Главным призом соревнований на Риу Бальса в 1972 г. стал приз президента Мексики — массивная отливка из чистого серебра, изготовленная мексиканскими серебряных дел мастерами и оцениваемая в 5000 долларов. Он присуждается экипажу катера, прошедшему дистанцию с максимальной скоростью, независимо от класса и штрафных поправок (в марафоне участвуют катера с водометными движителями, оснащенные двигателями с рабочим объемом цилиндров до 6000 см3, мотолодки с жестким корпусом, надувные лодки и плоты с подвесными моторами). Первым обладателем приза стал экипаж канадского водометного катера под командой Майка Сандермана, выходца из Новой Зеландии. А в последующие три года его бывшие соотечественники, выступая на катерах с трехступенчатыми водометами оклендской фирмы «Гамильтон», неизменно оказывались победителями мексиканского марафона. В 1975 г. катер «Аотеароа», ведомый Невилом Сатзерлендом, первым закончил 594-километровый маршрут за 5 часов 55 мин 21 с, окончательно завоевав право увезти почетный трофей на родину на вечное хранение.
Водно-моторный спорт в Новой Зеландии — стране горных рек и озер, окруженной океаном, имеет много поклонников. Только одна Ассоциация водометных катеров насчитывает 1400 членов (не надо забывать, что все население Новой Зеландии составляет 3 млн. человек). Фирма «Гамильтон», получившая всемирную известность благодаря выпуску первых промышленных образцов водометных движителей для катеров, поставляет на рынок широкий ряд водометов, пригодных как для установки на прогулочных и служебных катерах, так и на высокоскоростных гоночных судах. В 1974 г. Ассоциация водометных катеров, пользуясь поддержкой фирмы «Городские часы», провела первый марафон по реке Уонгануи, а программа второго, гораздо более сложного марафона, проведенного в сентябре прошлого года, включала гонки по шести рекам, горному озеру и вдоль океанского побережья. В гонках приняли участие спортсмены только из самой Новой Зеландии; участвующие суда были разбиты на 4 класса: А — с рабочим объемом цилиндров свыше 5100 см3, В — 4100—5100 см3, С — 3000—4100 см3 и D — до 3000 см3. Рассказ об этих интересных соревнованиях подготовлен при любезном содействии Дэвида Пардона— редактора новозеландского журнала «Sea Spray», посвященного парусному и водно-моторному спорту и малому судостроению.
Рассказывает Ник Толертон
Тысячекилометровая марафонская гонка на водометных катерах, проведенная в сентябре прошлого года в Новой Зеландии, оказалась, по мнению большинства принимавших в ней участие экипажей, самым протяженным и трудным соревнованием подобного рода, когда-либо имевшим место. Не удивительно, что в предыдущих международных соревнованиях водометных катеров, проводившихся на реках Мексики или Бразилии, доминировали новозеландские экипажи — именно в этой стране Билл Гамильтон впервые начал промышленный выпуск водометных движителей для катеров.
Шестидневный марафон явился самой крупной гонкой водометных катеров, и новозеландские спортсмены единодушно заявили, что у себя дома они нашли условия марафона более соревновательными, чем в любой другой стране. В Новой Зеландии нет змей и диких животных, которые наводили ужас на участников марафонов по мексиканской реке Риу Бальса, но тем не менее соревнование явилось суровым испытанием навыков водителей управлять катерами, мчащимися на бешеной скорости по обманчивым, извилистым и усыпанным подводными камнями рекам, по океанским отмелям и глубоководным озерам.
Информация об изображении
На песчаном баре реки Уаймакарири спасательная служба обеспечивалась вертолетами
Финальный итог говорит сам за себя. Из 44 заявленных катеров только 28 прошли через все семь гонок, включенных марафон. Причем треть экипажей этих судов получили штрафные очки за нарушения правил и ни одна из лодок не закончила соревнование без поломок механизмов или повреждений корпуса. Один катер утонул, а несколько других оказались так сильно поврежденными, что ремонт их был невозможен. Помимо упомянутых 44 катеров еще десять брали старты в отдельных гонках на реках Северного или Южного островов.

На песчаном баре реки Уаймакарири спасательная служба обеспечивалась вертолетами
Старт соревнованиям был дан на реке Уонгануи на Северном острове. От города Таумарунуи катера устремились по 230-километровому маршруту вниз по реке до города Уонгануи, расположенного близ ее впадения в океан. На следующий день гонщики должны были возвратиться обратно, борясь с сильным встречным течением. По сравнению с последующими гонками, эти этапы были сравнительно легкими, так как на большей части дистанции было сравнительно глубоко и катера смогли развивать максимальную скорость.
Однако еще до старта соревнования были закончены для новейшего катера «Голден Кэй Джет» из Крайстчерча. Во время тренировки на Уонгануи катер наскочил на подводную скалу и утонул. Три члена экипажа были выброшены из катера, его водителя Говарда Смита пришлось отправить в больницу с переломом ноги.
