На страницах сборника уже рассказывалось о водно-моторных гонках, многоэтапный маршрут которых проложен вокруг Британских островов. На этот раз речь пойдет о соревнованиях по этому же маршруту, но под парусами.
Что же это за гонка, чем она отличается от других соревнований крейсерских яхт? Прежде всего тем, что на каждом судне, независимо от его размеров и конструкции, экипаж должен состоять из двух человек — не больше и не меньше! Маршрут протяженностью в 1885 морских миль (по генеральному курсу) огибает Британские острова и разбит на пять этапов. Старт первого этапа в Плимуте все принимают одновременно, но в каждом из четырех пунктов захода каждое судно стоит ровно 48 часов с момента прибытия и стартует дальше совершенно независимо от прихода и ухода остальных участников. Такая необычная система промежуточных стартов делает гонку исключительно интересной и напряженной, а результаты ее очень наглядными.
Первая многодневная парусная гонка вокруг Британии Состоялась в 1966 г. Единственный разыгрывавшийся тогда приз был вручен английскому яхтсмену и конструктору Дереку Кепсапу, который финишировал в Плимуте первым на Тримаране «Ториа» собственной конструкции (в той гонке никакого гандикапа не было).
Следующую, II гонку (1970 г.) выиграли Нокс-Джонстон и Вильямс на однокорпусной 22-метровой пластмассовой яхте «Оушн Спирит» (см. № 30 Сборника), но остальные призовые места снова заняли многокорпусники. И это при том, что в целом им тогда «не везло»: на последнем этапе во время шторма опрокинулись три катамарана, на нескольких многокорпусных судах произошли поломки.
Таким образом, гонки вокруг Британии уже завоевали устойчивую репутацию интереснейшего состязания между яхтами традиционными, однокорпусными, и яхтами многокорпусными. И на этот раз все с интересом ожидали, чем кончится очередная проба сил. Устроители III гонки могли быть довольны: на старт вышло 60 парусных судов — необычно много! Имена знаменитых яхтсменов, названия прославленных парусников украшали список участников.
Общее внимание привлекал только что сошедший со стапеля «сверхкатамаран» «Бритиш Оксиген», за рулем которого стоял Робин Нокс-Джонстон — обладатель приза «Золотой Глобус» за победу в безостановочной гонке яхт-одиночек вокруг света (1969 г.).
«Бритиш Оксиген» поражал не только внушительными размерами (длина 21,4 м; ширина 9,75 м), но и тем, что во время одного из первых, пробных выходов в свежий ветер развил скорость около 25 узлов. Именно на такие скорости и рассчитывал конструктор судна Мак Алпин Дауни и его заказчики — группа видных британских промышленников, покровительствующих участию соотечественников в крупнейших международных соревнованиях. (Отсюда и название «Бритиш Оксиген» — по названию поставляющей сжиженный газ фирмы, которая вложила в постройку катамарана 75 тыс. фунтов, что составило, кстати сказать, лишь треть требуемой суммы!) Нокс-Джонстон должен был победить на этом катамаране и в гонке вокруг Британии, и в очередной гонке яхт-одиночек через Атлантику, которая состоится в 1976 г.
Корпуса катамарана изготовлены из стеклопластика (трехслойной «сэндвичевой» конструкции) и разделены переборками на ряд отсеков. В средней части обоих корпусов имеются швертовые колодцы для шверта «втыкающегося» типа, который поднимается и выдвигается вниз гидроцилиндром, соединенным с Г-образным рычагом.
Конструкция катамарана во многом напоминает олимпийский «Торнадо». Корпуса соединены четырьмя такими же трубчатыми балками: Мак Алпин Дауни использовал для них стандартные алюминиевые мачтовые профили, применяемые на крупных яхтах. Из такого же профиля изготовлена и 26,2-метроввя мачта «Оксигена», опирающаяся прямо на соединительную балку. Мостика, как такового, нет, его настил заменен плетеным из прочных текстильных полос «трамплином» (на «Торнадо» — сплошное дакроновое полотнище).
