Старт очередной XI марафонской гонки судов с подвесными моторами «24 часа Руана» был дан, как обычно, 30 апреля. Собралось 56 участников из девяти стран, причем на Сене можно было видеть суда под флагами таких далеких от Франции государств, как Япония и Аргентина. Фактически стартовало 50 судов (больше, чем когда-либо), однако уже через пару часов 7 из них сошли с дистанции, так что механики в боксах на берегу вскоре оказались до отказа загруженными ремонтом моторов и корпусов. К концу 12-го часа марафона из-за аварий и различных неполадок на берегу оказалась добрая половина судов участников. Не будет преувеличением сказать, что и на всех остальных судах тоже происходили те или иные поломки, но спортсмены с помощью береговых команд смогли продолжить гонку...
Уже после окончания соревнований обозреватели отметили, что рекорд по числу выходов из строя и поломок принадлежит продукции фирмы «Карнити»: из 18 участников, доверивших свое спортивное счастье итальянским моторам, 10 вынуждены были отказаться от дальнейшей борьбы еще 30 апреля.
На X гонке наибольший успех выпал на долю моторов «Меркюри», но на этот раз в Руане оказался только один спортсмен, выступавший с мотором этой марки. Еще в начале 1974 г. «Меркюри Марин» официально объявила, что резко сокращает программу участия своих «фирменных» гонщиков в соревнованиях из-за топливного кризиса. Теперь фирма субсидирует выступления только нескольких гонщиков высшей категории. (Это чемпион мира и Европы Ренато Молинари, демонстрирующий специальный мотор «ТЗ» в гоночном исполнении, экс-чемпион мира голландец Ван дер Вельден, Том Персивал и В. Спалдинг. Однако из программы руанской гонки суда «старших» гоночных классов, в которых выступают эти «звезды», исключены.) Другими словами, на XI марафоне доминировали моторы «ОМС», т. е. «Эвинруд»/«Джонсон», а привычного единоборства «Меркюри» — «ОМС» не было.
Напомним, что в 1971 г. организаторы марафона исключили из участия в нем суда, оснащенные моторами с объемом цилиндров выше 1000 см3. Сделано это было по условиям безопасности. Ведь значительная часть гонки проходит ночью, а «сверхвысокие» скорости, развиваемые со столь мощными моторами, приводили к большому числу аварий на трассе. Одновременно такое решение повышало шансы на успех спортсменов клубных команд, выступающих с «общедоступными» моторами; ведь в старших классах победу оспаривают в основном фирменные гонщики на «гоночных машинах», снабженных уникальными сверхмощными «подвесниками», иногда изготовленными специально для данных соревнований.
Однако прогресс в конструировании малых гоночных судов настолько способствовал увеличению их скорости, что теперь пришлось ввести новое ограничение рабочего объема — уже до 850 см3. И тем не менее, если наивысшая скорость прохождения одного круга (один круг — это 3,6 км вокруг острова Ла Круа), показанная в 1971 г. на лодке с мотором объемом 1650 см3, составляла 97,2 км/ч, то на последних соревнованиях, уже после всех ограничений, наилучшая скорость с мотором вдвое меньшего объема оказалась больше — 103,7 км/ч.
Вернемся, однако, к старту. Из-за неожиданно большого количества участников судьи несколько задержались, и ракета была дана с опозданием на 21 минуту — в 16.21. Лидерство тотчас же захватила английская лодка класса SE с мотором «Эвинруд», на которой выступали, сменяя друг друга, Р. Дженкинс, П. Уайльд и А. Лэнгдон (первые два на предыдущем марафоне были победителями в классе скутеров OF).
Англичан пытался было «достать» итальянский экипаж (катамаран SE фирмы «Клеричи», мотор «Эвинруд-SS»), возглавляемый Бакетти. Итальянцам удалось улучшить рекорд круга, только что установленный Дженкинсом, но тут же их соотечественники (экипаж — два Бонвичини и Карлипи) развили еще большую скорость 91,4 км/ч. Такой темп, взятый в начале гонки, свидетельствовал о том, что в пылу азартной борьбы спортсмены теряют здравый смысл. Вскоре англичане оторвались от своих ближайших соперников на 8 кругов, затем у нервничающих преследователей начались неполадки в моторах и разрыв увеличился, но потом снова стал сокращаться.