Из 47 катеров, которые стартовали в Таумарунуи, только 24 закончили обе гонки. Тяжелый инцидент произошел с катером «Канарики Джет» из Южного Кентербери: в начале первой гонки на огромной скорости он налетел на камни, у водителя Тревора Аллана было сломано ребро, а у одного из членов экипажа — ключица.
Очень трудными были гонки на Южном острове. Здесь горные реки прерываются разливами шириной в 3—4 км, мелководным галечным руслом. Многие из таких участков непроходимы даже для легких водометных катеров, которые нормально эксплуатируются при глубине воды всего в 12 см. Но те же реки иногда врываются бурлящими потоками в узкие ущелья, причем русло усеяно опасными обломками скал, о которые так легко можно пробить днище лодки.
Марафон стал захватывающим зрелищем для населения близлежащих деревень, расположенных вдоль рек. Занятия в школах, работа на фермах прекращались на много часов, магазины были закрыты. Тысячи людей толпились по берегам, на речных отмелях и мостах, чтобы посмотреть окрашенные в яркие цвета катера, с ревом проносящиеся мимо.
Гонки на Южном острове начались 96-километровым пробегом вверх по реке Уайхао из ее устья на юго-восточном побережье океана. Сильный дождь затруднял наблюдение за трассой и в самом начале гонок катер «ПДЛ Джет» (класс судов с 6-литровыми двигателями), управляемый Питером Филлипсом из Крайстчерча, потерпел аварию. Филлипс был лидером соревнований после первых двух этапов, но сейчас на скорости свыше 100 км/ч катер вдруг потерял управление и врезался в речную отмель. Филлипс вылетел из кокпита и, пролетев пять метров, упал в речной ил. К счастью, никто из экипажа, включая и водителя, не пострадал.
Затем действие переместилось на западный берег Южного о-ва, начавшись со стремительного броска катеров по реке Буллер. Джон Баттерфилд на катере «Аутло» возглавил гонку, но Филлипс, наскоро отремонтировав свой «ПДЛ Джет», стремился наверстать упущенное и шел за ним по пятам.
Гонка по реке Грей была, пожалуй, решающей во всем марафоне. Снова не повезло Филлипсу — он неправильно сориентировался на трассе, свернул в боковую протоку и здесь его «ПДЛ Джет» на полной скорости выскочил на мель. Шесть следовавших за ним водителей совершили ту же ошибку и их катера пришлось стаскивать на воду бульдозерами.
На пятый день катера должны были пройти реку Тарамакау и часть озера Бруннер. В давние времена этот район славился залежами нефрита, который здесь добывали туземцы племени маори. Позже белые переселенцы обнаружили здесь золото и Тарамакау стала ареной соперничества золотоискателей. Победу в гонках по этой реке одержал Баттерфилд на «Аутло».
На последнем этапе гонки катера должны были пройти 120 км вниз по реке Уаймакарири через известный овцеводческий район Кентербери до восточного побережья, выйти в океан, пройти затем 20 км вдоль берега, перепрыгнуть через мелководный песчаный бар и финишировать в обширном эстуарии реки Самнер у города Крайстчерч.
Но прежде устроителям соревнований пришлось прибегнуть к помощи бульдозеров, чтобы расчистить в верховьях реки километровую дорогу для подвоза и спуска лодок. Эти работы проводились при 6-градусном морозе, а наступившая утром оттепель превратила дорогу в грязь и заставила отложить старт на час. Это обернулось для участников новыми трудностями — начался прилив и на выходе из реки в океан мощные валы с ломающимися гребнями перекатывались через песчаный бар, угрожая залить лодки или ударить их о дно.
Да и сам переход по реке был нелегким и отмечен рядом аварий катеров. На полной скорости потерял управление катер «Фьюри», ведомый Дэйвом Маттерсоном. От резкой остановки водителя сорвало с места и ударило головой о ветровое стекло. Выскочили на речные мели и два других катера — «Рива Рэт» и «Конкорд»; к счастью, экипажи не пострадали.
Но вот катера пересекают песчаный бар, и тут «Коугар Каб», управляемый одним из опытнейших новозеландских гонщиков Диком Фэррэнтом, накрыло волной, и катер пошел на дно, увлекая за собой водителя. Чудом Фэррэнту удалось освободиться и всплыть на поверхность, где его и подобрало патрульное судно.
И вот, наконец, «Аутло», ведомый твердой рукой Джона Баттерфилда, успешно финиширует, выиграв эту гонку и завоевав общее первое место в марафоне. Ему вручается главный трофей соревнований — серебряный приз президента Мексики.
«Аутло» на 18 минут опередил вторую лодку на финише — «Майти Смув» с водителем Роном Реганом из Крайстчерча.
Оба катера имеют длину 5 м, ширину 2 м. Их корпуса с обводами глубокое V с углом килеватости днища на транце 15° построены из стеклопластика. На катерах установлены американские 8-цилиндровые бензиновые двигатели «Шевроле-350», спаренные с трехступенчатыми водометными движителями «Гамильтон» новозеландского производства.