Рубка и кокпит отформованы из стеклопластика в виде одного блока, закрепленного к двум поперечным балкам, и имеют минимальные размеры: в тесную каюту можно войти только согнувшись. Благодаря этому удалось избавиться от многих недостатков, присущих всем крупным катамаранам с развитым мостиком и надстройкой (большого веса и аэродинамического сопротивления; появления значительных поверхностей, подверженных ударам волн). Общий вес «Бритиш Оксигена» всего 13 т. Для сравнения отметим, что водоизмещение имеющей такую же длину одной из легчайших яхт «Грейт Бритн» превышает 30 т!
Подобно вооружению гоночного катамарана и парусное вооружение «Оксигена»: узкий и высокий грот площадью 93 м2 имеет несколько сквозных лат, придающих парусу правильную аэродинамическую форму. Для легких ветров предусмотрен генуэзский стаксель площадью 140 м2. Трудно даже представить, как справляться с таким парусом в одиночку! (Неудивительно, что именно эта генуя стала причиной единственного неудачного финиша нового катамарана в Лервике, когда его опередили оба главных соперника!) В свежий ветер «Оксиген» превращается в тендер со стакселем и кливером, ставящимися каждый на своем штаге.
Признанным фаворитом был и недавно завершивший кругосветный рейс француз Ален Кола — победитель Трансатлантической гонки одиночек 1972 г., выступающий все на том же 21-метровом алюминиевом тримаране «Манурева» (бывший «Пан Дюик IV» Эрика Табарли). Идя по маршруту кругосветной гонки однокорпусных яхт (напомним, к участию в которой катамараны и тримараны допущены не были), «Манурева» совершил плавание вокруг земного шара за рекордно короткий срок — 167 дней. На переходе Сидней — Плимут средний суточный переход составил 17S миль, а рекордный — чуть ли не вдвое больше: 326 миль!
Среди больших однокорпусных яхт выделялся 24,4-метровый «Бартон Каттер» — победитель первого этапа упомянутой кругосветной гонки. Его капитан Лесли Вильямс был партнером Нокс-Джонстона в победном финише «Оушн Спирит» на предыдущих гонках вокруг Британии. В прогнозах шансы великана оценивали по-разному, но зато все сходились на том, что Вильямс и его партнер Блэйк будут иметь на борту «Бартон Наттера» ни с чем не сравнимый комфорт. Достаточно упомянуть, что кают-компания на этой яхте имеет площадь больше 18 м2!
Не теряли надежды на успех и капитаны яхт меньших размерений; среди таких судов можно было видеть даже 7,5-метровые «четвертьтонники». Ведь положение о гонках предусматривало уравнивающий их шансы с крупными судами гандикап, рассчитываемый по особой системе Королевского западного яхт-клуба Англии — одного из устроителей соревнований (другой «спонсор» — газета «Обсервер»), Большинство однокорпусных яхт составили суда с длиной до 11 м; для этой группы, представляющей в основном сравнительно недорогие суда серийной постройки, был учрежден и специальный приз.
Многокорпусные яхты составили значительную часть флота участников: на старт вышли 13 тримаранов и 8 катамаранов. Нельзя сказать, что все они имели грандиозные размеры. Так, грозными конкурентами однокорпусных яхт в борьбе за приз для судов длиной менее 11 м тоже стали тримараны, в числе которых были уникальные гоночные машины.
Дэвид Палмер — издатель газеты «Файнэншл Таймс» — подготовил к гонке новое детище Дерека Кепсала: тримаран с «фирменным» названием «ФТ». Это судно длиной 10,7 м имеет очень легкую конструкцию (его водоизмещение всего 2,5 т), узкий основной корпус и чрезвычайно узкие поплавки. Полный объем каждого поплавка — немного меньше водоизмещения яхты. Примечательно, что поплавки на «ФТ» длиннее основного корпуса, а общая ширина тримарана почти равна его длине по ватерлинии. Если крена нет — поплавки не касаются воды. Поплавки связаны с основным корпусом двумя поперечными балками ферменной конструкции. Как и на «Ториа», корпуса нового тримарана Келсапа имеют трехслойную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего слоев стеклопластика и пенопласта между ними.