В полночь Дженкинс был всего на один круг впереди Бонвичини и на пять кругов опережал французов братьев Жуссомов. Однако Бонвичини неожиданно вышел из гонки из-за поломки поршня, а катамаран Жус-сома был вынужден подрулить к берегу из-за неисправности мотора. Останавливался и Бакетти: механики европейского филиала «ОМС» ставили на его мотор редуктор с двигателя Бонвичини...
К рассвету англичане оторвались ото всех на целых 34 круга, затем этот разрыв увеличился до 40 кругов — это чуть ли не полтора часа хода! Все были уже уверены в победе экипажа Дженкинса, но около 7 утра двигатель «Эвинруда» стал «барахлить». В фирменном боксе началась суматоха. Когда спасательный катер прибуксировал английскую лодку к берегу, механики поставили страшный диагноз — «прогорел» поршень.
Побив все прошлые рекорды, заняли первое общее место и завоевали победу в классе ОЕ французы братья Дидье и Поль Жуссомы. На своем катамаране «Марлборо» (фирмы «Корморан») с мотором «Эвинруд» они за 24 часа сделали 539 кругов — на 39 кругов больше, чем это удалось прошлогоднему победителю. Соответственно их средняя скорость оказалась больше на 7,4 км/ч (80,873 км/ч), что является очень большим достижением. Стоит, пожалуй, добавить, что второе место в этом классе также заняли французы — Бисбаль, Дюрмо и Ле Ком на точно таком же катамаране (только они успели сделать на 35 кругов меньше).
Вышедший на второе общее место экипаж П. Бакетти — А. Ташетти — Б. Бальку (526 кругов) был сильнейшим в классе спортивных мотолодок SE; средняя скорость итальянцев лишь немногим (па 1,88 км/ч) меньше, чем у французов. Их катамаран был единственным судном, оборудованным самой последней моделью мотора «Джонсон-SS» (70 л. с. «Супер-Спорт») в исполнении «Сток». Этот мотор был представлен для новой категории ОЕ и впервые показан международной спортивной общественности в Милане за две недели до Руанской гонки.
Надо сказать, что в самом младшем классе SD, в котором большинство составляли уже не катамараны, а однокорпусные лодки, борьба была не менее ожесточенной.
Возглавлявший гонку французский экипаж Гардена (на лодке, построенной его же фирмой «Гарден») неожиданно снизил скорость из-за неисправностей в моторе «Карнити». Лидерство захватила одна из шведских лодок с фирменным экипажем «Пента». Этот экипаж возглавлял японец Акира Накамура; сменяли его два шведских гонщика: чемпион Европы 1973 г. Бо Андерсон и Вьёрн Мюрбринк. Между 10.30 вечера и полночью на их лодке отказало рулевое управление, а затем и редуктор мотора; подход к берегу для ремонта — и они отодвигаются на восемь мест назад. Французы Фаври и Боттон (на катере конструкции Фаври с мотором «Пента») вышли вперед и удерживали лидерство в течение всех следующих часов; они финишировали, на девять кругов опередив своих ближайших соперников (швед Альдестен) с результатом 418 кругов, средняя скорость 62,80 км/ч. В общем зачете у них 10-е место.
Таким образом, победив в двух классах из трех и завоевав в общей сложности 5 призовых мест из 9, французы наконец-то одержали убедительную победу «у себя дома».
Как и в предыдущей гонке, наименьшее число кругов (27-е общее место) сделала маленькая экспериментальная прогулочно-туристская лодка «Саметр» с водометным движителем «Пента».
Руанский 24-часовой марафон вновь подтвердил свою репутацию одного из самых интересных и представительных соревнований в наиболее доступных младших классах гоночных и спортивных судов.