийской ССР и федерация парусного спорта Латвии провели полезное мероприятие, способствующее укреплению международных связей советских яхтсменов, укреплению дружбы спортсменов прибалтийских стран. Именно такую оценку регате сделали и наши гости на прощальной беседе, состоявшейся перед отходом яхт в ГДР. Немецкие товарищи высказали пожелание, чтобы регата была проведена и в 1973 году, а затем стала бы традиционной.
Победители «Регаты дружбы»
I группа IOR (3 яхты): 1 — GO-60 «Университас», М. Лак, ГДР.
II группа (10 яхт): 1 — Л6-74 «Рассвет», В. Гуренко, Рига; 2 — Л6-59 «Арктика», Б. Капостиньш, Рига; 3 — 8CR-2 «Радуга», С. Аронов, Рига.
III группа (4 яхты): 1 — GO-4 «Столтера», К. Велкер, ГДР.
Катамараны (3 яхты): 1 — «Мак-Кей», А. Эглайс, Рига.
Примечания
1. Описание яхты «Росток» было опубликовано в 9 выпуске сборника за I967 г.