Сопротивление дрейфу обеспечивает узкий глубоко погруженный шверт. Предусмотрен и второй, дополнительный шверт, который служит для получения оптимальной центровки в зависимости от курса яхты и парусности, которую она несет. Руль с подъемным пером навешен на транец.
«ФТ» спроектирован специально для участия Палмера в предстоящей трансатлантической гонке яхт-одиночек и потому не рассчитан на второго члена экипажа. Одна койка-сиденье, маленький камбуз, удобный штурманский стол, полки для посуды и шкаф для непромокаемой одежды, — вот, пожалуй, и все оборудование судна. Другими словами, спутнику Палмера в гонке — Фитц-Герберту пришлось две недели спать в форпике на парусах.
На 15-метровой мачте тримарана ставится узкий, с четырьмя сквозными латами грот площадью 26,1 м2. Для гика-шкота устроен радиусный погон, позволяющий получить оптимальный угол атаки паруса к ветру практически по всей его высоте. Основную тягу обеспечивают сменные стакселя, самый большой из которых имеет площадь S6 м2.
Забегая вперед, скажем, что Палмеру не удалось получить желанный приз. Его опередили братья Кейг на построенном собственными руками тримаране «Три Легс оф Мэн» (проект все того же Д. Келсапа). Любопытно, что перед стартом гонки они специально отрезали от носовой части корпуса 700 мм, чтобы их судно могло войти в группу яхт с длиной до 11 м и претендовать на приз.
Не намного больше этих тримаранов был и хорошо знакомый английским болельщикам «Три Чиез» («Троекратное ура»), также участвовавший в гонке одиночек через Атлантику. На этом 13,5-метровом судне американец Том Фоллет пришел тогда пятым; сейчас на нем готовились принять старт Мак-Муллен и Рид, вооружившие тримаран кечем.
Итак, 6 июля 1974 г. по традиционному стартовому выстрелу пушки с набережной 60 яхт при довольно слабом ветре направились к воротам гавани — двум проходам между волноломами. «Бритиш Оксиген» покинул Плимут одним из первых. Получив легкий попутный ветер силой около 2 баллов, катамаран постепенно набрал скорость и вскоре лаг показывал уже 9 узлов. Только три судна сопутствовали Нокс-Джонстону: это опять-таки были многокорпусники — тримараны «Три Чиез», «Галфстример», и «Трайпл Эрроу». Эта четверка уже скрылась за горизонтом, а у плимутского брекватера медленно дрейфовали остальные яхты участников гонки...
Так сразу же определились основные претенденты на победу.
«Оксиген» оправдал все надежды, закончив этап первым. Но и «Три Чиез» показал отличную скорость — финишировал в Кроссхэвене вторым, отстав от «Оксигена» всего лишь на час. Легкие паруса небольшой площади позволяли Мак-Муллену и Риду быстро реагировать на малейшие изменения ветра, в то время как на «Оксигене» затрачивали около получаса напряженного труда, чтобы, скажем, вместо большой генуи поставить стаксель или взять рифы на гроте. Конечно, имело значение и то, что Нокс-Джонстон практически вышел на катамаране впервые и еще не освоил судно, тогда как «Три Чиез» был «обкатан» и настроен хорошо.
Самый короткий первый этап гонки явился как бы проверкой подготовленности судов и экипажей к дальнейшей борьбе на дистанции. Здесь лавировки было немного; ветер не превышал 7 баллов, но и при таком усилении ветра начались поломки и аварии. На «ФТ» штормовой волной сорвало с петель руль, оказались порванными снасти. С сильной течью, неожиданно открывшейся в корпусе, ушел к берегу экспериментальный тримаран «Мантис-IV». Было поломано несколько мачт, порвано множество парусов.
Но настоящие испытания были впереди: они начались, когда яхты пересекли 60-ю параллель и приближались к финишу третьего этапа в Лервике. Стало заметно холоднее, свирепые ветры северных четвертей временами достигали 9-балльной силы. Вахты приходилось менять каждый час.
