Яхт-клуб города-героя еще строится, но уже сейчас способен принимать значительное число яхт, а в будущем он обещает стать одним из лучших в Европе.
В октябре 1973 г. а Одессу на очередную регату съехались сильнейшие яхтсмены Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, ГДР и ведущих спортивных обществ нашей страны. 126 спортсменов на 70 яхтах различных олимпийских классов («Финн», «470», «Летучий Голландец», катамаран и «Солинг») продемонстрировали в этих состязаниях незаурядное спортивное мастерство. На дистанциях развернулась острая тактическая борьба, чему еще немало способствовала неустойчивая погода. Она от первого и до последнего старта не баловала спортсменов: то штормовой ветер с туманом и плохой видимостью, то яркое солнце и почти полный штиль.
Очень напряженно проходила, к примеру, вторая гонка. Старт ее был дан при довольно свежем северном ветре силой до четырех баллов, затем усилившемся до пяти, что в сочетании с короткой крутой волной в заливе создало довольно сложную обстановку. Радовались такой погоде разве что экипажи «Солингов». Эта гонка стала экзаменом мастерства и физической подготовленности спортсменов, и одновременно довольно жесткой проверкой материальной оснащенности яхт. Из 14 стартовавших катамаранов до финиша сумели дойти всего семь. Остальные частью из-за поломок, частью из-за ошибок рулевых сошли с дистанции. Несколько спортсменов из Венгрии, Польши и ГДР вообще на рискнули выйти на старт.
Усилившийся ветер застал «Летучих Голландцев» на «петле», идущими под спинакерами. Несколько яхт легли парусами на воду. И среди них яхта Г. Белова, но опытный экипаж не растерялся, быстро поставил свой швертбот на ровный киль и сумел закончить гонку шестым. Во время этого инцидента одни «Голландец» был сильно поврежден спасательным катером: спортсмены забыли заранее закрепить буксирный конец и при попытке его завести катер волной бросило на швертбот. В результате — пробоина в днище. К счастью, это была единственная серьезная авария в этот нелегкий день.
Свои сюрпризы подготовила яхтсменам и акватория. На дистанции часто попадались большие скопления медуз. По плотности это напоминало борщ, в котором может стоять ложка. Преодолевать такие участки зачастую помогало не только мастерство, но и выдумка. Так, в третьей гонке лидировавший в классе катамаранов Ю. Чабан попал перед самым финишем в такой «медузный борщ» и снизил скорость. Шедший за ним В. Скачков догадался поднять шверт и перо руля и финишировал первым.
К началу пятой гонки советские спортсмены уверенно лидировали во всех классах яхт. Две оставшиеся гонки не изменили этого положения, за исключением класса «Финн», где на первое место вышел болгарский гонщик В. Попов.
Довольно слабо а этой регате выступили спортсмены Одесского яхт-клуба, хотя их яхты мало в чем уступали судам-победителям. Сказались здесь и пассивность борьбы, и отсутствие опыта больших соревнований, и слабо освоенная материальная часть. Есть, конечно, у одесских яхтсменов свои трудности, а частности, некоторое ограничение акватории, отведенной для тренировок. Но ведь в тех же условиях, допустим, таллинцы добиваются значительно лучших результатов.
Черноморская регата продемонстрировала значительно возросшее спортивное мастерство наших яхтсменов. В классе «Солинг», к примеру, блестящих результатов добился ленинградский экипаж рулевого Ю. Киселева (матросы В. Яковлев и Ю. Васильев). Семь гонок — семь первых мест! Немаловажную роль в этом сыграло явно улучшившееся техническое оснащение наших яхтсменов. Тем более отрадно, что самостоятельно построенные катамаран Э. Шугая и Г. Щеглова и «Летучий Голландец» В. Гусенко вполне успешно конкурируют с аналогичными яхтами лучших зарубежным фирм.
Интересны результаты в классе «470», где у всех четырех участников было примерно одинаковое техническое оснащение. За семь гонок каждый из них побывал на 1, 2, 3 и 4-м месте. Это лишний раз подтверждает неоднократно высказывавшуюся мысль, что настоящее раскрытие спортивного мастерства возможно только в условиях борьбы на равных.
Участники регаты «Дружба» с удовлетворением отмечали хорошую организацию соревнований. Большую помощь в этом оказало Черноморское морское пароходство, выделив в нужном количестве катера и радиотехнические средства, позволившие судьям на дистанции иметь оперативную устойчивую связь между собой и с берегом.
Технические результаты
Катамаран (14 экипажей): 1 — Ю. Чабан, «Водник» (11,7 очка): 2 — Э. Шугай, «Водник» (22,4); 3 — В. Скачков, «Труд» (32,7).
«Летучий Голландец» (19 экипажей): 1 — Г. Белов, «Жальгирис» (8.7); 2 — В. Гусенко, «Авангард» (14.7); 3 — В. Майдан, «Авангард» (25.8).
«Солинг» (5 экипажей): 1 — Ю. Киселев, «Водник» (3,0); 2 — Р. Новодеражкин, «Водник» (26,1); 3 — С. Каланавичус. «Жальгирис» (33,7).
«470» (4 экипажа): 1 — В. Аксенов, «Авангард» 11,7); 2 — В. Зарослов, «Водник» (14,4); 3 — В. Леонов, «Водник» (17,4).
«Финн» (28 участников): 1 — В. Попов, Болгария (36,1); 2 — А. Балакирев, «Труд» (41,2); 3 — В. Витюков, «Водник» (43,4|.