Нокс-Джонстон и Боксолл выходили в кокпит в шлемах с плексигласовыми щитками, защищающими лицо: форма рубки оказалась такой, что все брызги, отражаясь от нее, обрушивались прямо в кокпит на рулевого. Единственное, что их радовало, это двухзначные цифры на указателе скорости: 12, 17 и даже 20 узлов! Но вот при очередном усилении ветра, когда Боксолл стал снимать огромную геную, его сил (и сип пришедшего на помощь Джонстона) хватило лишь на то, чтобы приспустить парус наполовину. Так и пришлось продолжать путь — и это в полный бейдевинд! — под штормовым стакселем и полощущей генуей. В дополнение ко всему, не выдержали болты крепления погона гика-шкота. Около полутора часов потребовалось яхтсменам, чтобы привести судно в относительный порядок. В уютной гавани Лервика они обнаружили уже ошвартованные «Три Чиез» и «Галфстример».
Совсем немного миль оставалось пройти до финиша и тримарану «Трайпл Эрроу» («Тройная стреле»), но свежий норд-ост постепенно стих, и к полудню яхта оказалась в штилевой полосе всего в 500 метрах от берега, паруса безжизненно повисли. Внезапно не поверхности воды заплясали фонтанчики, резкий порыв ветра, сорвавшийся с береговых скал, накренил катамаран на 45°, а еще через 10 секунд капитан Бриан Кук обнаружил, что плавает под опрокинувшимся судном. Его помощника Эрика Дженсена, как оказалось, выбросило из кокпита секундой раньше. Обоим оставалось только забраться на ту же сетку, натянутую между балками, но уже на обратную ее сторону. Дроже от холода, в мокрой насквозь одежде, яхтсмены очень быстро оценили ожидавшую их перспективу. Нечего было и думать поставить своими силами на ровный киль тримаран шириной 9 м и водоизмещением 3,5 тонны. Ракеты и дымовые шашки были закреплены внутри каюты, извлечь их оттуда мог лишь опытный ныряльщик. Не было возможности добраться и до надувного плотика, чтобы использовать его для переправы на берег. Оставалось одно — ждать помощи извне...
По счастью, с береге заметили потерпевших аварию, и через 45 минут мотобот спасательной службы уже подходил к ним. Матросы заложили буксирный конец за торчащий вверх шверт, и мотобот поволок «Трайпл Эрроу» к берегу. Тем временем яхтсмены заметили, что мачта тримарана со всеми парусами осталась неповрежденной. Поскольку теперь появилась явная опасность сломать ее на отмели, яхтсмены уговорили одного из спасателей в легководолазном костюме опуститься за борт и освободить рангоут от стоячего текелажа, чтобы вытащить 15-метровую мачту из воды. На это потребовалось, однако, целых четыре часа.
В гавани перевернутый тримаран подтащили к ближайшему подъемному крану. Сначала за один из поплавков кран поднял тримаран до вертикального положения, затем за погруженный в воду поплавок завели трос и, выбирая его в сторону берега, плавно опустили судно на ровный киль. Все это происходило глубокой ночью: было уже 2.40 следующего дня! Пара часов отдыха, и яхтсмены принимаются за откачку воды из 15-метрового среднего корпусе. Это занимает еще четыре часа. Затем они ставят спинакер-гик вместо мачты, поднимают на нем два стакселя и с таким вооружением проходят оставшиеся две мили до финишного створа в Лервике.
Теперь они получают возможность не более чем за двое суток стоянки исправить наиболее опасные повреждения, заново вооружить тримаран и снова продолжить борьбу — принять старт четвертого этапа. Одним словом, восьмое место, занятое в итоге гонки Куком и Дженсеном, досталось им нелегко, и было по достоинству оценено участниками, болельщиками и спортивными обозревателями.
Менее удачным оказался «финиш» для 14-метрового тримерана «Джонвилли». В 80 милях все от того же Лервика, в 3 утра раздался страшный треск — отломился один из поплавков! Двумя часами позже экипаж был снят с аварийной яхты траулером.
Гонка едва не завершилась трагически для шкипера «Три Чиез»: в 6-балпьный ветер Мак-Муллен упал за борт. Это произошло при самых банальных обстоятельствах: яхтсмен пошел навести порядок на баке, не зацепив страховочный пояс, а легкий тримаран подбросило вверх на' очередной волне. Мартин Рид спокойно прошел еще десятка три метров по курсу, а затем развернулся и подвел тримаран к своему шкиперу по всем правилам парусного искусства. Мак-Муллен смог уцепиться за борт, но чтобы поднять отяжелевшего в мокрой одежде яхтсмена на палубу, Риду пришлось воспользоваться стаксель-фалом и лебедкой.
Не следует думать, что аварии, поломки и несчастные случаи, вроде упомянутых, происходили только на катамаранах и тримаранах. Разумеется, были они и на однокорпусных яхтах. (Всего же с дистанции гонки по разным причинам вынуждены были сойти 19 судов). А вот таблица фактических результатов гонки дает основания для некоторых заключений. Первые пять яхт, завершившие гонку в Плимуте, — многокорпусники.
16 июля финишировали три судна. Всего на 71 минуту отстал от гиганта «Оксигена», пришедшего первым, тримаран Мак-Муллена и Рида. А ведь он на 7 м короче и несет намного меньше парусности! О «Галфстримере», оказавшемся третьим, можно сказать, что это — увеличенный вариант «Три Чиез», только что построенный (всего за 17 дней!) из пенопласта и стеклопластика; в Англию он пришел своим ходом из Массачузетса.
Следующую тройку, финишировавшую на другой день — 17 июля, возглавила «Манурева». Обозреватели отмечали, что этот тримаран был слишком перегружен оборудованием и снабжением, оставшимся после только что завершенного кругосветного плавания, и именно поэтому не смог составить конкуренцию «Бритиш Оксигену». Весило это оборудование, по словам Кола, не меньше 2,5 т! Только шестой финишировала первая и самая большая из однокорпусных яхт «Бартон Каттер».
Победитель же гонки с учетом гандикапа определился лишь через пять дней после финиша «Бритиш Оксигена». Им стала фактически пришедшая 13-й 9-метровая серийная пластмассовая яхта типа «Спаркмэн и Стефенс-30», управляемая одним из старейших английских яхтсменов 67-летним Л. Дуболлом и канадским судостроителем и кругосветным путешественником Л. Пардью.
Второе место по исправленному времени досталось еще меньшей яхте — швейцарскому «четвертьтоннику» «Петит Суисс» (типа «Кварто»), Обоим членам ее экипажа — Б. Гаттингеру и А. Шиссу по 22 года; плавали они в основном по горному озеру Констанция. На старте в Плимуте все были изумлены: молодые швейцарцы принялись откренивать свою 7,5-метровую яхточку, как будто им предстояло пройти олимпийский треугольник! Но вскоре яхтсмены освоились с океаном и второй 460-мильный этап прошли за 100 часов — неплохой результат для судна таких размеров. На финише швейцарцы были 20-ми. Гонка потребовала от них изрядной выносливости: в каюте было постоянно сыро и тесно. Не случайно на всех четырех стоянках первые сутки они только спали.
Впервые в гонке вокруг Британии принял участие чисто женский экипаж — Клара Фрэнсис и Эва Бонман. Клара всего два месяца назад (21 апреля) пришла в Плимут, завершив 33-дневный одиночный переход через Атлантический океан. Ее испытанный «Гулливер» — 10-метровый шлюп конструкции Кампера и Николсона пришел к финишу 22-м, но по гандикапу женщины заняли почетное третье место. Для экипажа последней получившей зачет яхты (на финише она была 38-й!) гонка продолжалась ровно месяц!
Итак, самой быстроходной яхтой оказался новый «сверхкатамаран» «Бритиш Оксиген»: 1885 миль по генеральному курсу он прошел со средней скоростью 7,7 узла. Это новый рекорд гонок! (Обратите внимание, учет гандикапа отбросил «рекордсмена» на 26-е место!). В первой десятке (см. таблицу) оказалось 7 тримаранов и 1 катамаран. Так, к полному удовлетворению всех поклонников многокорпусных яхт, закончились III, уже традиционные соревнования вокруг Британии, потребовавшие от участников большого мореходного искусства и мужества.